Президент Азербайджана Ильхам Алиев и его супруга Мехрибан Алиева принимают участие в траурных мероприятиях в аэропорту Баку
Официальный Баку требует от Москвы признания вины, наказания виновных и выплаты компенсаций. Об этом заявил сегодня, 29 декабря (2024 г.) президент Азербайджана Ильхам Алиев. Его слова приводят официальные СМИ Азербайджана.
Эти заявления Ильхам Алиев сделал сегодня, в ходе траурных мероприятий в аэропорту Баку. В рамках этих мероприятий Алиев и его супруга, Мехрибан Алиева, встретились с родственниками погибших и пострадавших в результате крушения самолета, произошедшего 26 декабря этого года.
Напомним, что борт азербайджанских авиалиний, следовавший из Баку в Грозный, не смог там сесть, поэтому направился в Махачкалу (где еу было отказано в посадке), а затем улетел через Каспийское море в казахстанский Актау, где рухнул и взорвался при посадке.
Выдвигались различные версии причин крушения самолёта. Ильхам Алиев озвучил версию, согласно которой самолёт был обстрелян силами ПВО в районе Грозного, а также подвергнут воздействию средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ).
Президент Азербайджана выразил уверенность, что это (обстрел самолёта) не было умышленным актом, не было сделано специально, но, тем не менее, возлагает на российскую сторону ответственность за произошедшее.
«Тот факт, что фюзеляж (самолета, потерпевшего крушение) весь был в пробоинах, полностью снял с повестки версию столкновения со стаей птиц», – сообщил Алиев.
Его «огорчило и удивило», что «российские официальные структуры выдвинули версии о взрыве какого-то газового баллона».
Ильхам Алиев уверен, что «это открыто показывало, что российская сторона хочет замять вопрос, и это, конечно, никому не делает чести».
Приводим фрагмент интервью Ильхама Алиева, которое он дал Азербайджанскому телевидению в Международном аэропорту Баку.
Президент АР Ильхам Алиев: – Началась работа над предварительными версиями. Разумеется, окончательная версия станет известна после вскрытия черных ящиков. Но и первоначальные версии достаточно обоснованы и опираются на факты.
А факты заключаются в том, что азербайджанский гражданский самолет получил повреждение извне на территории России, близ города Грозный, и практически потерял управление. Мы также знаем, что наш самолет был приведен в неуправляемое состояние средствами радиоэлектронной борьбы. Это первое повреждение, нанесенное самолету.
В то же время в результате огня, открытого с земли, сильно пострадала и хвостовая часть самолета. Сразу же, в тот же день, когда наша делегация организовывала те видеоматериалы в городе Актау, общественность также была проинформирована по этому вопросу.
Тот факт, что фюзеляж был в пробоинах, конечно, показывает, что первоначально вброшенная не знаю кем версия о столкновении со стаей птиц была полностью снята с повестки.
Возможно, что при повреждении самолета, при ударе по нему пилот мог воспринять это как столкновение птиц с самолетом. Потому что, наверное, никому и в голову не могло прийти, что наш самолет будут обстреливать с земли в дружественной нам стране.
Однако, к сожалению, некоторые круги России предпочли придерживаться этой версии. Одним из моментов, который нас огорчил и удивил, было то, что официальные структуры России выдвинули версии о взрыве какого-то газового баллона. То есть это открыто показывало, что российская сторона хочет замять вопрос, и это, конечно, никому не делает чести.
Конечно, наш самолет был сбит случайно. Разумеется, здесь не может быть и речи о каком-то преднамеренном террористическом акте. Поэтому признать свою вину, своевременно принести извинения Азербайджану, считающемуся дружественной страной, и донести это до общественности – все это были меры и шаги, которые необходимо было предпринять.
К сожалению, первые три дня мы не слышали от России ничего, кроме бредовых версий.
Разумеется, детали аварии будут полностью расследованы. Я в этом не сомневаюсь. Должен также сказать, что Азербайджан с первого дня выступал за то, чтобы этим делом занималась группа международных экспертов.
Российская сторона официально предложила нам, чтобы это дело расследовал Межгосударственный авиационный комитет. Мы категорически отказались от этого. И причина ясна.
Потому что не секрет, что эта структура в основном состоит из российских чиновников и во главе этой структуры стоят граждане России. Факторы объективности здесь могли быть обеспечены не полностью. Если бы сразу же после катастрофы мы увидели справедливые и адекватные шаги со стороны России, то, возможно, мы бы не возражали. Но мы видели, что есть очевидные попытки замять этот вопрос.
Поэтому мы выразили эту позицию, находясь в тесном контакте и с казахстанской стороной, выразили свою позицию и российской стороне, о том, что должна быть создана рабочая группа, состоящая только из международных экспертов, и она была создана.
В нее входят представители компании-производителя самолета — Embraer, представители профильных учреждений Бразилии, представители Азербайджана, Казахстана и России, в том числе Межгосударственного авиационного комитета.
Но не на ведущих ролях, просто как члены рабочей группы. Повторяю, после того, как черные ящики будут открыты и когда мы получим более детальную информацию, всплывут все подробности и прояснятся многие моменты, которые сегодня пока вызывают вопросы.
К примеру, почему самолет не смог приземлиться в городе Грозный? В какой степени средства радиоэлектронной борьбы повлияли на управление самолетом? Насколько действенны были последствия удара в воздухе и взрыва рядом с самолетом? Потому что должен также отметить, что попытки отрицать этот очевидный факт и завуалировать его в данном случае – это и абсурд, и глупость.
Потому что, к счастью, благодаря героизму экипажа произошло так, что самолет смог приземлиться. Хотя это и была аварийная посадка, самолет смог приземлиться.
Многие пассажиры были спасены, есть их показания. Травмы, нанесенные пассажирам и членам экипажа осколками, пробившими самолет, очевидны. Приписывать это каким-то птицам или же преподносить как взрыв газового баллона — глупо и бессовестно.
Поэтому после вскрытия черных ящиков станет известно, почему самолет не смог приземлиться? Когда точно был открыт огонь с земли по самолету? Почему самолет не попытался приземлиться в ближайших аэропортах?
Ближайшими были аэропорты Минвод и Махачкалы. Был ли самолет отправлен в Актау или это был объективный выбор? Существуют различные версии.
Некоторые полагают, что самолет был намеренно отправлен наземной службой из Грозного, поскольку он уже был неуправляемым и существовала большая вероятность того, что воздушное судно упадет в море.
В этом случае попытки замять вопрос будут успешными, и так называемая версия «птицы» будет представлена как основная. По мнению некоторых специалистов, Актау был выбран потому, что это открытое пространство, жилые кварталы находятся далеко от аэропорта, и экипаж мог предположить, что это будет аварийная посадка, поэтому выбрал для нее более подходящее место.
Но с другой стороны, имея рядом аэропорты, лететь на большее расстояние, причем над морем, когда самолет находился в неуправляемом состоянии, было рискованнее.
То есть ответа на все эти вопросы пока нет. Мы, азербайджанская сторона, и лично я стараемся быть максимально справедливыми. Мы не хотим комментировать некоторые не совсем ясные вопросы, пока они не будут прояснены.
Однако по очевидным вопросам мы с полной решимостью должны высказывать, высказываем и будем высказывать свое мнение. В своем выступлении здесь, в аэропорту в день катастрофы я сказал, что общественность Азербайджана будет регулярно информироваться об этом вопросе, ходе этого расследования, и она информируется.
Проявленная нашими казахскими братьями и сестрами солидарность оставила очень большой след в сердце азербайджанского народа. Простые граждане, придя к нашему консульству в Актау, возложили цветы, выразили свое отношение, выразили солидарность с нами. Настоящая дружба и братство должны быть такими.
— После аварии компания AZAL приостановила полеты в некоторые города России. В чем же была необходимость принятия этого решения и как идет работа в настоящее время?
— Это указание дал я, и основная причина этого, конечно же, вопросы безопасности. Поскольку во многих городах России воздушное пространство периодически закрывается, там применяется особый операционный режим. Они называют это операцией «ковер», и, возвращаясь к вопросам, о которых я сказал, отвечая на первый вопрос, должен также отметить следующее.
Следует прояснить и то, когда была объявлена та операция «ковер»? Потому что, по имеющейся у нас информации, она была объявлена после того, как наш самолет уже подвергся внешнему воздействию. То есть, если это так, то это еще раз показывает, что местные службы сделали это, чтобы скрыть вопрос.
— Господин президент, а в целом, каковы ожидания и требования Азербайджана к России в связи с происходящим?
— Мы открыто изложили российской стороне свои требования. 27 декабря эти требования официально были доведены до российской стороны. В чем они заключались?
Во-первых, российская сторона должна извиниться перед Азербайджаном.
Во-вторых, должна признать свою вину.
В-третьих, виновные должны быть наказаны, привлечены к уголовной ответственности, и Азербайджанскому государству, пострадавшим пассажирам и членам экипажа должны быть выплачены компенсации.
Это наши условия. Первое из них уже было выполнено вчера. Надеюсь, что и другие наши условия будут приняты. Все эти условия справедливы.
Здесь нет каких-либо экстраординарных требований или вопросов, это основано на международном опыте и нормальном человеческом поведении…
P.S. Как сообщил пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков, глава государства Владимир Путин созванивался в это воскресенье со своим азербайджанским коллегой. В ходе телефонных переговоров обсуждались вопросы крушения самолёта в Актау. ]§[
Мы в телеграм - @chernovik
- 2015 просмотров