Портретный этикет

Удивительно, с какой скоростью способны вспыхнуть верноподданические чувства. Ступит новый глава на дагестанскую землю – в кабинетах «раздаётся грохот разбивающихся портретов». Обрамлённое рамкой изображение бессменного президента страны обретает нового соседа. А куда деваются портреты старых глав и почему они не заслужили остаться на ПМЖ на этих ухоженных и не совсем стенах?

Мы – свидетели слухов о вероятной замене главы Дагестана Сергея Меликова новым человеком.

«Как можно распространять неправду?! Это фейки...» – восклицает определённая аудитория. Но все мы знаем: когда-нибудь уйдёт и Меликов. И перед выбором люди в кожаных креслах не станут. Становиться нарушителем устоявшейся верноподданической традиции никто не захочет.

Поэтому при первом же взгляде на нового главу чиновник рангом ниже автоматически наполняется чувством благоговения. Присмотреться, притереться – эти глаголы уже лишние. Лечить приступ глубочайшего почтения невыгодно, поэтому его укрепляют. И первое действие в задаче по укреплению – достать с антресолей стремянку и заменить портрет уже бывшего главы на портрет новоиспечённого.

Не будем так категоричны. В ком-то выстраивается знак вопроса, который ставит под сомнение морально-этическую сторону первого «обязательного» действия.

«Почему повесил и почему снимаю? Неужели я…» – полнится вопросами, сомнениями голова человека, координирующего действия стоящего на складной лестнице подчинённого. Его мысли звучат в такой же тональности, как звучали мысли Штирлица в «Семнадцати мгновениях весны». В таком случае, может, не стоит себя мучить и оставить Путина единственным властелином стены?

Но путь к успеху, уверен чиновник, выложен через портрет, поэтому нарушать традицию чревато. Боязно не следовать конъюнктурному подходу. Могут заподозрить в оппозиционной настроенности. 

Вот подчинённый завершает первое действие: водружает новый портрет и, спустившись, передаёт портрет бывшего главы хозяину кабинета. Снова летают мысли… Или нет? Ведь не в первый раз.

Привычка одаривает хладнокровием. Руки несут портрет к мусорному ведру. Или нет? А куда деваются портреты в таком случае? Наверное, в каждом кабинете есть чулан ненужных вещей, где лежат изображения бывших. Или нет?

Главный вопрос: «А Путин? Портреты действующего главы государства тоже заменят так же молниеносно, как заменяют портреты глав Дагестана?» Или пауза приличия будет выдержана?.. Давайте всё-таки гобелен. С ним легче на душе. ]§[

 

Номер газеты