понедельник, 28 ноября, 2022
 

«Такие методы давления использованы впервые» – «Черновик»

Редакция «Черновика» ответила на вопросы журналистов и общественников

В понедельник, 28 ноября, в редакции газеты «Черновик» состоялась пресс-конференция, посвящённая давлению на газету со стороны властей Дагестана.  Было объявлено о приостановлении печатной версии издания, сотрудники «Черновика» подробно рассказали о происходящем с газетой в настоящее время и о том, что может её ожидать в будущем.

На вопросы журналистов, общественных деятелей, правозащитников отвечали учредитель «Черновика» Магди Камалов и редактор издания Маирбек Агаев.

Во вступлении Камалов рассказал о том, что переживала, претерпела редакция за этот год: вынужденные отказы типографий и постоянные поиски новых. 

Давили на типографии, разогнали рекламодателей

Сначала с «ЧК» перестала работать дагестанская типография «Лотос».

«Мы стали искать возможность печататься в других типографиях. Печатались в ставропольской. На третий выпуск позвонил директор и сказал, что к ним позвонили из Дагестана и они (руководство, сотрудники ставропольской типографии – «ЧК) боятся того, что могут попасть в какую-то переделку. Говорили, что от них это не зависит и в общем они не хотят нас печатать. Потом был второй звоночек. Так как отказал Ставрополь, я стал искать типографии поблизости. Была типография в Махачкале «Дом печати», спасибо ему (руководителю типографии – «ЧК») он оказался мужественным человеком, так как в течение двух месяцев его не оставляли в покое и угрожали либо какими-то действиями со стороны МВД, либо какими-то действиями со стороны Белого дома. Два месяца он держался, печатал, так как у нас был договор, обязательства. Через два месяца позвонили с Минимущества Дагестана, предупредили, «если вы будете продолжать печатать газету, поднимем вопрос о приватизации земельного участка, на котором находится типография». Тут уже понятно, что я стал искать четвёртую типографию. Мы нашли типографию в Ростове, издательство «Красный молот». На второй выпуск позвонили и сказали, что был звонок из Москвы, учредитель типографии сообщил о том, что если напечатают газету, то уволят весь состав типографии. Поэтому прошлый номер газеты не вышел. Весь этот год мы постоянно искали типографии, мы постоянно старались удержать рекламодателей, чтобы как-то выжить. И все эти проблемы нам создавала администрация главы республики», – рассказал Камалов о давлении на типографии из-за сотрудничества с «Черновиком».

На сегодняшний день, сообщил Камалов, нет возможности выпускать печатную версию. В связи с этим редколлегия редакции «Черновика» приняла решение о временном приостановлении выпуска печатной версии.

.

Никаких иных причин не печатать газету, помимо давления властей, подчеркнул Камалов, нет. Также он рассказал о том, как происходило давление на рекламодателей, от которых тоже зависела финансовая состоятельность издания.

«Чтобы вы понимали, газета никем не финансируется, никакими олигархами не содержится, из бюджета денег не получает. Поэтому вся зарплата, налоги – вся финансово-хозяйственная деятельность газеты зависит от продажи печатной версии газеты. И содержание сайта зависит от этого. Помимо печати газеты началось давление на рекламодателей. Рекламодателям из разных отраслевых министерств начали звонить и объяснять, куда надо давать рекламу, что её нет необходимости давать в нашем издании», – рассказал Камалов.

Журналистка Барият Идрисова поинтересовалась, с чем связано давление. Отвечая на вопрос в самом начале, Камалов напомнил, что «все 19 лет газета пишет о воровстве, коррупции и кумовстве, которые присутствуют и только крепчают в коридорах, стенах Белого дома, у чиновников, в отраслевых министерствах». В 2013 году, также напомнил он, трое журналистов «Черновика» были награждены премией Правительства России за вклад в борьбу с коррупцией в регионе. Попытки навредить изданию, в том числе необоснованно вешая на него ярлык приверженности к каким-то религиозным течениям, по его словам, связаны именно с его антикоррупционной позицией и критикой коррупции.  Максимальное увеличение давления на издание под конец 2022 года Камалов связал в том числе с тем, что издание пишет на такую болезненную для республики тему как неисполнение бюджета. А в этом году неисполнение достигло рекорда.  

«Все 19 лет мы писали, что вор должен сидеть в тюрьме, воровать нельзя и подарки принимать нельзя. Подарки – это тоже воровство. Многие чиновники об этом забыли. Почему именно сейчас в конце года так это активизировалось со стороны АГиП? Я могу только предполагать, что это связано с неисполнением бюджета на около 20 млрд рулей. Столько денег не израсходовано, не смогли их потратить. Может быть это связано с тем, чтобы мы об этом не писали. Может, с чем-то другим.  Но факт, что вся эта борьба с коррупцией, все эти антикоррупционные комитеты, которые созданы в регионе – они все «воздух» и не работают», – подчеркнул учредитель «ЧК».

Корреспондент «Кавказского узла» (издание признано иноагентом в РФ) Ильяс Капиев спросил, есть ли угроза полного закрытия «Черновика», будут ли работать сайт и социальные сети издания. Со стороны Роскомнадзора, отметил Камалов, никаких запретительных мер нет, так как законы издание не нарушает, а «есть желание чиновников закрыть газету».

«Желание чиновников противоречит закону Российской Федерации. Если законы Российской Федерации на территории России работают, то электронную версию не должны закрыть. Да и печатную не должны были закрыть. Но если они не работают, а чиновники будут дальше продолжать давление, подминая законы Российской Федерации под свои личные хотелки, тогда можем и это ожидать. Сайт будет работать в соответствии с законом, телеграм-канал в том числе, что дальше будет – поглядим», – ответил Камалов.

Редакция, отметил главред «Черновика» Маирбек Агаев, не может конкретно на кого-то указать пальцем и утверждать, что именно по его указке мешают деятельности газеты. Он подчеркнул, что идёт «незаконная попытка заткнуть рот «Черновику». В качестве одного из фактов незаконной борьбы с изданием был приведён пример с подведомственными Агентству печати и информации Дагестана киосками «Дагпечати», которые отказались продавать и распространять газету.

«То есть нарушается статься Конституции России о праве граждан на получение информации», – подчеркнул Камалов. Издание, отметил Агаев, хотело бы, «чтобы государство обратило внимание на тех, кто, пользуясь его именем, вершит такие низкие методы давления».

Журналист газеты «Новое дело» Идрис Юсупов спросил, обращалось ли издание в связи с этой ситуацией в какие-либо официальные инстанции с письмами, заявлениями и пытались ли представители власти связаться, переговорить с изданием.

Были, ответил Агаев, сообщения со стороны различных чиновников вроде того, что они «никогда не препятствовали работе «Черновика», даже в самые тяжёлые годы, в том числе коронавирусные». Редакция, сообщил Агаев, собирается подготовить обращения в компетентные органы, отдельным официальным лицам федерального уровня.

Руководство «Черновика» рассказало о том, что и в судебных органах газете не удалось найти справедливости. К примеру, на иск «Черновика» к типографии «Лотос» за отказ печатать газету судья Арбитражного суда Дагестана отреагировал примерно так: «Ну, не могу же я их заставить договор исполнять. Вы как-то сами между собой договоритесь – вот и всё. А мы ж обратились, потому что не можем с ними договориться!».

Представитель агентства журналистских расследований и авторских фильмов «Узден» Магомедбек Салтинский спросил, просило ли издание руководителя Агентства информации и печати Дагестана Абдуразака Джамалутдинова дать свою оценку, так как он «юрист», который к «прессе отношения не имеет».

В ответ Камалов напомнил, что в подведомственным Джамалутдинову киоскам запретили принимать «Черновик».  

«Наверное, денег жалко стало…»

Участников пресс-конференции также интересовало, будет ли газета продавать электронную версию.

«Для того, чтобы делать ПДФ-версию и держать электронных подписчиков, – ответил Камалов, – необходим контент. То есть нам необходимо содержать журналистов, которые будут писать материалы, которое мы будем в электронной версии распространять среди подписчиков. Когда региональные власти оказывают давление и нет возможности нормально вести бизнес, мы не можем содержать журналистов для того, чтобы этот контент набирался. Если мы найдём законные и прозрачные методы финансирования, если у нас появятся деньги на содержание журналистов – мы это будем делать».

Главред газеты «Новое дело» Гаджимурад Сагитов спросил, сколько сотрудников «Черновика» останутся не только без зарплаты, но и без работы в связи с давлением. Руководство издания ответило, что редакция пока не понимает, что в итоге будет со структурой издания.

Ранее, сказал Камалов, отвечая на вопрос журналиста, издание с подобным объёмом давления не сталкивалось.

«С такими подлыми инструментами давления не сталкивались. Закон не нарушался. Это были какие-то предписания прокуратуры, Роскомнадзора.  Они, может, были несущественными, но это всё-таки было в рамках действующего законодательства. При Магомедали Магомедовиче (председатель Госсовета Дагестана, руководил республикой до 2005 года – «ЧК»), например, скупали целый тираж. Просто скупался весь тираж. А сейчас, наверное, денег на покупку тиража жалко стало», – подытожил ответ учредитель газеты.

Легко, подчеркнул Агаев, «Черновику» никогда не было. «Я 13 лет в этой газете. Половина профессиональной жизни отдал ей и буду продолжать отдавать. Мы через многое прошли, но такие методы были применены впервые. Оставалось только за границей печататься, но тогда нас признают иноагентами – а это уже вообще. Теперь мы понимаем, что если мы найдем замёрзшую типографию в пещере, наверное, и там не получится», – высказал своё мнение главред «ЧК»

По словам Магди Камалова, ему сложно понять, почему власти республики мешают газете, которую правительство России признало и отметило за борьбу с коррупцией в регионе.

«Мы (газета) говорим, что нельзя воровать, в том числе чиновникам и все должны соблюдать законы. А они, борясь с нами, за что тогда борются? Действительно ли за то, чтобы коррупция существовала или за лозунги итальянской мафии «мафия бессмертна»? Мы за то, чтобы этого не было», – сказал Камалов.

Он отрицательно ответил на вопрос Юсупова о том, могут ли быть согласованы действия республиканской власти с Москвой.

«Нет ли сговора с администрацией президента? Администрации президента не до этого. Есть какие-то глобальные вопросы. Вот эта мишура, которую устроили в регионе, она центру неинтересна», – уверен Камалов.

Участников пресс-конференции также интересовало, чего ожидает издание по итогам своих письменных обращений: «Допустим, администрация главы Дагестана пойдёт на компромисс, договорится и оставит вас в покое, даст работать».

«В наших обращениях будет просьба лишить этих людей таких рычагов давления на прессу. Будет эта реакция и будут ли они соблюдать и исполнять их поручения? Если они будут – это одно. А торговаться и идти на компромиссы с администрацией главы Дагестана, чтобы нам дали работать, я считаю недопустимым. Мы лучше вообще не будем (издаваться – «ЧК»). Пусть лучше этот экземпляр, который мы напечатали в Ростове, будет последним, зато он был свободный, открытый», – сказал Агаев.

Если результат от обращений будет положительным для редакции, заключил главред «Черновика», издание вернётся к обычному режиму работы. Редакционную политику, как подчеркнул Камалов, издание менять не будет. 

Помимо упомянутых в материале журналистов, в пресс-конференции участвовали руководитель общественных организаций «Монитор ЖКХ» и «Монитор пациента» Зияутдин Увайсов, корреспонденты дагестанского издания «Мирмол», бывшие сотрудники издания, простые читатели и т.д.

Видеоверсию пресс-конференции смотрите здесь