В прошлом номере «ЧК» сообщал о приезде в Дагестан учёного-страноведа профессора Гамбургского университета Отто Люхтерхандта. Как и обещали, в этом номере мы публикуем интервью с ним. Сфера интересов доктора Отто Люхтерхандта – административно-территориальное деление федеративных государств и проблемы национальных меньшинств в этих странах. Поэтому, думается, читателям будет интересен сторонний (западный) взгляд учёного, давно занимающегося проблемами Кавказа и, в частности, Дагестана. Хотя, по нашему мнению, в суждениях профессора о проблемах Кавказа чувствуется незнание местных нюансов и суждения эти несколько прямолинейны, но всё-таки считаем, что дагестанским читателям будет полезно ознакомиться с ними.
– Доктор, чем интересен для немецких исследователей Дагестан?– Я хочу сказать, что Дагестан очень отличается от других республик Северного Кавказа. Это принципиально другая культура. Древние традиции, многовековая идея государственности, свободные кантоны (вольные общества) и многое другое делают вашу республику не похожей даже на республики Северного Кавказа, не говоря о других регионах. К примеру, Махачкала и Нальчик или Майкоп – это совершенно иная архитектура, другие люди.
У нас в Германии немного людей, занимающихся Дагестаном. Я – не исключение: сфера моих интересов более обширна. Я хочу трактовать проблемы Дагестана, имея в виду проблемы административно-территориального устройства России. Мне интересно исследовать это потому, что, во-первых, я как немец и страновед работаю в рамках Федеративной Республики Германия; во-вторых, Россия – самая молодая и в то же время самая большая федерация в мире. И наконец, Россия отличается как федеративное государство от многих других уже сформировавшихся федераций тем, что сочетает в себе чисто административные и национальные образования или национальные автономии. Это намного усложняет строй. Дело тут заключается в сложной структуре федерации и, соответственно, проблематичности управления. Именно это разнообразие и привлекает меня как учёного.
И ещё. Я как страновед занимаюсь проблемами этнических меньшинств. В результате своих исследований пришёл к выводу, что одной из основных причин развала СССР, так же, как и Югославии и Чехословакии, было неправильное решение национального вопроса. Имевшиеся тогда государственные структуры, такие, как КПСС, не были готовы адекватно реагировать на проблемы этнических меньшинств, что усугубило положение самих элит и привело к развалу государств. Сейчас в рамках единой Европы, когда в одном государстве объединены множество наций, существует острая необходимость выработать оптимальные пути решения существующих национальных проблем. Поэтому изучение негативного опыта поможет нам избежать тех ошибок, которые уже привели к развалу нескольких социалистических государств. Особенно интересен в этом плане Кавказ как генератор не только национальных, но и международных конфликтов.
– Согласен с Вами, что неправильное решение или сокрытие национальных проблем приводит к крайне негативным последствиям, таким, как развал целых государств. Насколько я знаю, Вы занимались и проблемами этнических меньшинств в Закавказье. Каким Вам видится будущее дагестанцев в Азербайджане и Грузии, с учётом взятых на себя этими республиками обязательств по защите прав нацменьшинств при вступлении в Совет Европы?
– Да, это очень актуальный вопрос. Азербайджан включает в себя и другие нацменьшинства: армян, талышей, курдов и других, права которых тоже нарушаются. Но есть, конечно, на севере АР более серьёзные проблемы, связанные с соблюдением прав лезгин на востоке и аварцев на западе. По-моему, Азербайджан как государство обречён на решение этой проблемы путём предоставления национально-культурной автономии этим народам. Это общепринятый подход по всему миру при решении сложных проблем этнических меньшинств. Не изменяя границ, в рамках существующего государства Азербайджан имеет возможность решения этих проблем, и он должен этим воспользоваться. Если Азербайджан использует юридические, а не военные рычаги, то он действительно добьётся многого. К примеру, решение проблем лезгин путём создания национального района с местным самоуправлением сделает последних более лояльными к Азербайджану. Лезгины станут законопослушными гражданами по отношению к Баку. То же самое и с аварцами. Создание аварского района в Закаталах станет, на мой взгляд, оптимальным решением этой проблемы. Аварцы будут сами решать свои культурные и экономические проблемы на основе местного самоуправления, и этот вопрос будет исчерпан, что пойдёт только на пользу Азербайджану.
По-моему, главная ошибка руководителей в Баку по отношению к Карабаху в том, что они слишком жёстко отреагировали на вполне легитимное желание армян иметь больше автономии. Ведь вначале армяне не говорили о независимости. Они заговорили об этом потом, когда увидели непонимание их проблем в Баку.
Если на территории какого-либо государства этническое меньшинство живёт компактно, то имеет полное право на самоуправление в границах этого государства и даже право на самоопределение. И вступая в ОБСЕ, Азербайджан подписал все документы, которые обязывают его к этому.
В Дагестане, по-моему, в этом плане всё нормально. Азербайджанцы имеют здесь все права – они представлены в парламенте, правительстве, глава Дербента (района – прим. ред.) – азербайджанец. Они обучаются на своём языке, есть свои газеты, радио и другие культурные атрибуты, и за всё это платит дагестанский налогоплательщик. На мой взгляд, в Азербайджане должно быть то же самое. Это очень цивилизованно со стороны Дагестана, и будем надеяться, что Азербайджан воспримет всё это как образец для подражания.
– Каково Ваше видение происходящих на Северном Кавказе событий, особенно в свете эскалации в последние полгода напряжённости в национальных республиках?
– Очень сложно ответить на этот вопрос. Особенно со стороны, не разобравшись на месте с этой темой.
– Тем более было бы интересно узнать мнение человека, взгляды которого свободны от стереотипов, навязываемых местными СМИ.
– Знаете, мне кажется, очень большая проблема России в Южном Федеральном округе в том, что она, как бы продолжая колониальную политику Российской империи на Кавказе, хочет решить все вопросы быстро и жёсткими мерами. Также очень важно, что уровень жизни в национальных республиках ниже, чем в русских регионах – Краснодарском, Ставропольском краях и тем более в Ростовской области. Но ещё опаснее, когда эта разница увеличивается. Было бы разумнее со стороны центра поднять уровень развития национальных республик по экономическим критериям путём предоставления им большей экономической свободы. Москва пренебрежительно относится к развитию республик, отдавая приоритет русским регионам. В республики же отпускаются субвенции. Это очень похоже на феодальную форму правления окраинами, когда местные правители, как какие-то удельные князья или графы, получают на откуп регионы, а на всё остальное не реагируют. Может быть, в феодальных условиях эта система была эффективна, но в условиях современного, динамично развивающегося мира она тормозит развитие всей России. С такой системой управления Россия, во-первых, не станет современным государством, а во-вторых, может повторить судьбу СССР. ]§[
- 11 просмотров