Раздербанить и загнать

Если квартирный вопрос испортил москвичей, то дагестанским чиновникам напрочь выключили разум туризм и земельный вопрос. Поделюсь впечатлениями от увиденного из недавней поездки в Башлыкент.

Есть люди, которые бьют себя в грудь, закипают с криками «земля наших предков», требуют справедливости. Они готовы биться с любым за этот клочок земли, но вот возделывать и обрабатывать этот участок они не желают. Земля приобрела статус капитала, и все всплески энергии вокруг это вопроса являются элементами торга.

«Да её просто отжимают, чтобы раздербанить и загнать», – сказал бы на уличном сленге обыватель. Хотя, берите выше, такая форма выражения мыслей стала практикой и для дагестанских чиновников. Сколько ни произноси слово «контрактация», спрятать уличное поведение и повадки невозможно.

Я хочу лишь обнажить деталь, которую подметил при разговоре с местными жителями. Поехал я туда, чтобы своими глазами убедиться: или земля обрабатывается, или просто нужна для перепродажи. Убедился.

Виноградари взяли участки у ГУПа по соглашению и выходят каждый день в 3 часа утра на работу. Виноградники красивые, ухоженные, ягода плотная. Затрачено физических сил и денежных средств немерено. Насосные станции, трансформаторы, капельное орошение, шпалеры, химикаты, вспашка, укладка труб, электропроводки, закупка сельхозтехники, саженцев. Всё своими силами и за свой счёт. Сотни гектаров.

А рядом ГУПовский участок земли, не сданный в аренду. Найти саженцы винограда по пояс в траве нереально. В густой траве много змей. Нет воды для полива, нет электричества. Ничего нет! Жалкое, убогое зрелище. Не удивлюсь, что именно ГУПовскому мертворождённому участку Минсельхозразвития ещё и компенсационные уплачивает в полном объёме.

Башлыкентцы своим трудом и деньгами выправили ситуацию: земли обрабатывают, урожай сдают, рабочие места создают, налоги платят, а оказалось, региональная власть их считает преступниками!

Минимущества Дагестана требует, чтобы башлыкентцы все земли, взятые в аренду у ГУП, вернули в первозданном виде. То есть надо вырубить виноградники, снести под ноль водоводы, насосные станции, демонтировать электротрансформаторы – в общем, создать разруху и запустение, чтобы после проведения аукциона, когда земли опять вернут башлыкентцам, заново с нуля разбивать виноградники.

Вы подлость и предательство не слышите в этом предложении? Для чего всё это? Да всё просто! Отобрав возделываемые виноградарями участки, Минимущества готовит коммерческое предложение возможным инвесторам. То есть бездарно выполняют указание главы подготовить инвестиционные портфели для вложения в регион. Минсельхозразвития, которое всегда выдаёт объёмы частных урожаев за свои успехи, совершённые натруженными мозолистыми руками, стоит в стороне и никак не вмешивается в ситуацию.

Будет ли инвестор дагестанским? Нет. Будет ли он разбивать виноградники? Нет. В виноградарстве существуют огромные риски – урожай достигается лишь на пятый год кропотливой работы в поле.

Инвестор такую землю просто сдаст в аренду подороже тем же башлыкентцам. Так как и не инвестор он вовсе будет, а банальный оптовый спекулянт, тесно связанный с федеральными чиновниками. Для чего эта прослойка между Минимущества и виноградарями? Вот это и есть коррупция.

 А местные чиновники будут вынуждены молчать в тряпочку. Когда эта фикция поиска инвестора наберёт обороты, Сергея Алимовича уже не будет в Дагестане. Некому будет стоять горой за идеалы дагестанцев, тружеников пашни, урожаев и высоких надоев.

Новый глава региона стандартно сообщит, что всё это из-за отсутствия внятной стратегии развития региона, и всё завертится по новой. И будет два пути: или уезжать в другие регионы в поисках работы, или присоединиться к местной коррупционной прослойке. ]§[

 

Номер газеты