[ Битва за пол-литра ]

Отношение нашего государства к производству алкоголя похоже на пылкую, но безответную любовь. И отпустить оно (государство) от себя его (алкоголь) не хочет, и удержать-то на коротком поводке да под присмотром не в силах.

Любовь по-русски

Как и полагается любви, алкоголь и губит, и спасает. Спасая государство здесь и сейчас, губит население. Каждый раз, когда перед страной маячила угроза финансового кризиса, на помощь среди прочих призывалась государственная алкогольная монополия. Не менее часто очередное наступление на доходный бизнес маскировалось заботой о здоровье граждан. А водка – она и при госмонополии водка.

Российскому правительству не позавидуешь. Сбалансированный бюджет на среднесрочную перспективу вроде бы сверстали. Но оптимистов среди его составителей, видимо, мало, раз взялись извлекать дивиденды из столь неблагодарного занятия, как регулирование производства и оборота спирта.

Число попыток урегулировать сферу можно сосчитать по числу принятых редакций Закона «О госрегулировании оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Включая одобренный 6 июля 2005 г. Госдумой закон, с 1995 года было принято 8 его редакций. А все постановления и указы, регулирующие эту сферу деятельности, начинаются со слов «Об усилении…» или «О мерах по совершенствованию…»

Схема № 1

Склад – не клад

Современная структура алкогольного производства России стала вырисовываться с 1998 года. Тогда на базе государственных спиртозаводов, а также государственных пакетов акций ликёроводочных заводов было создано ФГУП «Росспиртпром». Теперь на его долю приходится 60% рынка спирта и 40% рынка ликёроводочных изделий. По замыслу правительства, монополизация оборота спирта должна была усилить госконтроль за производством продукции из него. Примерно с того же времени регионам был передан солидный набор полномочий по контролю качества и лицензированию производства алкогольной продукции. Предполагалось, что на местах решить проблему качества проще. Сквозное квотирование закупок и поставок этилового спирта – от конкретного предприятия до субъекта Федерации в целом – должно было помочь организовать единый государственный учёт производимой в стране спиртосодержащей продукции.

Отлаженная с виду система на деле продемонстрировала глубокие изъяны сквозного планирования в общегосударственном масштабе. Во-первых, само ФГУП «Росспиртпром» превратилось в неповоротливого монополиста, налоговые отчисления которого падают с каждым годом. В 2005 году предприятие включено в план приватизации федерального имущества. Причём чаще слышны голоса сторонников его ускоренной приватизации. Во-вторых, регионы, получившие право формировать и затем распределять квоту на закупку и поставку спирта, использовали его как инструмент выживания с рынка неугодных предприятий.

Акцизные склады, одной из основных задач которых должен был бы стать контроль качества, не соответствуют своему предназначению. Как рассказал «ЧК» начальник отдела контроля оборота алкогольной продукции комитета Правительства РД Мавзудин Юсуфов, в ходе проведённых лабораторных исследований и документальных проверок за 2004 год выявлено около 83 тысяч бутылок водки, содержащей непищевые добавки (в основном, ацетон). Уведомление о фальсификате было получено всеми контрольными инстанциями: УФСН по РД, МВД, Госторгинспекцией по РД. Но ни на одном из складов продукция не была изъята, то есть «успешно» попала в розничную сеть.

Кроме того, акцизные склады должны были способствовать легализации оборота алкогольной продукции. По данным информационного агентства «Росалкоголь», производственные мощности предприятий винодельческой отрасли Дагестана загружены на 5,2%. При этом, по расчётам Минэкономразвития России, загрузка мощностей менее чем на 20% делает предприятие отрасли нерентабельным. Несмотря на это в Дагестане не известно ни одного случая банкротства винодельческой компании.

О том, что существующая пока модель государственного регулирования движения спирта не оправдывает отчаянных надежд на наполнение бюджета, можно судить, сравнивая объёмы выпуска продукции с поступлениями алкогольных акцизов (смотрите таблицу 1). Сумма поступивших в бюджет РД акцизов, скажем, от водки и коньяка почти в 2 раза ниже, чем полагалось бы быть. При этом здесь даже не учтены суммы акцизов, поступающих от акцизных складов. Тогда бы контраст был более разительным.

Попытка тотального контроля через акцизные склады и установление квот признана неудавшейся. В будущем решили испробовать иной путь.

«Лучше больше, да лучше»

С 1 июля 2006 года акцизные склады должны заменить «счётчики». Всё оборудование на заводах, производящих спирт и алкогольную продукцию, будет оснащено специальными измерительными приборами. Они будут измерять содержание, концентрацию спирта, выход готовой продукции. Информация с этих «счётчиков» поступит прямо в Единую государственную автоматизированную информационную систему. Про то, как надо обращаться со счётчиками, знает всё население необъятной России. Про то, как обращаются с единой автоматизированной системой «ГАС Выборы», догадывается подавляющее большинство граждан-избирателей.

Другое новшество, трактуемое более однозначно, – повышение требований к уставному капиталу производителей и оптовых организаций, торгующих «пьяным» товаром (смотрите справку). Это несомненный плюс нового закона. Крупных участников рынка проще контролировать, и они не исчезнут в одночасье. Кстати, немалая часть дагестанских производителей виноводочных изделий не соответствует требованиям обновлённого закона (смотрите таблицу 2). Чтобы получить право работать на рынке дальше, им придётся увеличивать собственный капитал. Таким образом, требование минимального размера уставного капитала способствует легализации капитала предприятий отрасли.

Это же пожелание законодателей (повышение уставного капитала) распространилось и на розничную торговлю. С 1 июля следующего года продавать в розницу водку смогут только организации. Для них органы власти субъекта РФ будут вправе устанавливать свои требования к минимальному уставному капиталу (но не более 1 млн руб.), к декларированию продаж и порядку представления деклараций. Розничная продажа алкоголя только организациями будет способствовать «переезду» крепких напитков в специализированные магазины, что, конечно же, послужит росту их качества.

Схема № 2

Но, несомненно, главной прелестью одобренного закона стала отмена квот на поставку и закупку спирта. Начиная с середины следующего года продать или купить сырьё фирмы, имеющие лицензию на соответствующий вид сделок, могут, всего лишь уведомив Федеральную налоговую службу (или другой уполномоченный орган). Ликвидация подобного ограничения должна привести к либерализации производства и оборота спирта и алкогольной продукции.

Комментарий «ЧК»

В каждой из новаций закона можно углядеть как плюсы, так и минусы. Специфика «самогоноварения» такова, что успех контроля за ним всегда сомнителен. С течением времени меняются его методы – проблема ухода в «тень» остаётся неизменной. ]§[

Номер газеты