К сожалению, многие мусульмане не задумываются о том, соответствует ли их бизнес или торговые отношения нормам шариата. Более того, многие вообще не знают, что ислам полноценным образом регулирует эту важную сферу человеческой жизни. В сегодняшней статье мы хотели бы отразить базовые основы договора купли-продажи, с которым большинство людей так или иначе сталкивается каждый день.
Определение и составляющие
Договор купли-продажи – это соглашение между сторонами, посредством которого происходит обмен имуществом с переходом прав собственности относительно предмета сделки на неограниченное время.
Правовое положение (хукм) договора купли-продажи
Доказательством на узаконенность договора купли-продажи и торговых отношений в общем являются Коран, Сунна и единогласное мнение исламских правоведов. Всевышний Аллах говорит в Коране (смысл): «Но Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство» (сура «Корова», аят 275). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Стороны (продавец и покупатель) имеют право отказаться от сделки до тех пор, пока они не разошлись и находятся вместе, или одна из сторон не отказалась от своего права по отношению к другой» (Аль-Бухари, Муслим).
Причина дозволенности торговли
Люди, как правило, нуждаются в том, чем они не владеют, и в то же время этим владеют другие. Шариат запрещает присвоение чужого имущества без права и разрешает справедливый взаимообмен между людьми. Торговля – это единственный путь к справедливому удовлетворению человеческих потребностей без посягательств людей на права друг друга.
Аллах говорит в Коране: «О те, которые уверовали! Не пожирайте своего имущества между собой незаконно, а только путём торговли по обоюдному вашему согласию» (сура «Женщины», аят 29).
Запреты в торговле
Согласно шариату, в области торговых отношений действует правило, согласно которому всё, что не запрещено, является разрешённым. Шариат запретил конкретное ограниченное количество торговых отношений, дозволив все остальные. Запреты шариата в области торговых отношений касаются несправедливости, которая присутствует в запретных сделках. Учёные выделяют три основы, наличие которых делает торговые взаимоотношения запретными и недействительными согласно шариату: риба (лихоимство, ростовщичество), гарар (неясность, неопределённость), зульм (несправедливость, притеснение, попрание права).
Каждый мусульманин практически каждый день что-либо покупает или что-либо продаёт. Поэтому он должен знать основные правила торговли, в частности, условия договора купли-продажи. Поскольку в противном случае он может попасть в грех. Известно, что второй праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб выгонял с рынков людей, которые не знали норм шариата, касающихся торговли, поскольку они могли впасть в риба.
Составляющие элементы договора купли-продажи:
1) стороны договора – продавец и покупатель;
2) форма волеизъявления сторон: оферта и акцепт (предложение и ответ);
3) обмениваемое имущество: товар и плата.
Условия, предъявляемые шариатом к сторонам договора
1. Покупатель и продавец должны быть совершеннолетними, разумными, способными распоряжаться имуществом. Несовершеннолетний, но уже разумный ребёнок, достигший семилетнего возраста (согласно лунному календарю), а также не умеющий должным образом распоряжаться имуществом не могут заключать договор купли-продажи без разрешения опекуна. Исключением в данном случае будут сделки относительно незначительного имущества: ребёнок старше семи лет может купить в магазине, например, буханку хлеба.
Аллах говорит в Коране (смысл): «Испытывайте сирот, пока они не достигнут брачного возраста. Если обнаружите в них зрелый разум, то отдавайте им их имущество» (сура «Женщины», аят 6). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Перо поднято от троих (то есть с них снята ответственность): от ребёнка, пока он не достигнет совершеннолетия; спящего, пока он не проснётся; и сумасшедшего, пока к нему не вернётся разум» (Абу Дауд). Совершеннолетие человека определяется по половому созреванию. Крайний срок – 15 лет (то есть в 15 лет человек в любом случае становится совершеннолетним).
2. Стороны должны действовать по собственному желанию. Если покупателя или продавца принудили к сделке, то она не будет действительной. Аллах говорит в Коране (смысл): «Не пожирайте своего имущества между собой незаконно, а только путём торговли по обоюдному вашему согласию» (сура «Женщины», аят 29). Исключением из этого условия будет ситуация, когда принуждение происходит по праву.
Условия, предъявляемые шариатом к форме волеизъявления
1. Эта форма должна выражаться устно или письменно посредством оферты (предложения) и акцепта (принятия) такими словами, как «продаю» и «покупаю», или же посредством передачи денег и товара из рук в руки таким образом, как это принято в обществе. То есть любая форма слов или действий, указывающая на заключение договора согласно общепринятой практике, будет считаться допустимой. Например, сегодня, когда в магазине покупается хлеб, – это, как правило, договор купли-продажи, заключённый без слов.
2. Между офертой и акцептом не должно быть длительного промежутка времени, кроме как если в это время обсуждался сам договор. Поскольку в таком случае сделавший предложение мог передумать и не иметь согласия на момент заключения договора.
3. Слова оферты должны соответствовать словам акцепта. То есть если продавец скажет: «Продаю за тысячу рублей», а покупатель ответит: «Покупаю за восемьсот», сделка не будет действительной.
4. Не должны ставиться условия, противоречащие условиям действительности договора. Например, если продавец скажет: «Я продаю тебе автомобиль, если мой отец с этим согласен», а покупатель ответит, что покупает, сделка не будет действительной, поскольку в таком случае не будет требуемого полного согласия продавца.
Условия, предъявляемые шариатом к товару
1. Использование товара должно быть дозволенным. Как, например, предметы еды, дозволенные напитки, одежда, автомобиль, недвижимость и т. д. Предметы, которые запрещено использовать шариатом, продавать нельзя. Такой акт будет недействительным.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах и Его Посланник запретили продажу опьяняющих напитков, мертвечины, свинины и идолов» (Аль-Бухари, Муслим). Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, если Аллах запрещает людям принимать что-либо в качестве пищи, то Он запрещает и брать за него плату (то есть продавать)» (Ахмад, Абу Дауд).
2. Товар должен иметься у продавца в наличии на момент сделки. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не продавай то, чего у тебя нет» (Абу Дауд). Исключение из этого условия возможно в договоре с некоторыми дополнительными условиями (салям), о котором мы поговорим в одной из следующих статей (речь идёт о договоре заказа на поставку товара – «ЧК»).
3. Покупатель должен иметь возможность получить товар. Поскольку в противном случае будет иметь место неясность, неопределённость (гарар): покупатель даёт плату и не может получить товар. Такая сделка подобна продаже того, чем человек не владеет.
К примеру, продажа угнанного автомобиля или сбежавшего животного не будет действительной, поскольку покупатель не может его получить. Однако продажа отобранного кем-либо насильственным образом у продавца имущества будет действительной, если покупатель имеет возможность его забрать.
4. Имущество должно принадлежать тому, кто им распоряжается, или же покупатель должен быть тем, кто может распоряжаться им вместо хозяина, как, например, доверенное (уполномоченное) лицо или опекун. Если же человек продаст товар другого, например, полагая, что он будет доволен такой сделкой, то акт в таком случае будет действительным, однако владелец имеет право расторгнуть его. То есть когда человек продаёт имущество другого лица без уполномочивания со стороны последнего, сделка остаётся «подвешенной» и будет привязана к последующему согласию хозяина. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не продавай то, чем ты не владеешь» (Абу Дауд, Ат-Тирмизи).
5. Товар и плата должны быть известны сторонам договора.
Покупатель должен видеть товар или его часть непосредственно во время заключения договора или до этого. Или же товар должен быть подробно описан: так, чтобы описание включало в себя все важные детали, влияющие на цену товара.
Это условие является обязательным, поскольку незнание товара несёт в себе неясность, неопределённость (гарар), что запрещено шариатом в торговых сделках.
Продажа товара, который не видел покупатель и который не был подробно описан, не будет действительной.
Также должна быть известна и плата за товар.
Таким образом, шариат заботится о людях, устанавливая нормы, которые полезны человеку и обществу, поскольку они способствуют ясности в отношениях и отсутствию в них несправедливости, а также направлены на недопущение неприятных последствий и недоразумений. ]§[
Номер газеты 2018-03-16 №10
- 676 просмотров