В этом году совершен первый практический шаг по укрупнению российских регионов: принято решение об объединении Пермской области с Коми-Пермяцким автономным округом. То, что на протяжении последних нескольких лет казалось не более чем модной политической темой, стало превращаться в реальность.
Аргументы «за» укрупнение приводятся в основном экономические («вытягивание» бедных регионов и т.п.), однако понятно, что для Центра важно и повышение управляемости нашей страны — огромной по протяженности, многонациональной по составу населения.
У многих появляются опасения, не станут ли укрупненные регионы настолько самодостаточными, чтобы начался процесс распада страны? Если есть единый национальный проект, который и делает страну страной, а не группой регионов — тогда нет угрозы целостности государства.
В 1708 году, когда губернское деление было введено в России Петром I, губерний стало 8, затем — 11 (в 1719 г.), ко времени Екатерины II — 18.
Есть ли смысл возвращаться к тогдашней модели? Вице-спикер Государственной Думы Владимир Жириновский на протяжении нескольких лет говорит о том, что территории нужно укрупнить вплоть до того, что оставить всего 15 губерний: Ленинградскую, Вятскую (с центром в Кирове), Ярославскую, Московскую, Орловскую, Воронежскую, Самарскую, Ростовскую, Ставропольскую, Челябинскую, Уральскую (с центром в Екатеринбурге), Сибирскую (с центром в Новосибирске), Красноярскую, Иркутскую и Дальневосточную (с центром в Хабаровске).
В результате такого деления, по мнению лидера ЛДПР Владимира Жириновского, будут созданы условия для более рационального управления экономикой, а также устранятся предпосылки для развития местного, в том числе этнического, сепаратизма. Вместо национально-территориального устройства государства Жириновский предлагает перейти к территориальному. Революционно? Однако путь, который он предлагает, вполне эволюционный: начать следует с уравнивания прав всех субъектов Федерации.
Разве нормально то, что россиянин, живущий в чисто русской области, получает реально от государства гораздо меньше, чем россиянин, живущий в соседней национальной республике? Мы не говорим о национальности: это могут быть два русских или два татарина, фактом является то, что республики выбивают гораздо больше экономических привилегий.
И не это ли является ударом по целостности государства?
За привычно резкими по форме высказываниями Жириновского скрывается представление о той модели государственного устройства, которая выгодна всем регионам, чьи лидеры выстраивают отношения с Центром на основании законов, а не на личных связях и выбивании различных льгот.
Не в первый раз становится очевидным: к идеям ЛДПР прислушались в Кремле. Сначала были созданы федеральные округа, затем началась подготовка объединения ряда регионов.
К сожалению, из обсуждения того, какой должна стать новая Россия, практически исключено общество. О том, в каком направлении мы движемся, можно узнать только из выступлений Владимира Жириновского.
Превратится ли Россия со временем в централизованное унитарное государство? ЛДПР ставит перед собой именно эту задачу и собирается решить ее конституционным путем. Сейчас это кажется утопией, которая к тому же беспокоит сторонников федерализма. Однако федерализм — явление гибкое, изменяющееся, и вполне возможно, что стране удастся сохранить федеративное устройство, существенно укрепив при этом позиции центральной власти. ]§[
- 74 просмотра