
Кировский районный суд Махачкалы // Фото - Архив "Черновика"
Кировский районный суд Махачкалы принял решение выселить 80-летних Тагират и Юсупмагомеда Исрапиловых из дома, в котором они жили. Иск о выселении подала невестка их покойного сына, погибшего на СВО.
Ранее она продала этот дом и земельный участок, на котором он стоял.
Тагират и Юсупмагомед Исрапиловы вместе со своим адвокатом обратились в «Черновик», чтобы рассказать, почему они считают решение суда несправедливым.
По их мнению проданное имущество должно было принадлежать им, но невестка, «войдя к ним в доверие, переписала его на себя», а в последующем – продала.
«Черновик» связался с невесткой Исрапиловых, она подробно изложила свою точку зрения, но от публикации своего комментария в нашем издании отказалась. В публикации мы также не упоминаем имя невестки, оно изменено на – П. Газиева. Что, впрочем, не лишает её права на опровержение, ответ, комментарий или разъяснение данной публикации.
Решение о выселении Кировский районный суд Махачкалы было принято заочно, т. е. без участия ответчиков – Тагират и Юсупмагомеда Исрапиловых – 10 апреля этого года.
А уже 28 апреля прокуратура Кировского района Махачкалы вынесла апелляционное представление, в котором называет решение суда необоснованным, требует его отменить и пересмотреть. Обоснование позиции прокуратуры укажем ниже.
«Дайте нам здесь дожить…»
В этом году в семью Исрапиловых пришла недобрая весть – на СВО погиб сын Тагират и Юсупмагомеда, супруг подавшей иск П. Газиевой Магомедкамиль Исрапилов.
Мужчину похоронили 9 мая. Они с П. Газиевой растили троих детей. Но, для Магомедкамиля, будь он жив, имущественный спор между его родителями и супругой не стал бы неожиданностью...
Невесткой вместе с участком продан не один дом, а два. В большом двухэтажном временами жил Магомедкамиль со своей супругой и детьми, в небольшом одноэтажном – Тагират и Юсупмагомед.
Несмотря на решение суда о выселении пенсионеров, они продолжают жить в спорном доме. В двухэтажный дом заселились новые владельцы.
Они, вероятно, учли, постигшее семью горе и возраст Исрапиловых, поэтому гнать пенсионеров не спешат и, несмотря на решение суда, продолжают жить с ними в одном дворе. Но всё ещё впереди…
Возможно, в скором времени им надоест, что решение суда не исполняется, а в купленном ими доме живут чужие люди, и начнут форсировать их выселение.
Пенсионеры решили приложить все усилия, чтобы остаться в доме, который они называют своим.
Их невестка, по словам пенсионеров, заявляет, что строительство домов финансировала она. Пенсионеры же говорят, что в возведении домов участвовали их деньги.
«Наш сын сошелся с ней в 2011 году. В тот год дом в Шамхале, который двухэтажный, уже стоял, были какие-то внутренние работы проведены. Стояли крыша, входная дверь… Я не говорю, что невестка не вкладывалась. Она, когда стала частью нашей семьи, вместе с нашим сыном на что-то тратилась. Второй дом, в котором мы с мужем живем, из которого нас выселяют, был построен позже. Невестка самолично его не строила, наш сын и мы тоже участвовали. Сам участок мы выкупили у нашего зятя», – рассказала Тагират Исрапилова «Черновику».
Юсупмагомед и Тагират Исрапиловы
До переезда в Шамхал (поселок расположен в 40 минутах езды от Махачкалы – «Черновик»), пока шло строительство, Тагират и Юсупмагомед жили на кутане. Там держали скот, вели хозяйство. Жили на деньги от пенсии, продажи молочных продуктов и скота. Эти же деньги, утверждают старики, они вкладывали в стройку в Шамхале.
«Этот двухэтажный дом мы строили для Магомедкамиля и его семьи. Старшему сыну дали жилье, надо было и младшему помочь», – отметила Тагират.
Строить второй дом они не планировали. Это была инициатива сына и невестки.
«Было решено, – продолжила Тагират, – перевести нас с дедулей в Шамхал. Поэтому они говорили, что строят дом для нас, но мы сами тоже участвовали в его строительстве».
Так, примерно в 2017 году, старики переселились на новое место жительства. Отказываться от своего ремесла – содержания скота – пенсионеры не стали. Молоко, сыр, сметана – они получают все блага, которые дают им несколько коров.
Продав имущество, Газиева купила дом в Махачкале. Она, рассказывают пенсионеры, предлагает им жить с ней и её тремя детьми, их внуками.
«Но мы же не хотим туда переселяться. Что нам делать в городе? Здесь нам есть, что делать. Оставшиеся нам годы, мы хотим дожить в этом доме», – заявляют Тагират и Юсупмагомед.
Мировое соглашение
Соперничество за участок и жилье длится с 2013 года. В том году Газиева пыталась оформить участок и большой дом на себя. Свекры этому воспрепятствовали. Дом и участок в итоге оформили на свекра Юсупмагомеда.
Через несколько лет от Газиевой последовал первый иск к свекру. В нем невестка просит у суда взыскать с него деньги, которые, по её утверждению, она потратила на стройку и ремонт – 2 млн 578 тыс.
Поводом к иску, как указала невестка в этом документе, стало «требование свекра выселиться из дома».
«Требование покинуть дом свёкор мотивировал тем, что он собирается разделить его между всеми своими детьми в равных долях», – указала П. Газиева в иске.
Тогда это соперничество завершилось мировым соглашением.
«Сын Исрапиловых – Магомедкамиль – потребовал от супруги отказаться от иска. Она отказалась. В 2017 году было подписано мировое соглашение, которое до сих пор действует и не расторгнуто», – рассказала «ЧК» адвокат Исрапиловых Нурия Магомедрасулова.
Согласно этому документу, П. Газиева взяла на себя обязательство не чинить препятствие свекрам в пользовании домом и участком. А ответчик в лице свекра – обязуется составить и удостоверить у нотариуса завещание, по которому после его смерти наследником его имущества, состоящего из дома и участка, становится его внук – сын Магомедкамиля и Газиевой.
Позиция прокуратуры в этом деле связана именно с этим соглашением. Как отмечает прокуратура, суд оставил его без внимания:
«Определение суда об утверждении мирового соглашения обязательно к исполнению. Исковое заявление не может быть удовлетворено, так как это определение никем не оспорен. Мировое соглашение имеет силу решения суда».
Поэтому она считает заочное решение суда необоснованным, требует его отменить и пересмотреть.
«Родители не претендуют на большой дом, они его оставляют внукам – детям Газиевой. Маленький же дом, из которого выселяют моих доверителей, официально юридически не зарегистрирован и пока ни на кого не оформлен», – пояснила адвокат.
По её словам, Газиева могла продать и этот дом, так как участок оформлен на нее.
Введены в заблуждение?
В 2022 году случилось то, что привело к иску о выселении свекров: имущество от свекра перешло невестке.
«В октябре 2022 года к нам приехали из Москвы сын с невесткой. Они в основном жили в Москве, иногда приезжали в Дагестан, в Шамхал. Они сообщили, что у них проблемы из-за денег, предоставленных невестке в рамках одной из госпрограмм, так как она не отчиталась за их освоение. Они попросили оформить наш дом на невестку, чтобы она могла отчитаться, пообещав в последующем вернуть его на мое имя. Поверив сыну и его жене, мы дали согласие на оформление дома и участка на сноху, поставили свои подписи на бумагах, которые нам предоставили», – рассказывает Юсупмагомед во встречном иске к Газиевой, которое было подано в Кировский суд Махачкалы после её иска о выселении.
П. Газиева, по его словам, отвезла их в МФЦ, где они подписали договор о купле-продаже земельного участка с домом и согласие его жены на отчуждение имущества.
Стороны, указано в документе, оценивают участок в 500 тыс. рублей, а дом – в 2 млн. В документе также подчеркивается, что Исрапилов получил от невестки эти деньги до подписания договора купли-продажи.
Исрапилов утверждает, что денег от невестки не получал, так как «действительного намерения отчуждать имущество, продавать дом и участок у него не было». А его подпись на расписке о получении денег от нее, как утверждает пенсионер в иске, подделана.
«Дом с участком после заключения сделки, – указывает Исрапилов, – по передаточному акту невестке не передавался, мы с супругой продолжали и продолжаем жить в этом доме».
Указанная в договоре сумма – 2,5 млн руб. – не соответствует рыночной стоимости. Эта сумма, по словам Исрапилова, была указана в договоре по просьбе невестки.
Сделку, подчеркивает пенсионер, он заключил будучи введенным в заблуждение, поэтому во встречном иске он просит суд признать договор-купли продажи дома с участком недействительным и аннулировать записи в ЕГРН о регистрации права собственности невестки на дом и участок.
«Мы сейчас оспариваем сделки на большой дом и на участок. На время судебного разбирательства на это имущество наложен арест, поэтому новые владельцы пока не могут его оформить на себя», – добавила Магомедрасулова.
Также пенсионер просит признать недействительной расписку о получении денег и назначить почерковедческую экспертизу, поставив перед экспертами вопрос: «Кем, Исрапилом Юсупмагомедом, или иным лицом учинена подпись в расписке от 13 октября 2024 года».
Встречный иск не рассмотрен. «Суд поддержал требования невестки о выселении, но незаконно оставил без рассмотрения наш встречный иск о признании сделки недействительной», – отметила адвокат.
Несмотря на ответные действия по возвращению имущества, как отметила Тагират Исрапилова в беседе с нашим изданием, они намерены оставить участок и жилье на нём внукам – детям Магомедкамиля и П. Газиевой…
P. S. "Черновик" готов опубликовать комментарий, опровержение, пояснения П. Газиевой и её адвокатов, если они изъявят желание. ]§[
Мы в телеграм — "Черновик" 2.0
- 1417 просмотров