Патимат и Муртазали Гасангусейновы на пикете у здания Правительства РД
В эти дни исполнилось ровно 6 лет, как были убиты братья-пастухи Наби и Гасангусейн Гасангусейновы. Но следствие, можно сказать, практически не сдвинулось с места. Почему так и не удалось найти убийц безвинных пастухов? И как их отец Муртазали Гасангусейнов собирается дальше добиваться справедливости?
Братьев Наби и Гасангусейна, напомним, силовики расстреляли недалеко от села Гоор-Хиндах Шамильского района в ночь с 23 на 24 августа 2016 года.
Отец убитых пастухов – Муртазали Гасангусейнов – заявлял «ЧК», что его сыновей хотели целенаправленно убить, так как это была самая удобная мишень. По официальной версии уголовного дела по ст. 105, которое до сих пор расследуется, пастухов Наби и Гасангусейна убили неустановленные лица, а КТО в это время в окрестностях не проводили.
Шесть лет назад...
Напомним, как развивались события в ночь с 23 на 24 августа 2016 года. Версия основана на общеизвестной информации и на данных источников «Черновика».
За две недели до убийства братьев Гасангусейновых в местности Гоор-Хиндах находились бойцы спецназа УФСБ РФ по РД, которые выжидали двух боевиков. В материале «Найдите убийц» (№39 05.10.2018 г. – «ЧК») «Черновик» сообщал, что по оперативным данным местного отдела полиции, боевики должны были зайти в небольшую мазанку в этой местности, забрать из неё деньги, и при попытке уйти их требовалось задержать или уничтожить.
Но затем задействованным силовикам пришла команда полностью прекратить оперативные мероприятия и дальше оказывать содействие двум прикомандированным сотрудникам спецслужб.
Место гибели братьев Гасангусейновых
Примерно в 21:30 силовики произвели несколько выстрелов по силуэтам, идущим по горной тропинке с фонариками, и в сопровождении СОГ покинули место происшествия. В это время домой возвращались пастухи-братья Наби и Гасангусейн. Недалеко от села они пасли овец. И, как выяснилось впоследствии, сотрудники полиции до убийства приходили к ним на место выпаса скота, спрашивали, когда они возвращаются домой, и звонили с их телефона, который после убийства пропал.
Утром 24 августа на обнаруженные тела Гасангусейновых сотрудники Шамильского РОВД надели чужие куртки большого размера, вещмешки с боеприпасами, а также навесили автоматы, но не успели надеть берцы, поэтому они лежали рядом с их тапочками.
Переодеть братьев полностью не удалось, так как к этому времени уже подоспели местные жители. Вокруг были рассыпаны автоматные гильзы калибра 5,45 мм и 7,62 мм. Таким образом, была создана инсценировка перестрелки сотрудников правоохранительных органов с боевиками. Но по результатам экспертизы ЭКЦ МВД по РД, эти гильзы не были отстреляны из автоматов, которые повесили на убитых братьев. Более того, гильзы не были отстреляны и из автоматов сотрудников полиции Шамильского РОВД.
Местные жители слышали автоматную очередь и одиночные выстрелы. Когда они узнали, что найденные убитые – это пастухи и их тела собираются вывезти в Махачкалу, перекрыли дорогу на выезде из села Хебда, а женщины ворвались в гараж Шамильского РОВД и из автомобиля забрали тела. При этом и. о. начальника полиции Ибрагим Алиев стрелял в воздух.
В этот же день братьев объявили боевиками и возбудили уголовное дело по ст. 317 УК РФ.
«Следователь Ринат Ибрагимов, который завёл это дело, нам признавался, что на него оказывали давление, торопили. Через две недели после убийства Алиев встретил нашего односельчанина, который пользуется авторитетом, и запугивал его тем, что в село 20 автоматов подкинут из-за того, что была создана инициативная группа для расследования», – рассказывал Муртазали Гасангусейнов.
«Вы что натворили? Это же пастухи»
В ноябре 2017 года с помощью правозащитного центра «Мемориал» (центр признан иностранным агентом и ликвидирован судом) удалось отменить уголовное дело о посягательстве на жизнь сотрудников правоохранительных органов и незаконном хранении оружия и возбудить новое уголовное дело по факту убийства братьев Гасангусейновых. По поручению Владимира Путина расследование было передано в центральный аппарат СКР.
В марте 2018 года прокурор Дагестана Денис Попов сообщил, что Ибрагим Алиев дал фиктивную сводку о спецоперации в августе 2016 года в местности Гоор-Хиндах. При этом существуют две разные сводки с разными подписями начальника полиции.
Так, есть сводка, которую дали для ознакомления «Новой газете»: «… сотрудниками СОГ-5 УФСБ РФ по РД, ЦПЭ МВД по РД (с дислокацией в с. Гергебиль) совместно с сотрудниками РОВД Шамильского района проводились ОРМ, неустановленные лица произвели выстрелы из автоматического оружия по правоохранителям, ответным огнём двое преступников были уничтожены».
В другой сводке, которая есть в материалах дела, указаны имена братьев Гасангусейновых, и на этом основании было возбуждено уголовное дело против них.
Братья Гасангусейновы
В результате по поручению прокурора Попова было выделено в отдельное производство дело в отношении Алиева. Затем его освободили от должности начальника и перевели на работу участковым в Хунзахский район.
Муртазали Гасангусейнов и его представитель Джамбулат Гасанов, юрист «Комитета против пыток» (признан иноагентом), обжаловали уже четыре отказа следователя СУ СКР по РД Заирхана Харбилова.
Гасанов отметил, что они до последнего будут обжаловать отказы следователя: «В рамках дела по убийству Ибрагим Алиев допрошен недавно, мы его показания пока не видели. Ранее он утверждал, что узнал о смерти Гасангусейновых только утром в ходе следственных поисковых мероприятий, а свидетели указывают, что посты полиции находились на развилках дорог уже за полчаса до убийства. Он ссылается на начальника местного ЦПЭ с дислокацией в Гергебиле Насрулу Исаева, якобы это он сообщил ему о КТО и на этом основании он подписал сводку. А Исаев (на данный момент находится в СИЗО-1 по другому делу) рассказывал, что ему позвонили и сообщили эту информацию, но якобы не помнит, кто именно».
Гасанов сообщил, что у них есть свидетель Шамиль Гамзатов (сотрудник Шамильского РОВД), который им рассказал, что фактически Алиев был в курсе всего происходящего и всё это было заранее спланировано, в том числе спецоперация.
«Гамзатов признался нам, что Алиев его отправил на пастбище узнать, во сколько пастухи вернутся, после этого он уехал в Буйнакск. Не доезжая до города, ему Алиев отправил фото расстрелянных пастухов в футболках. Шамиль ему ответил: «Вы что натворили? Это же пастухи». А начальник полиции посоветовал ему молчать и удалить у себя фото. После этого Гамзатов семь месяцев не работал, но потом вернулся», – пояснил Гасанов.
Муртазали Гасангусейнов добавил: «Шамиль подходил к Алиеву и предупреждал, что расскажет всё, как было, так как все косо смотрят на него. А начальник полиции ему ответил, что не его подставит, а фейсов. Он боялся, что его тоже ликвидируют, хотели его сделать секретным свидетелем. Но он принял эту идею без восторга».
Из неофициальных источников известно, что утерян журнал учёта совершённых преступлений отдела полиции Шамильского района. По этой причине следствие не может установить, кто же из сотрудников полиции участвовал в проведении оперативных мероприятий.
«Я буду отказываться от закона и власти»
Впрочем, как утверждает Муртазали Гасангусейнов, за шесть лет следствия не было ни одной попытки установить убийц его сыновей. Старший следователь Лев Гура, по его словам, каждые три месяца лишь пишет, что продлеваются сроки следствия.
«Новый следователь из Москвы последний раз был в Дагестане в марте и проводил следственные действия, потом на месяц ушёл в отпуск, и больше мы не можем с ним выйти на связь, – говорит Гасанов. – На данный момент, как нам известно, осталось выяснить у тех военных, которые в ночь убийства стояли в селе, кто им давал устный приказ выехать в Гоор-Хиндах. Личности военных установлены с самого начала, когда ещё было дело по ст. 317 УК РФ. Осталось, наверное, ещё экспертов допросить, которые внешний осмотр проводили».
По его словам, он и юрист «Комитета против пыток» разослали заявления в СК, Генпрокуратуру, президенту РФ. Генпрокуратура направляет в СК, на бездействие которого и жалуются.
«Первоначально, куда бы я ни писал и ни обращался, мне отвечали, что мои сыновья покушались на жизнь сотрудников правоохранительных органов и ответным огнём были уничтожены. В деле по ст. 105 пишут, что неизвестными лицами были убиты. А куда же делись те сотрудники, на которых мои сыновья покушались?» – недоумевает Гасангусейнов.
Джамбулат Гасанов сообщил, что решено подавать иск на неэффективное расследование, потому что, видимо, планируют тянуть, а затем закрыть дело за сроком давности.
«Если дальше так будут тянуть, я созову всех журналистов, в том числе иностранных, и буду отказываться от закона, от власти. Я больше выхода не вижу. Зачем мне нужны такие закон и власть, где расстреливают наших детей?!» – заявил Муртазали Гасангусейнов.
Гасанов предположил, что дело не продвигается, так как у многих, в том числе следователей из Москвы, может складываться впечатление, что в связи с тем, что на республиканском уровне семье Гасангусейновых оказываются какие-то знаки внимания, преференции, ему рот этим закрыли, к тому же деньги получил от государства по решению ЕСПЧ.
Муртазали Гасангусейнову это предположение не понравилось: «Какие преференции? Какие деньги? ЕСПЧ год назад обязал Россию выплатить 115 тыс. долларов. Через год мне заплатили из 10 млн 700 тыс. – 5 млн рублей. Глава Дагестана Сергей Меликов – человек с большой буквы. Он единственный из глав республики, кто со мной встретился и, как обещал, приехал к нам в село. Его слова: ‘‘Мы теперь будем для вас опорой’’, – для меня многое значат, даже если ничего не сделано».
Сергей Меликов в гостях у Муртазали и Патимат Гасангусейновых
Встреча с руководителем республики, напомним, состоялась 25 декабря 2020 года. Вместе с Муртазали Гасангусейновым на ней присутствовала его супруга Патимат Гасангусейнова. Меликов выразил им соболезнования, предложил помощь не только моральную. Но ничего не сказал про расследование уголовного дела. Отец убитых пастухов считает, что глава республики не может повлиять на ход следствия, так как этим занимаются следователи из Москвы.
Отметим, что после встречи с главой Дагестана, бывшим госсекретарём республики Хизри Абакаровым, Муртазали Гасангусейнов на протяжении двух лет не выходит на пикеты. Но, по его словам, сдаваться он не собирается: «Мне адвокат Саид Ибрагимов сказал: ‘‘Куда ты прёшь против танка?’’ Я буду идти против танка, и я найду способ остановить этот танк. Моих сыновей никто не вернёт, но, чтобы других детей не расстреливали, чтобы родители не хоронили своих сыновей, я остановлю этот танк. Сегодня могу сказать и Саиду Ибрагимову, и правоохранительным органам: “Танк убийств детей остановлен. Осталось найти танкистов, который бросили танк и убежали. С помощью Аллаха их тоже найдём”». ]§[
- 2648 просмотров