Снайпером по энергетике

Последняя неделя была крайне жаркой! Горели трансформаторы, отключались от электричества целые кварталы Махачкалы и пригородов, сгорала бытовая техника. Махачкалинцы, уставшие ждать позитивных перемен, стали выходить на улицы и перекрывать их.

Колебания температуры в промежутке 32–39 градусов по Цельсию показали, что проблемы с электроснабжением Махачкалы продолжают оставаться в списке крайне актуальных. И в тоже время показывают, что решение этой проблемы не носит для властей и ответственных энергокомпаний первостепенный характер. Проблемы в отрасли решаются по мере их поступления: «Вот как наступит жара, как не станут выдерживать трансформаторы и фидеры, вот тогда и будем решать эту проблему», – примерно такая логика наблюдается в этом вопросе…

 

Проблема проблем

 

Это мы говорим обосновано, так как если поднять новости ровно годичной давности, то события дней сегодняшних – это их точное повторение: с наступлением жары, как правило, сразу же пригороды Махачкалы погружаются во тьму. Отсутствие электричества в пригородах де-факто – это отсутствие всего: света в домах, связи в телефонах, холода в холодильниках (порча продуктов питания и товара), воды (она поступает в дома благодаря электронасосам).

В пригородах, как правило, линии электропередач и трансформаторы устанавливаются самими местными жителями. Они скидываются всегда и на всё! Но каждый раз скидываться на более мощный трансформатор не у всех есть силы и желание. Кроме того, в таких ситуациях всегда звучит очень весомый аргумент: «А где государство?» Потребитель электроэнергии, готовый аккуратно, по опломбированному счётчику платить за свет (и платящий за это), как оказалось, не может требовать от ответственных за энергоснабжение служб или отремонтировать трансформатор, заменить линию электропередач и прочее.

Потребителя удивляет, почему те же электрики, которым он давал деньги за установку трансформатора, утверждают, что к этому трансформатору отношения не имеют. «Это… другое?!» – удивляются потребители.

Затем с пригородов беда приходит в саму столицу: то один, то другой районы Махачкалы начинают с частой периодичностью отключаться, крайне нервируя население. Не могут нормально работать ни мелкие магазины, ни офисные учреждения. В городе схожие проблемы: слабые трансформаторы светятся по ночам от перегрузок. Бывает, сгорают, бывает, их отключают сами энергетики, чтобы трансформаторы не сгорели и не оставили население без электричества на ещё больший срок…

Слабые трансформаторы, работающие с большими перегрузками, на которых сидят многоэтажные дома и офисы с множеством кондиционеров, электрочайников, холодильников и прочей бытовой техники, не торопятся менять. Или меняют, когда терпеть дальше такое положение дел (постоянное отключение электричества или же слабое напряжение) невозможно. Но если не меняют… и если население сидит без света, то просыпается протест.

Людям на улице не объяснишь, почему нельзя своевременно решать проблемы с сетями

В какой-то момент это происходит, как правило, на вторые или третьи сутки клятвенных обещаний ответственных лиц всё исправить и починить – люди выходят на улицы и перекрывают дороги.

К протестующим тут же выезжают сотрудники полиции, представители разнообразных властей Махачкалы, а также ответственные за энергоснабжение лица. Где угрозами, где уговорами и обещаниями они как-то сбивают протестный накал общества, загоняя их в душные, тёмные квартиры и домовладения. До следующего раза.

Так было в прошлом году, примерно так же было в позапрошлом году. Примерно то же самое повторилось и в этом…

Энергетики «Дагэнерго» с начала года радовали заголовками о том, что где-то в пригороде Махачкалы они заменили трансформатор, поставив вместо старого в несколько раз мощнее и надёжнее. Что таким же образом они в первом полугодии 2022 года отремонтировали 719 трансформаторных подстанций, а в целом в этом году планируют потратить на плановый ремонт и техническое обслуживание энергообъектов всего СКФО 3,3 млрд рублей.

И, как хорошая доза успокоительного, прошла новость от 5 июля 2022 года о том, что «Дагэнерго повышает надёжность энергоснабжения жителей Махакалы». В новости сообщалось, что специалисты «Россетей» приступили к плановым ремонтным работам по замене силового трансформатора мощностью 16 МВА на силовой трансформатор мощностью 25 МВА на подстанции 11кВ «Приморская» в Махачкале.

Энергетики (в новостных заголовках) замахнулись ещё дальше, сообщив, что уже сейчас они готовят линии электропередач к осенне-зимнему периоду, а также осваивают концепцию нулевого травматизма…

В конечном итоге подстанция «Приморская», питающая район Махачкалы, именуемый «Редуха» («Редукторный посёлок»), не выдержала одной из первых.

18 июля «Россети Северный Кавказ» сообщили, что на одной из кабельных линий подстанции «Приморская» произошло нарушение энергоснабжения. Причина, как утверждают энергетики, – аномальная жара свыше 38 градусов. Несмотря на обещание дать электричество населению этой части Махачкалы к 18:00, махачкалинцы не выдержали и вышли на улицы.

Свет у кого-то был, у кого-то нет. Последовало обещание решить проблемы к 19:00. Но снова не свезло: несмотря на то, что аварийно-восстановительные работы были завершены к 18:00, произошёл обрыв силового кабеля на другом участке микрорайона.

Уже в полдевятого вечера к протестующим махачкалинцам стали прибывать представители власти: был заммэра Махачкалы Алибулат Магомедов и представители Управления административно-технической инспекции. К 21:00 приехал и и. о. руководителя «Дагэнерго» Магомед Ханапиев, обещавший свет в их домах в течение двух часов.

Магомед Ханапиев не смог объяснить махачкалинцам все проблемы энергетики

В 21:00 энергетики сообщили, что в некоторых районах «Редухи» и прилегающих местностях электроснабжение было восстановлено. Но очень много осталось тех, кто пробыл эту ночь и следующее утро в темноте…

В ту же ночь энергетики сообщали о замене сгоревшего трансформатора в Сепараторном посёлке Махачкалы. Там вместо вышедшего из строя трансформатора мощностью 400 кВА поставили новый, мощностью 630 кВА. Наверное, этой установкой энергетики оградили себя от более мощного протеста, так как если бы на улицы вышли влиятельные жители «Сипарки», то, думается, загнать их обратно было бы не простой задачей. И не одного дня…

Заметим, что в прошлом году и в первом полугодии этого главными виновниками дагестанских энергетиков и проблем в сфере качественного энергоснабжения были объявлены майнинг-фермы. Регулярно силовой блок и энергетики объявляли о том, что в том или ином городе-районе были выявлены лица, осуществляющие незаконное потребление электроэнергии для добычи криптовалюты. Однако, как показала практика этого года, проблема кроется не только и не столько в майнинг-фермах. Проблема – в ветхих сетях, слабых трансформаторах и… нежелании огромной и богатой энергетической компании под названием «Россети Северный Кавказ» вовремя меняться и модернизироваться.

После прошлогодних «чудес» в энергетической сфере власти и руководство ПАО «Россети Северный Кавказ», казалось бы, приняли все необходимые меры. Назначение в начале мая этого года и. о. руководителя «Дагэнерго» Магомеда Ханапиева (был замдиректора – стал главным инженером), прекрасно владеющего информацией о насущных проблемах отрасли, тоже воспринималось как некая антикризисная мера.

Сейчас же Ханапиев как некое ответственное (так получилось) за проблемы лицо вернулся на свою старую должность, уступив её тому, кому сказали уступить в руководстве ПАО…

Видимо, накопившиеся проблемы в дагестанской энергетике потребовали своих точечных решений, сравнимых с выстрелом снайпера.

 

Хочешь мира – готовься…

 

Сегодня, буквально за пару часов до сдачи номера в печать, стало известно, что директором филиала «Дагэнерго» назначен Максим Долголёв (он же – и. о. управляющего директора ПАО «Дагестанская энергосбытовая компания»).

Россети в своих медиаресурсах сообщают, что Долголёв с декабря 2021 года исполнял обязанности начальника Махачкалинских городских электрических сетей филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» – «Дагэнерго».

В целом же Долголёв в энергетике недолго: в 2020 году он, прослуживший до этого в вооружённых силах страны 18 лет, приходит работать в «Россети». Сначала советником заместителя гендиректора по безопасности ПАО «Россети Северный Кавказ», затем – советником по общим вопросам руководителя ПАО «Россети Северный Кавказ», и. о. управляющего директора АО «Севкавказэнерго» и ПАО «Дагестанская энергосбытовая компания».

О Долголёве в интернете написано немного. Почти ничего. Как профессионал в области энергетики (если, конечно, речь не идёт об иных способах использования электричества, к примеру, при дознании) он неизвестен. В то же время количество и наименование патентов, которые были выданы на имя Долголёва Максима Сергеевича, – к примеру, патент на «Глушитель для огнестрельного оружия» или «Поршневое устройство автоматики перезарядки для стрелкового оружия типа AR-15», то, как он записан в телефонных книжках друзей («Максим снайпер»), а также то, что был он советником у замгендиректора ПАО «Россети Северный Кавказ» – генерала ФСБ Владимира (Юрьевича) Платонова, расшифровывают скромную запись в официальной биографии «служил в Вооружённых силах РФ»: высока вероятность принадлежности к спецназу ФСБ России, «Альфа» или «Вымпел».

«Максим Долголёв тщательно изучил проблемные вопросы дагестанской энергосистемы в статусе руководителя крупнейшего подразделения филиала, проявив профессиональный подход к решению поставленных задач. Новому директору предстоит работать над повышением надёжности энергоснабжения потребителей республики. Необходимо также усилить в Дагестане работу по предотвращению неучтённого потребления электроэнергии, поскольку хищения энергоресурса остаются одной из основных проблем, препятствующих надежному энергоснабжению региона. Наравне с этим Максиму Долголёву поручено повысить эффективность работы, направленной на снижение потерь электроэнергии, а также разработать дополнительные меры по повышению платёжной дисциплины проблемных групп потребителей», – сообщил коллективу «Дагэнерго» гендиректор ПАО «Россети Северный Кавказ» Роман Левченко.

По некоторым сведениям, кандидатуру Долголёва поддержал и мэр Махачкалы Салман Дадаев. Учитывая, из каких структур пришёл Долголёв (с соответствующей поддержкой со стороны уже не дагестанского УФСБ, а, как можно полагать, центрального аппарата ФСБ), то… куда бы скромный мэр делся, если бы не поддержал? С другой стороны, надо отдать должное Дадаеву за то, что он, хоть и вынужденно, хоть и через «не хочу», но всё же поднял проблему с качеством электроснабжения Махачкалы и её пригородов на должный уровень. В прошлом году он объявил чуть ли не войну энергетикам, отказывающимся признавать свою ответственность за те или иные трансформаторы и линии электропередач, но, что характерно, никогда не отказывающихся принимать деньги за потреблённую по этим линиям электроэнергию… В этом году Дадаева практически не было слышно. Впрочем, как и обвинений республиканских властей в его адрес по поводу ответственности муниципалитета за энергоснабжение жителей Махачкалы.

P. S. Совпадение или нет, но вся протестная активность, связанная с электричеством, произошла в Махачкале в день рождения Салмана Дадаева. Он, находясь в отпуске, наверное радовался, что находится в эти дни не в Махачкале, что избавляет его от необходимости комментировать и решать (хоть и чужие) проблемы. А, возможно, он искренне переживал за каждого махачкалинца, сидевшего в темноте и наблюдавшего, как садится зарядка на его смартфоне.

Странно, что в эти дни не было слышно заявлений главы Дагестана Сергея Меликова. Он, правда, был занят другими частями Дагестана. Тоже, надеемся, плодотворно…

Конечно же, это сарказм. И повод заявить о том, что Махачкала – при помощи, а не противодействии республиканских властей – должна начать решать проблемы. Не медленными темпами ползущей улитки, а прорывными, скорыми. Иначе Махачкала в ближайшие 5–6 лет превратится в город, в котором невозможно жить! Власти не будут успевать ремонтировать инфраструктуру, как она будет ветшать вместе с остальной, до которой не дошла очередь на ремонт.

Пора уже сделать так, чтобы Махачкала в жару (а такие высокие температуры бывают почти каждое лето) не оставалась без электричества. Чтобы осенью, в сезон обильных дождей (тоже ежегодное явление), Махачкала также не оставалась без электричества и без дорог. Чтобы зимой Махачкала не оставалась без электричества и воды. Чтобы в любой сезон Махачкала была городом, способным дать своему населению свет, воду, тепло, услуги канализации. Не такие уж и большие требования для столичного города в XXI веке, в котором, как говорят, проживает миллион человек… ]§[

Номер газеты