[ видео ]

[«Война миров». Спилберг против Уэллса] Режиссер: Стивен Спилберг В ролях: Том Круз, Миранда Отто, Тим Роббинс, Дакота Фэннинг Жанр: фантастика Производитель: «Dreamworks Pictures», 2005 В детстве, прочтя «Войну миров» Герберта Уэллса, не могла заснуть от страха: а вдруг ОНИ прилетят именно этой ночью и приземлятся именно под нашим балконом? Теперь смешно вспоминать, но впечатление было сильным. Потому шла на «Войну миров» Спилберга с тайным трепетом и ожиданием чего-то такого… такого… А ничего такого и не было. Хотелось не дрожать от страха, вжимаясь в кресло, а на весь зал по-станиславски крикнуть: «Не ве-рю!».

Вообще-то Спилберг инопланетян любит – взять, к примеру, его «Инопланетянина». Но с марсианами у него вышла очевидная промашка. Прежде всего, поражает их невероятная глупость. Ну, скажите, чего ради марсиане, тысячу лет назад запрятав на Земле свои треножники, ждали, пока из первичного бульона зародится Homo sapiens, а не заселили ничейную планету? Ради красивого побоища со вкусом нам показанного? И ещё: неужели за эти тысячелетия на Марсе наука и техника стояли на месте, и аппараты ничуть не устарели? Уэллс, кстати, такого ляпа не допустил: его марсиане монтировали свои треножники по прибытии на Землю. Поражает также, почему наивные пришельцы не позаботились хотя бы чуток изучить оккупированную планету – тогда губительные бактерии не застали бы их врасплох. Что за опрометчивость – выходить в чуждый мир без скафандра, да ещё забираться в подозрительные подвалы! Какая непростительная беспечность – питаться чем попало! Дотошному человеку смотреть «Войну миров» вообще нельзя. Сразу возникают неуместные вопросы. Вот, к примеру, эффектный кадр: камера, выпав из рук испепелённого марсианским лучом человека, продолжает фиксировать страшные подробности бойни… Жутко… Но тут же закрадывается крамольная мысль: как же так, ведь только что мы видели, что по прилёту марсиан все приборы – вплоть до механических часов – перестали действовать? И уже как-то не жутко… Или этот притянутый за уши хэппи-энд, когда оказывается, что несносный подросток – сынок Тома Круза – загадочным образом выжил в огне… Или мирный Бостон – земля обетованная, которую злобные инопланетяне почему-то пощадили. Почему?

Эти регулярно возникающие вопросы мешают сосредоточиться на главном, на том, что Уэллс (да и Спилберг, разумеется, тоже) стремился сказать: о беспечности людей, убивающих друг друга, забывая о том, что жизнь на Земле и так хрупка, как осенний лёд. О том, что налёт цивилизованности легко стирается с человека в эпоху катастроф, обнажая клыки дикого зверя (в фильме, кстати, есть замечательный эпизод – охваченная паникой толпа отбирает у героев машину). О глупой гордости человека, мнящего себя царём Вселенной. Только вот Уэллсу это сделать удалось, а Спилбергу – пожалуй, что нет. Чувствуется, что он наслаждается спецэффектами (и они действительно великолепны: если уж идти на фильм, то только ради них), любуется всеми этими рушащимися домами, смертельными лучами, кровавыми дождями, железными медузами, изящными трёхпалыми конечностями марсиан… Всё это действительно потрясающе красиво сделано. Но спецэффекты – сами по себе, а сюжет – сам по себе. И создаётся впечатление неудовлетворённости – словно под обложкой, скажем, «Войны и мира» ты обнаружил комиксы про Бэтмена. Хотя того, кому по вкусу комиксы, это, наверное, только обрадует. ]§[

Номер газеты