[ Феномен Путина ]

[Феномен Путина] По данным последних соцопросов (январь-февраль, фонд «Общественное мнение»), Президента РФ Владимира Путина в настоящее время поддерживает 43% россиян.

Французский «Le Figaro» со свойственным западным изданиям сарказмом добавляет к этой, на мой взгляд, комфортной даже для Путина цифре частицу «лишь». Мол, было за 80%, а теперь всего ЛИШЬ… Дальше будет больше… Вернее, меньше.

Да, конечно, Беслан, ранее «Курск», пресловутая монетизация льгот – всё это негативно сказывается на рейтинге Президента РФ. Он (рейтинг) неуклонно падает вниз и, скорее всего, будет падать и дальше. Однако темпы падения впечатляют. За почти 5 лет бурной президентской деятельности он всего-навсего ополовинился. И это несмотря на непрекращающуюся войну в Чечне, явные ошибки и просчёты во внешней и внутренней политике. Естественно, что можно путинскому рейтингопадению придать и полярный эмоционально-экспрессивный подтекст, аналогичный саркастическому «лишь» от «Le Figaro». Но назовите хоть одного российского политика или президента (в России в силу исторической ментальности образ президента ассоциируется больше с вождём, царём, нежели с политиком), который, имея не 80%, а даже 99, 9% доверия населения (готовности проголосовать, одобрения его деятельности и т.д.), не растерял его. Вспомним Ельцина, Немцова, Явлинского, Черномырдина… Вот кто действительно познал любовь народную. Однако от народных симпатий до всенародной ненависти всего один шаг. Этот шаг, как правило, бывает сделан уже в первый год практической деятельности. Кто из вышеперечисленных VIP-персон может похвастать не 40, а хотя бы 5-7-ю процентами доверия или одобрения? А тут 5 лет прошло. Беслан, «Курск», монетизация и всё такое, однако, будь выборы в это воскресенье, Владимир Путин, образно выражаясь, «никого не чувствует». Все остальные – это мелкотня, так себе, вероятные кандидатурки. Есть, конечно, попытки правых, оставшихся практически за бортом российской политики, объединиться. Это во-первых, а во-вторых, раскрутить хотя бы до половины путинского рейтинга какого-нибудь демократа, например, бывшего премьера Михаила Касьянова или шахматиста-гроссмейстера Гарри Каспарова. Первый, как мне кажется, так и останется Мишкой с двумя процентами, а второму высокие рейтинги грозят только где-нибудь в виртуальных Нью-Васюках, да и то при условии тотального увлечения россиян шахматами.

В хронически высокой популярности Путина, на наш взгляд, скрывается больше психологический, субъективный аспект. С начала перестройки население устало никому не доверять и теперь держится за ВВП, как утопающий за соломинку. Народу нужны герои или надежды. Кроме Владимира Путина, на всём пространстве РФ, как ни крути, другой альтернативы нет.

P.S. «Люди нашли что-то (каждый своё) в Путине и вцепились в него мёртвой хваткой». («Эксперт» №7, от 21-27 февраля 2005 г.) ]§[
Номер газеты