пятница, 16 сентября, 2022
 

Вот такая доля портовская…

6 сентября пресс-служба Главы Республики Дагестан разместила на своём официальном сайте комментарий Сергея Меликова, который он дал «Интерфаксу» в рамках участия в Восточном экономическом форуме-2022, о будущем «Махачкалинского морского торгового порта» (ММТП).

Комментарий главы РД Сергея Меликова, на взгляд редакции «Черновика», достоин того, чтобы огласить его спустя неделю и дать ему оценку.

Так, находясь во Владивостоке, Сергей Меликов заявил, что ММТП может стать частью транспортного коридора «Север – Юг», так как прикаспийские государства не входят в список недружественных России стран. Соответственно, те ограничения на торговлю и прочие сферы деятельности, которые появились вследствие санкций, введённых западными странами по отношению к нашей стране, могут быть нивелированы активным взаимодействием с соседями по морю.

«Мы можем компенсировать товары, которые раньше получали с Запада, поставками тех стран, с которыми мы продолжаем сотрудничать», – заявляет Меликов.

Однако для этого, судя по словам руководителя Дагестана, должны быть выполнены два условия: модернизация порта и переформатирование транспортно-логистического коридора «Север – Юг».

Ничто так сильно не сближает, как мысли о великом.  Например, о великом проекте Север – Юг

ММТП – это единственный незамерзающий и глубоководный порт России на Каспии, он принимает суда длиной до 150 м и с осадкой до 4,5 м. Сухогрузная гавань мощностью 3 млн тонн грузооборота в год: это причалы, способные принимать в год до 1,2 млн тонн генеральных, навалочных грузов и контейнеров, железнодорожный и авто-паромный терминал мощностью 1,3 млн тонн и зерновой терминал мощностью в 0,5 млн тонн в год. На шести причалах этой гавани можно одновременно обрабатывать шесть судов.

Есть и нефтегавань порта, способная обрабатывать танкеры грузоподъёмностью 13 тысяч тонн и осадкой до 6,5 метров. Но, видимо, этих возможностей, на взгляд главы РД, будет недостаточно.

«Поэтому одним из инвестиционных проектов мы рассматриваем развитие Махачкалинского морского торгового порта. Сейчас рассматривается вопрос о включении его в план приватизации и о передаче частным инвесторам, которые способны вложить крупные средства в развитие порта, что позволит использовать нам его как раз для развития транспортно-логистического коридора», – заявил Сергей Меликов.

Практически в этот же день, 6 сентября, широкую огласку в СМИ стал приобрётать факт того, что порт становится крупным хабом, связывающим Россию с Ираном, Индией, Китаем и другими странами, и уже принял первую партию груза из Индии.

«Из Индии доставлен ферросилиций – специальный порошок для производства высокопрочных сплавов, который используется для производства чугуна, углеродистой, нержавеющей и электротехнической сталей. Груз весом более 24 тонн из Махачкалы по железной дороге доставят в промышленные центры страны», – с гордостью заявляет порт и предупреждает, что им уже подготовлена площадка для приёма 36 контейнеров-рефрижераторов с овощами и фруктами из Ирана… Новость хорошая, но… события эти датируются серединой августа.

Расширение транспортно-логистических возможностей будет производиться не только благодаря морю, но и суше: Меликов сообщил «Интерфаксу», что в настоящее время реконструируются пункты пропуска, в том числе железнодорожный на границе с Азербайджаном, а также производится капитальный ремонт федеральной трассы «Ростов – Баку».

Ремонт трасы осуществляется за счёт федеральных средств, но окружающую инфраструктуру, позволяющую (такой можно сделать вывод из слов главы РД) облегчить судьбу и отчасти кошелёк дальнобойщика, перевозящего товары, будут возводить благодаря инвесторам. С ними глава РД уже ведёт переговоры.

 

В собственность (главы) РД?

 

Известно, что ММТП примерно с 2010 г. находится в сфере интересов команды сенатора Сулеймана Керимова. И примерно с того времени идут разговоры и практические действия по обращению порта в частную (Керимова) собственность. Первым шагом к приватизации порта можно было рассматривать преобразование в 2016 году ФГУП «ММТП» в акционерное общество, где все 100% акций находятся в собственности у государства (Росимущество).

Но переход порта в частные руки всегда сопровождался позицией по этому вопросу главы субъекта страны. И на эту позицию влияли либо личные отношения с командой Керимова (дружба или конфликт), либо возникающие вокруг порта недоразумения.

Так, в 2016 году, до преобразования ММТП из ФГУП в АО, на фоне конфликта за владение портом между Сулейманом Керимовым и Зиявудином Магомедовым (Summa Group), руководивший в тот период Дагестаном Рамазан Абдулатипов заявил, что ММТП станет по-настоящему прибыльным, если федеральный центр передаст его в собственность республики.

(Напомним, что в тот период за порт развернулась борьба между Керимовым и Магомедовым, а команды поддержки олигархов, состоявшие из нескольких сотен спортивных парней, собравшиеся как у порта, так и в Родопском парке Махачкалы, ждали сигнала или обострения обстановки, чтобы сойтись в рукопашной.)

Видя противостояние одинаково близких к нему олигархов, Адулатипов высказал мнение, что нахождение всего пакета акций ММТП в руках Дагестана, а также продажа долей пакета иностранным бизнесменам – это путь к успеху.

«С нами готовы работать инвесторы. Иранцы готовы выкупить часть акций, по такой же схеме готовы работать вьетнамцы, китайцы, турки, азербайджанцы. ММТП необходимо либо передать республике, и мы будем соответствующим образом обеспечивать его развитие, либо мы должны завершить его акционирование и выставить на продажу эффективному инвестору, о чём есть договоренность с министром транспорта РФ Максимом Соколовым», – говорил Абдулатипов в 2016 в интервью РИА «Новости».

В тот период, когда обсуждался вопрос о возможных инвесторах, способных выкупить целый порт, в СМИ говорилось о заинтересованности отдельных представителей Чеченской Республики, а также о турецком холдинге Yildirim Group Inс, интересы которого на переговорах мог бы представлять экс-владелец Черкизовского рынка Тельман Исмаилов.

Но в тот период это закончилось ничем: порт остался в сфере интересов команды Керимова, а вопрос с переходом в частные руки (продажи акций) затянулся до 2021 года.

 

Приглашение к диалогу

 

В марте 2021 года тогда ещё врио главы РД Сергей Меликов по итогам прошедших Дней Дагестана в Совете Федерации заявил, что прорабатывается вопрос о включении правительством страны ММТП в план приватизации. Тогда им заявлялось, что для того, «чтобы всерьёз взялись за развитие этого важного объекта по развитию морского порта, требуется либо отдельная инвестиционная программа, либо не исключается вероятность включения морского порта в план приватизации». Другими словами, Меликов мягко настаивал: либо денег на порт дайте, либо отдайте его за деньги тем, кто хочет купить. (Тем более что вы этих людей знаете…)

Уже в середине июня 2021 года глава Росимущества Вадим Яковенко заявил в интервью ТАСС, что его ведомство прорабатывает сделку по приватизации ММТП и «исходит из необходимости привлечения профильного стратегического инвестора».

Каких-то конкретных партнёров, способных выкупить порт, он не назвал, обозначив лишь, что ведомство пока работает над самим подходом к тому, как лучше провести приватизацию. Также обтекаемо Яковенко ответил на вопрос о том, будет партнёром российская или иностранная компания: «Я думаю, что с учётом того, что объект – стратегический, этот вопрос будет более детально обсуждаться в правительстве».

…Примечательность заявлений Меликова о порте, которые он сделал на полях Восточного экономического форума-2022, заключается вовсе не в том, что ММТП уготована большая роль в борьбе за экономическую устойчивость страны. А в том, что глава Дагестана, судя по всему, отказался от своей идеи вернуть ММТП в собственность республики.

Как сообщает ТАСС, 27 февраля Меликов озвучил своё желание вернуть ММТП в собственность Дагестана, чтобы «избежать его перепродажи собственниками».

«Мы сейчас прорабатываем вопросы, связанные с возвратом активов порта в собственность республики. Меня этот вопрос волнует, потому что я не хочу, чтобы в дальнейшем какие-то неконструктивные собственники рассматривали бы его только как торговый актив для последующей перепродажи на более выгодных условиях», – приводило агентство слова Меликова. А 31 марта, выступая перед депутатами НС РД, он довольно твёрдо подтвердил своё желание.

Подобные высказывания воспринимались как продолжение конфликта (плохо скрываемого за красивыми дипломатичными выражениями) команды Меликова и команды Керимова. Но… Что изменилось теперь? Какое-то объяснение наша редакция, в отрыве от содержания данной публикации, дала в прошлом номере, в статье «Время двух друзей» (№34 от 09.09.2022«ЧК»).

Здесь же мы обращаем внимание, что заявлению Меликова на востоке страны предшествовало другое, по сути, более расширенное, сделанное им же на другом форуме – Петербургском международном экономическом форуме-2022. Там, на западе страны, глава РД сообщал, что совместно с Росимуществом прорабатывают условия приватизации ММТП с потенциальным стратегическим партнёром. Причём таким, с которым предполагается развивать в том числе контейнерные перевозки. (Отметим, что, говоря о контейнерных перевозках, Меликов мог иметь в виду связанные с Питером организации, уже практикующие подобную деятельность в Астраханском порту.)

Не исключено, что именно это заявление и стало своего рода приглашением к диалогу команды Керимова со стороны Меликова. И, судя по встрече Меликова и Керимова, прошедшей под эгидой Муфтията РД в Махачкале через месяц, этот призыв был услышан…  ]§[

 

Номер газеты