[«Жмурки»] Режиссёр: Алексей Балабанов В ролях: Алексей Панин, Дмитрий Дюжев, Никита Михалков, Гарик Сукачёв, Кирилл Пирогов, Виктор Сухоруков, Рената Литвинова, Сергей Маковецкий, Андрей Краско, Алексей Серебряков, Александр Баширов, Татьяна Догилева, Георгий Сиятвинда Производство: Кинокомпания СТВ, 2005 Продолжительность: 105 мин. Жанр: чёрная комедия Такому набору известнейших актёров и любимцев публики позавидовал бы любой режиссёр и продюсер. Собрав в одну кучу ключевых артистов современного российского кинематографа, гениальный Алексей Балабанов решил снять «Ералаш для взрослых», чёрную комедию с не менее чёрным юмором, кровью и убийствами. Балабанов решил поиграть в Тарантино, одним словом. Получилось ли это у него, читайте далее. «Жмурки» – это стёб, и серьёзно к этому кино относиться не стоит. Балабанов – режиссёр авторского кино, независимого, жёсткого и немножко радикального.
В его фильмах чувствуется мрачноватый дух неореализма. И не каждый сможет, как он, так нагнетать в своих фильмах обстановку. Его оба «Брата» и «Война» стали народным кино, а выдержанная в винтажном стиле драма «Про уродов и людей» больше походила на европейский арт-хаус, кино, как говорится, не для всех. Балабанов был и есть режиссёр с позицией, своим видением этого мира независимо от эпохи и времени действия. Два его последних фильма в прокат не вышли – на съёмках ленты «Река» погибла главная актриса, а проект «Американец» был завершён, даже не начавшись, по смешной причине – приглашённый из Голливуда актёр на заглавную роль – Майкл Бин («Терминатор», «Бездна»), – попав на русскую землю, просто-напросто спился. А потом Балабанову, давно не снимавшему для простых обывателей народные хиты, принесли сценарий «Жмурок». Таким образом, он подумал-подумал и решил снимать.Криминальная комедия о двух горе-шестёрках большого мафиозного босса перенесена в начало 90-х, а в качестве натуры выбран Нижний Новгород. Смешно загримированные актёры всех мастей и рангов обыгрывают бандитскую историю о Михалыче (Михалков) и его сподручных – Серёге (Панин) и Саймоне (Дюжев). Этим бедолагам необходимо обменять деньги на кейс героина, что те, естественно, не делают – «лажаются», грубо говоря, и тут начинается самое действо. А именно – куча нелепых убийств, пыток и попыток при всём при этом хохмить, оправдывая выбранный Балабановым киножанр. Любой уважающий себя киноман скажет о некой пародийности и схожести «Жмурок» с двумя картинами Квентина Тарантино «Бешеные псы» и «Криминальное чтиво». В первом тоже были пытки, юмор и лужи фальшивой кровищи, во втором фигурировали наркотики, юмор и лужи крови в двойном размере. Тарантино в середине 90-х пародировали все кому не лень – его приёмы, типа, снимать, когда кого-то убивают, чтоб все со смеху удавились, давно изучены, и мы не заметить их просто не можем. Особенно когда видим их в подобной «Жмуркам» картине. Тарантино и Балабанов – две разные величины, и каждый из них хорош по-своему. Быть может, с моим чувством «Ю» что-то не то, улыбнулся всего один раз, когда увидел Литвинову в дурацком образе манерной официантки. И всё! Подобный юмор явно не для меня. Сатира на совков, малиновые пиджаки с мобилами как клавиатура PC меня не смешат, извиняйте.
Единственное, что поистине заслуживает похвалы, так это работа гримёров, превративших глянцевых артистов в уродов, каких свет не видывал. А в остальном балабановский паноптикум должного эффекта и потрясения не произвёл. Хочется вспомнить шикарного Сухорукова из «Брата-2», приехавшего в Штаты и произнёсшего ставшую крылатой фразу: «Вот уроды!» В принципе, этот вердикт я выношу и «Жмуркам» с его гипертрофированными героями, и закончим на этом. ]§[