Правовая система религии Всевышнего настолько безупречна, что не оставляет в стороне ни одну сторону общественно-политического бытия. Касается это и семейной жизни. По достижении совершеннолетнего возраста в исламе приветствуется вступление в брак, который строится на твёрдой и нерушимой основе, где уравновешенно сочетаются потребности тела, разума, духа и чувств, где должны царствовать любовь и религия одновременно.
Поэтому, в выборе жены мусульманин, в первую очередь, должен руководствоваться заветом Пророка Мухаммада (мир ему и благословение): «Выбирая жену, следует учитывать четыре качества: её имущество, знатность, красоту и религиозность. Стремись выбрать религиозную, и благословенны будут твои руки». Затем к попечителям (отец, ближайшие родственники, воспитатели) девушки посылаются сваты. Попечители должны учитывать наличие в будущем муже двух главных качеств – религиозности и нравственности. Отсутствие богатства или хорошей работы не является основанием для отказа. Недаром в достоверном хадисе сказано: «Если к вам пришёл (просить руки вашей дочери) тот, чья нравственность и религиозность вас удовлетворяет, то соедините их браком. Иначе на земле начнётся смута и чрезмерное распутство».
Согласие на брак со стороны девушки обязательно. Лишь после этого запускается дальнейший механизм бракосочетания. Жених должен увидеть невесту. Есть достоверный хадис от Аль-Мугира ибн Шуба, да будет доволен им Аллах, рассказывающий:
«Я посватался к женщине. Пророк (мир ему и благословение) спросил: «А ты видел её?» «Нет!», – ответил я. Тогда он (мир ему и благословение) сказал: «Взгляни на неё. Ведь лучше, если вы будете жить в любви и согласии».
Одним из символов будущей экономической независимости жены является, предоставленный в эту пору мужем «махр» («брачный подарок»). Не путать с дагестанским калымом, не имеющим никакого отношения к правовой мусульманской системе. Стержневое отличие между ними состоит в том, что калым в качестве предварительного условия брака предоставляется родителям или родственникам невесты для дальнейшего перехода в их собственность. Махр же является исключительно неотъемлемым имуществом супруги (остаётся у неё даже после развода), претендовать на которое никто не имеет право. Если брак расторгается по инициативе мужа до вступления в супружескую близость, то женщине выплачивается половина махра.
Другой дагестанской традицией является приход в дом мужа невесты с разнообразным приданым, в виде мебели, кухонной утвари и т.д. А с точки зрения шариата именно жених обязан полностью подготовить дом к супружеской жизни, ибо девушка, как будущая жена и мать уже представляет самодостаточную ценность.
Должна быть сыграна и свадьба, непременным условием которой является проведение её в рамках дозволенных и разрешённых Аллахом невинных развлечений, т.е. не должно быть спиртных напитков и иных одурманивающих средств, совместных танцев и т.д.
Естественно, исламский этикет, отвергая всякое ханжество и предубеждения, не оставляет в стороне и вопросы интимного сосуществования супругов.
Известный мусульманский учёный Ибн Каийм писал, что сексуальная связь призвана охранить здоровье, принести радость и наслаждение телу, сохранить человеческий ресурс. Согласно этикету, муж в первую брачную ночь и далее должен создать прелюдию к физической близости с помощью слов, поцелуев и прочих действий. Пророк Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Пусть не бросается никто из вас на жену подобно животному. Да будет между ними посланец». Когда же его спросили о том, что такое посланец, Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Поцелуи и ласки».
Вопреки расхожим стереотипам, мусульманка – не бесправное существо, призванное только доставлять плотские наслаждения своему мужу, а полноправный партнёр, потребности которого должны быть непременно учтены.
Так Пророк (мир ему и благословение) напомнил одному из своих сподвижников, который все ночи и дни посвящал богослужениям, об интимном праве его жены: «…И жена имеет на тебя право». Шариат даже предоставляет женщине полное право на развод, если муж в течение четырёх месяцев не имел с ней супружеских отношений без веских на то оснований.
Права и обязанностиВообще-то в системе ислама супружеские права делятся на три категории: общие права, права жены и права мужа.
Общие права супругов включают в себя право на ребенка, интимную близость, наследование в случае смерти одного из супругов, право на достойную супружескую жизнь.
Права жены условно можно подразделить на две категории: имущественные и личные.
Личные права в двух словах означают создание мужем для неё гармоничного семейного микроклимата.
Под имущественными правами следует понимать то, что на муже лежат обязанности полного материального обеспечения («нафака») жены, включающие в себя траты на одежду, жильё, еду, лечение, оплату прислуги при надобности и т.д. Сами расходы могут выделяться как в денежной, так и в натуральной форме.
Допускается выделение средств на обеспечение жены ежедневно, ежемесячно или ежегодно, в зависимости от финансового положения мужа.
Шариат не определяет конкретную величину выделяемых мужем расходов. Главный принцип заключается в том, что они не должны быть ни чрезмерно малыми, ни чрезмерно избыточными. Экономическая состоятельность жены не играет при этом никакой роли. Свои денежные средства она вправе тратить только на личные нужды. Невыплаченные мужем расходы не списываются, а превращаются для него в настоящую долговую задолженность со всеми проистекающими отсюда последствиями. Долг не списывается даже в случае развода или смерти супруга. Жена (или бывшая жена) может добиться возвращения долга через исламский суд, который в принудительном порядке заставит мужа расплатиться по счетам.
В ситуации, когда супруг, находящийся в долгом отъезде, не оставил жене денежных средств на расходы, суд распоряжается его имуществом с целью выделения материального обеспечения для супруги. В случае же отсутствия имущества или невозможности его использования, суд тем или иным методом оповещает мужа о нарушении супружеских прав и назначает определённый срок для выделения необходимых средств.
Если по истечении срока он не смог выполнить требования суда, спутница жизни получает по своей инициативе законный развод.
В такой же степени она имеет право на развод, если муж пропал без вести или выехал в неизвестном направлении, не оставив средств на личные расходы. В свою очередь, права и обязанности мужа проистекают из его психобиологических отличий от женщины. Поэтому Пророк (мир ему и благословение) на вопрос: «Кто из людей обладает наибольшим правом на женщину?», ответил: «Муж». «А кто обладает наибольшим правом на мужчину?». Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ответил: «Его мать». Разумеется, глава семьи, – не деспот и самодур, а мудрый попечитель и опытный хозяин, на плечи которого полностью ложится обеспечение материального достатка в семье.
Жена должна довольствоваться имеющимся доходом мужа, недаром Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Самая лучшая из женщин – это та, которая радует тебя, если на неё глянешь, повинуется тебе, если ей повелеваешь, и сохраняет себя и твоё имущество, когда ты отсутствуешь».
Внутреннюю, интимную атмосферу супружеского дома не должно нарушить чужое, грубое вмешательство. Принимать у себя дома гостей, которых не любит муж, жена, не имеет право. Шариат категорически запрещает прекрасному полу знакомиться и свободно общаться с друзьями и знакомыми мужа, принимать их дома в отсутствии супруга, тем более оставаться с ними наедине.
Муж также несёт ответственность и за должный внешний вид жены и собственных детей. Сильная половина отвечает за слабую, если она допускает небрежность или оплошность при совершении религиозных обрядов, унижает религию или не повинуется Аллаху.
Он несёт ответственность за праведность её жизненного пути, и добродетельность и целомудрие. Любая оплошность женщины в этих или других сферах наносит ущерб достоинству мужчины и его приверженности к Исламу.
Следовательно, он ведёт её за собой либо в Рай, либо в адское пламя. Аллах же повелел правоверным оберегать себя и близких от пламени Ада.
Такова вкратце этика супружеских отношений в мусульманской семье. Главное её преимущество – освящение сверху, полностью учитывающее природную основу и биологическое естество человека. ]§[
- 9 просмотров