Не по рекомендации

ФАУ «РосКапСтрой» сделало свою работу, получило деньги и уехало из Дагестана. Дальнейшая работа по легализации самостроев продолжается. Позиции чиновников по вопросу легализации могут разниться. Это доказала мэрия Махачкалы: она добивается сноса дома, признанного безопасным специалистами «РосКапСтроя», не дождавшись коллегиальной рекомендации по нему.

В середине октября этого года инициативная группа дольщиков недостроенного многоквартирного дома, расположенного в Махачкале на территории садового товарищества «Родник», обратилась к республиканским властям. Они недоумевали, почему администрация Махачкалы хочет снести их дом, признанный специалистами ФАУ «РосКапСтрой» пригодным для проживания.

Более того, администрация считает, что «для правильного и всестороннего рассмотрения дела необходимо назначить судебную комплексную строительно-техническую экспертизу».

Дольщики задаются вопросом: «А в чём смысл? Почему Дагестану выделили на обследование 210 млн, если в последующем муниципальная администрация требует дом снести и для убедительности провести дополнительное обследование?»

Также в беседе с корреспондентом «Черновика» они сообщили о намёках со стороны неких лиц решить этот вопрос коррупционным способом. Этот вариант их не устраивает.

 

«Прокуратура обязала»

 

В период, когда Дагестан и ФАУ «РосКапСтрой» выстраивали отношения, связанные с обследованием самостроев, в республику приехала и руководитель этого федерального ведомства Юлия Максимова.

«По действующему законодательству, эти дома подлежат сносу, но на уровне правительства республики было принято решение, что это было бы неправильно, и нужно по максимуму защитить интересы людей. Наша цель – выработать мероприятия по легализации таких объектов. Если дом построен с изъянами, в ходе обследования это можно выяснить и дать рекомендации по их устранению. Крайне важно обеспечить безопасность такого жилья, и собственники должны быть заинтересованы, чтобы их дома были обследованы как можно скорее. Если дом со строительной и технической точек зрения до такой степени небезопасен, что нами будут выработаны рекомендации о том, что всё-таки этот дом необходимо снести, то такое заключение тоже в интересах людей. Нет ничего дороже человеческой жизни», – так Максимова комментировала заключение госконтракта на совещании в дагестанском белом доме.

Специалисты ведомства обследовали в Дагестане 457 самостроев. Один дом они признали претендующим на снос, 105 – пригодными для проживания, 351 – нуждающимися в укреплении. Дом, о котором идёт речь в этом материале, не достроен, но получил положительное заключение на предмет безопасности. После каждый дом отдельно начала обсуждать республиканская Правительственная комиссия по выработке предложений о возможности приведения самовольно возведённых на территории Дагестана многоквартирных домов в соответствии с установленными законодательством требованиями. Это как бы второй этап проекта легализации. Комиссия вырабатывает коллегиальное решение по каждому дому.

Но мэрия Махачкалы решила его не дожидаться и подать иск о сносе недостроенной самовольной многоэтажки, заставив сильно усомниться в том, что затеянная экс-главой Дагестана Владимиром Васильевым в гуманистических целях идея легализации пройдёт без сучка и задоринки со счастливым для всех пайщиков и дольщиков (среди которых много обманутых – «ЧК») концом. «Черновик» поинтересовался у администрации Махачкалы, почему она подала иск. Нам ответили, что «обязала прокуратура города».

 

Не должна была?

 

Пока администрация через суд добивается сноса дома, её коллеги по вышеупомянутой комиссии об этом не знают. Не знал в том числе и Министрой Дагестана, а также подведомственный этому министерству Дагестанский фонд обманутых дольщиков.

«Среди этих 457 были дома с решением судов на снос. Дела были приостановлены. Всякое судебное разбирательство по этим домам приостановлено. Иск не должен был появиться. Может, он подан ранее, до включения домов в реестр (реестр самовольно возведённых домов, обследованных «РосКапСтроем» – «ЧК») – сказал и спросил консультант управления государственного строительного надзора Минстроя РД Ильяс Моллаев.

Иск, отметим, подан в этом году. Пресс-службы прокуратуры Дагестана на просьбу «ЧК» сказать, почему «прокуратура города обязала» подать его, попросили отправить официальный запрос. Прокуратура Дагестана, отметим, тоже является членом правительственной комиссии. По мнению Моллаева, комиссия не вынесла бы решения о сносе дома, так как «его нет в списке домов, которые идут под снос». 

Какой бы ни была вынесенная комиссией рекомендация, последнее слово, как объяснили изданию в Минстрое, остаётся за муниципальными администрациями (администрации тех муниципалитетов, чьи дома обследовались, тоже являются членами комиссии – «ЧК»).

«Есть дома, которые достроены и их можно уже легализовать, а есть самострои, которым можно разрешить продолжить строительство. Дом, о котором идёт речь, ещё не достроен – стоит каркас. Комиссия может рекомендовать разрешить продолжить строительство. Но окончательное решение принимает администрация, несмотря на рекомендации.

Согласно федеральному 131 закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления принимают решение в части узаконения. Закон о местном самоуправлении только на них возлагает выдачу разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию. Изначально думали, что коллегиально правительственная комиссия будет решать», – отметил Моллаев.

Дома ещё не достроенные, но имеющие положительные заключения по безопасности, как сказал «ЧК» юрист Дагестанского фонда обманутых дольщиков, скорее всего, будут обсуждаться на предстоящем заседании комиссии.

«Дома условно поделены на три зоны: зелёная, жёлтая и красная. Красная зона – это те, которые не заселены, не завершены. С большей долей вероятности на следующем заседании комиссии будет подниматься вопрос об отзыве исполнительных листов о сносе», – сказал юрист.

В одном из писем уже экс-председателю правительства Дагестана Абдулпатаху Амирханову в декабре 2020 года Управление федеральной службы судебных приставов по Дагестану писало, что решения, принимаемые и принятые в рамках правительственной комиссии в соответствии с действующим законодательством, не могут служить основанием для приостановления исполнительных действий и непринятия мер принудительного исполнения судебным приставом-исполнителем. В противном случае, указывало Управление, непринятие данных мер может быть расценено надзорными органами как бездействие судебных приставов-исполнителей с последующим принятием мер реагирования.

На ранее проведённых заседаниях комиссии Управление, чтобы исключить нарушение действующего законодательства и прав людей, живущих в подлежащих сносу домах, внесло предложение о временном отзыве на период работы комиссии исполнительных документов о сносе многоэтажных домов с принудительного исполнения либо об обращении в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебных решений о сносе самостроев.

Несмотря на работу комиссии, также отмечало Управление в конце 2020 года, на принудительное исполнение продолжают поступать исполнительные документы о сносе самовольно возведённых объектов.

«Так, с 13 июля 2020 года, с даты образования комиссии, на принудительное исполнение поступило 17 судебных решений о сносе самовольно возведённых многоэтажных строений, взыскателями по 16 из которых выступает администрация Махачкалы», – писало УФССП России по РД.

По сообщениям источников «Черновика», недостроенный дом, расположенный на территории садового товарищества «Родник», не единственный, в отношении которого после обследования и при наличии положительного заключения подан иск о сносе. ]§[

Номер газеты