Главное, на наш взгляд, отличие Рамазана Абдулатипова от предшественников – это то, что он не плод сложных дискуссий и переговоров федерального центра с местными элитами. Как доказательство этого, врио президента, во-первых, признаёт наличие множества внутренних конфликтов в обществе, во-вторых, продолжает искать адекватные инструменты для их разрешения на фоне разворачивающихся вокруг республики театров предвоенных действий…
Но нельзя не отметить следующее. Третий месяц, пока Рамазан Абдулатипов у власти, информацию об официальных мероприятиях с его участием средства массовой информации (кроме как нескольких государственных изданий) черпают из скудных данных тех же госизданий. Впрочем, подобный барьер не мешает заметить, что врио спешно пытается усилить свои позиции.
В среду в Махачкале Абдулатипов провёл заседание антитеррористической комиссии РД с участием руководителей всех силовых ведомств. Главной угрозой для республики, как и принято в последнее время, остаётся диверсионно-террористическое подполье, о чём и было объявлено на заседании. В общем-то в положительных нотках главы республики, адресованным силовым структурам, не осталось незамеченным то, что он не совсем доволен ни качеством их работы, ни их количеством. Более того, он негативно отозвался о деятельности руководителей правоохранительных органов, несущих службу, в частности, в махачкалинском аэропорту, и дал срок их сменить. (Подробнее читайте на 3 стр – «ЧК»).
На этом фоне всё чаще в республике и за её пределами говорят о карт-бланше, которым Москва наделила Абдулатипова, в том числе и во взаимодействии с силовыми структурами. В этой связи проводятся параллели между ним и главой соседнего субъекта, Чечни, Рамзана Кадырова. Два недавних визита Абдулатипова (в течение одной недели) в Чечню лишь стимулировали подобные суждения. Но не только это.
Влияние Кадырова в Чечне на данный момент абсолютно неоспоримо никем и ничем. Ни один из глав субъектов России не имел и не имеет подобной власти в своём регионе, включая над такой всесильной ФСБ и прочими спецслужбами. Называть Кадырова бесспорным проектом Владимира Путина можно, но только отчасти. Даже такой ультрарежимный, на первый взгляд, глава государства как Путин не смог бы влить в Кадырова такой характер, не имей тот его сам.
Две недели назад в Москве выпустили из СИЗО четырёх экс-сотрудников МВД Чечни, обвиняемых в вымогательстве и похищении человека. Мусахаджи Мусулаев, Джамбулат Мухматмурзиев, Хожахмед и Адам Исраиловы, попутно числившиеся в личной охране Кадырова, а также советник по безопасности главы Чечни Зелимхан Исраилов, как выяснило следствие, принимали непосредственное участие в похищении гражданина Грузии и вымогательстве у него дорогого внедорожника. Но, несмотря на явные улики, всех отпустили под подписку о невыезде. Дело дошло до того, что несколько сотрудников ФСБ РФ, принимавших участие в задержании чеченцев, даже объявили акцию протеста против выходки следователей. Неафишируемые детали столь противоречащего праву решения стали известны чуть позже. По некоторым данным, есть негласный указ из центра, не трогать кадыровцев до окончания зимней сочинской Олимпиады. Стало быть, после Сочи тронут?
Силы у ворот
Кстати, до открытия самих игр осталось меньше года, и не совсем понятно, с какой готовностью к ним подойдут организаторы. Неделю назад вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Козак (куратор подготовки к Олимпиаде) заявил, что компаниям, задействованным в олимпийской стройке и уже допускавшим срыв сроков возведения спортивных объектов, придётся подписать новые соглашения (договоры). Согласно этому документу, каждый день опоздания с работами будет обходиться им в 2 млн рублей.
Фраза «пока не трогать кадыровцев» на деле означает – не разоружать их. Вроде бы в мирной и развивающейся Чечне столько оружия (стрелкового) на руках у людей, что его с лихвой хватит вооружить несколько полноценных полков. Самая боеспособная часть соседей, без сомнения, – личная гвардия главы республики, многие из которых – бывшие боевики, вышедшие из леса под личные гарантии Кадырова. Успевшие повидать кровь, смерть и врага в лицо. По сути, эта армия в какой-то степени и является сегодня гарантом незыблемых позиций и абсолютной власти Рамзана Кадырова. Если его кто-то и будет разоружать, то, думается, не полиция и остальные правоохранительные органы. В этой связи интересен другой момент.
Сегодня полным ходом идёт обустройство двух воинских формирований в соседнем Ставропольском крае. В течение ближайших месяцев в Кисловодске и в самом Ставрополе будут размещены военнослужащие спецподразделений Минобороны РФ, как предполагается – на постоянной основе и с целью укрепления южных границ государства. Одним словом, ближе всех к зоне возможных зачисток именно эти специальные части.
Главное отличие армейских подразделений от правоохранительных – войска, задействованные в той или иной операции, в отличие от МВД, Внутренних войск и ФСБ, не наделены правоохранительными функциями. Если, скажем, в сторону частей Минобороны прозвучит хоть один выстрел (пусть даже из травматического пистолета), они будут ровнять деревню или село с землёй. Другому их просто не обучали и иных задач перед ними не ставили. Правдивость данного тезиса наглядно демонстрируют две чеченские военные кампании.
Вполне допустимо, что часть данных подразделений займётся ситуацией и в нашей, куда более горячей республике. По крайней мере предпосылок для нормализации обстановки в Дагестане пока не предвидится. Более того, определённые силы внутри республики продолжают нагнетать и без того сложную среду.
Есть в Казбековском районе такой майор полиции, начальник местного РОВД Гаджимурад Мусаев. Ярый противник и, судя по всему, борец с ваххабизмом. Вот только рисует, видимо, противников сам себе. Уже несколько лет житель Дылыма Давуд Эсенаев пытается доказать всему миру, что он такой же человек, как окружающие, а не ваххабит, за что в нашей республике можно не только быть обделённым, но и пулю в лоб получить, в конце концов. Примечательно, что Эсенаев является действующим депутатом Казбековского районного собрания от партии «Единая Россия», но всё больше убеждается в том, что Россия едина не для всех.
В ноябре 2011 года дом депутата заблокировала бронетехника. Спецы, представившись гостями из Ханкалы (Чечня), показали ордер на проведение обыска в доме и в сопровождении хозяина прошлись по всем помещениям. Ничего не нашли и, уезжая, прихватили с собой сына Эсенаева. Только спустя несколько часов отцу удалось выяснить, что колонна вместе с сыном уже находилась на полпути к Ханкале. К счастью, избитого, но живого его удалось перехватить. Как потом выяснилось, в РОВД была состряпана бумажка, согласно которой молодого человека подозревали в причастности к убийству участкового Р. Аджиева в Хасавюрте, совершённого в том же году.
В итоге все подозрения с парня были сняты, а впоследствии выяснилась и природа той самой состряпанной бумажки. Оказалось, что сотрудники Казбековского РОВД по старой дружбе попросили у коллег со следственного отдела пустой бланк с печатью, а всё, что нужно было вписать, вписали сами. Вернёмся к ваххабизму. К указанной категории лиц в районе в разное время были отнесены 16 человек. А затем с ними работали. Но только уже бойцы спецназа либо с Ханкалы, либо прикомандированные с других регионов страны. А эти, как правило, не привыкли церемониться, в случае чего могут и пострелять. Хотя почему бы и нет, когда они идут по адресу, будучи уверенными, что там сидит крайне опасный для общества и государственного строя бандит? Если визит, не дай бог, завершается пролитой кровью, как правило, все камни летят в сторону «таких отмороженных федералов», тогда как первоисточник, составитель списка, начальничек гор- или райотдела, сидит и потирает руки. В случае же с Эсенаевым отметим, что все структуры – прокуратура, Следственное управление и УФСБ по РД – письменно подтвердили, что не имеют информации о причастности депутата к экстремистским организациям и религиозным течениям. Так, похоже, думают только в полицейском отделе. Автор статьи лично общался с Эсенаевым. Для пущей убедительности советую министру ВД Абдурашиду Магомедову, начальнику УФСБ Андрею Конину, руководителю СУ СК Алексею Саврулину и прокурору Андрею Назарову пригласить его на беседу и попытаться уловить в нём хоть что-нибудь напоминающее ваххабизм. Стоит отметить, что подобным образом на протяжении последних десяти лет работают и в ряде других районов республики. Причём для того, чтобы человек попал в немилость к силовым структурам, заслужил он того или нет, достаточно, чтобы простой участковый доложил о нём своему начальнику. Наличие такого списка – уже основание для спецподразделений к проведению контртеррористических операций.
Едва ли не самым большим раздражителем для федерального центра служат потери личного состава из числа прикомандированных сотрудников силовых структур. И даже среди них особняком стоят жертвы среди бойцов армейских подразделений. Буйнакск и одноимённый район, где дислоцирована 136-я мотострелковая бригада министерства обороны страны, всегда находится в зоне особого риска.
Вчера утром в городе был подорван автомобиль командира взвода мотострелков, старшего лейтенанта Мурзаева. Он погиб на месте.
Известны подобные методы и в относительно спокойном Юждаге. Но речь в данном случае о другом способе замыливания взора масс и руководства республики, что в конечном итоге может привести к не менее негативным результатам, чем борьба с экстремизмом. В минувший вторник и. о. министра связи и телекоммуникаций РД Сефер Алиев выехал в Табасаранский район для зондирования ситуации на месте. По нашим данным, такое поручение ему дал Рамазан Абдулатипов, который в последнее время активно занимается главами муниципалитетов. После собеседования с ним на этой неделе сложил свои полномочия и глава Бежтинского участка Ризван Курбаналиев. До этого, напомним, покинули посты руководители Кизилюртовского, Ахтынского и Цунтинского районов. Так вот, после того как министр зашёл в актовый зал, по внешнему периметру встали охранники главы Табасаранского района Нурмагомеда Шихмагомедова, которые преградили путь местным оппозиционерам. Об этом нам сообщил член Антикоррупционного комитета района Казихан Курбанов: «Получается, вот так у нас правдивую информацию доносят до нового президента?»
Однако и без этих событий юг вполне оправдывает своё горячее название.
Ереван – Баку
Если исходить из точки зрения мирного времени, на этой неделе грянуло у южных границ России. Оборонное ведомство соседней Армении заявило о повышенной активности азербайджанских вооружённых сил на линии их соприкосновения с Нагорным Карабахом. Как передаёт армянская разведка, по ту сторону границы замечены скопления групп спецподразделений. Более того, констатируются и факты обстрелов азербайджанцами армянских приграничных позиций. Впрочем, при полном пока молчании оружия последних. Однако в случае продолжения провокаций армяне готовы предпринять меры для нейтрализации действий соседей. Об этом заявляет Минобороны страны. Если ситуация в регионе ухудшится до вспышки какого-либо вооружённого противостояния, то конфликт, имевший место между двумя странами за Нагорный Карабах в конце прошлого столетия, может показаться детской «Зарницей». Изменились не только времена, но и подходы обоих государств к ведению вероятных боевых действий. Не секрет, что в последнее время азербайджанская сторона активно и с удовольствием наращивала свой военный потенциал, на который сегодня расходуется около 2 млрд долларов. Отметим, что ещё несколько лет назад эта сумма составляла примерно 150 млн долларов. При этом Баку не скрывает свою озабоченность тем, что Россия активно оказывает военную помощь Еревану, чем якобы нарушает существующий в регионе паритет сил. Кстати, РФ является посредником урегулирования армяно-азербайджанского конфликта.
Тем временем Москва не оставалась безучастной в этой ситуации и с переменной активностью продолжала оказывать военную помощь Еревану. По разным данным, объём такой помощи в рамках Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) оценивается до 10 млрд долларов. Только за последние несколько месяцев из России в Армению (данные азербайджанской стороны – «ЧК») доставлены вооружение и техника, в том числе бронетанковая, артиллерийские установки, а также системы ПВО и авиация. Причём некоторые виды экспортированного вооружения – новейшие, которыми пока не оснащены и части регулярной российской армии. Таким образом, если по-настоящему грянет, то грянет громко и надолго.
Весьма вероятно, что в этих условиях российская сторона организует «крестовый поход» в соседний Азербайджан. Силы и средства для этого, заметим, имеются здесь и сейчас. То есть в Дагестане. Напомним, ещё с лета прошлого года, когда на территории ряда республик Северного Кавказа, в том числе и нашей, планировались армейские учения «Кавказ-2012», в Дагестан из Новороссийска в полном составе была переброшена 7-я гвардейская десантно-штурмовая дивизия, однако, по нашим данным, задействована в учениях она не была. После их завершения часть сил отбыла на место постоянной дислокации, а гвардейцы «окопались» в южной зоне республики, в непосредственной близости от российско-грузинской границы. До сих пор бойцы дивизии не принимали участия и в контртеррористических операциях, отсюда следует: десантура ожидает высадки.
Примечательно, что 1988–1989 годах подразделения данной дивизии выполняли задание по ликвидации беспорядков в Баку. Скорее всего, в случае обострения отношений между соседними странами гвардейцы маршем вклинятся на территорию Азербайджана и рассекут страну на две части по линии Нагорного Карабаха. Возможно, перед ними будет поставлена именно такая задача, не более того.
По нарастающей развиваются события и на дальнем, но вместе с тем так обжигающе-близком зарубежье. Сирия уже фактически вовсю пылает войной, а практически ядерный Иран находится под прицелом США и его союзников. В случае вспыхивания грандиозного конфликта (по сути, третьей мировой войны), естественно, изменится и стратегия соседних стран, в том числе и России. Далеко не на последнем месте будет борьба и за энергоресурсы в регионе.
(В развитие темы читайте материал в следующем номере «ЧК»).
- 10 просмотров