[Бюджет стагнации] Есть один вопрос, который в последние месяцы стал для меня риторическим. Люди, принимающие решение о курсе экономической политики страны, – популисты или всё же убеждённые государственники?
Предвижу скепсис некоторых читателей: ну, конечно же, популисты, прикрывающие собственный корыстный интерес. Мне же кажется – не всё так просто. Человек всегда хочет быть правым для себя и для других, а потому желает найти обоснование своим противоречивым поступкам. Найдя, через какое-то время он принимает его как нечто безусловное, данное самой реальностью, как будто и не он сам искал его вовсе.
По-видимому, нечто подобное происходит с представителями крыла так называемых «государственников» в исполнительной ветви российской власти. Им удобно быть таковыми, каковы они есть, и они уверовали в собственную правоту. Повышение заработной платы бюджетникам для них не популизм, а один из эффективных инструментов, рекомендуемых теорией управления экономикой. Согласно ей, население, получающее более высокие доходы, будет больше тратить на покупку товаров и услуг. Тогда у производителей вырастут продажи, а следовательно, и прибыль, расширятся производство, откроются новые рабочие места. Государственники верят, что таким образом заботятся об отечественном производителе и о благосостоянии народа. Патетика преобладает над прагматикой.
Слово «дефолт» стало чаще встречаться в экономической прессе. Но в отличие от августа 1998 года определение «структурная перестройка экономики», о которой много говорилось в связи с необходимостью ослабить «нефтяную» зависимость страны, как-то даже выпало из современного лексикона рынка. В ходу ныне понятия вроде «доля государства в «Газпроме» или «государственная «Роснефть» намерена приобрести такое-то месторождение» и т. д., но обязательно со словом «государевым». Огромные государственные компании-монополисты помогут обеспечить огромную и послушную армию бюджетников.
А вот тут как раз и расходятся американская теория Джона Кейнса с российской практикой! Нефтегазовые монополисты заполнят всё рыночное пространство, вытесняя собой всех остальных «отечественных производителей». Все банки захотят работать исключительно с ними, все фондовые биржи в стране будут торговать преимущественно «голубыми фишками» гигантов – все карты им (монополистам) в руки. Отечественный производитель, озабоченный выпуском иной, менее привлекательной для спекуляций продукции, не интересен никому. Так и недолго сироте зачахнуть. А тут ещё возросшая платежеспособность населения добьёт. Сначала инфляцию разгонит, потом импортного конкурента «пригласит» в страну. Теория о росте отечественной экономики через стимулирование совокупного спроса населения разобьётся об… открытые границы ВТО, глобальную мировую экономику и несуществующую российскую. ]§[
- 1 просмотр