Дух и духовенство

«На порезы и ожоги сыпали соль, ещё был перцовый баллончик», – запытанные в ИК-2 Калмыкии осуждённые, уроженцы Дагестана Магомед Атимагомедов и Дауд Курамагомедов рассказали новые подробности того, как их истязали. А духовенство и омбудсмен Калмыкии вынесли на публику заключение, оберегающее репутацию местного УФСИН.

О том, почему пытали Магомеда Атимагомедова и Дауда Курамагомедова, «Черновик» писал в материале «Система наказания» (№30 от 12.08.2022 года «ЧК»). 5 августа они спланировали побег, но это обернулось кровавой развязкой. А в отношении обоих заключённых возбуждено уголовное дело по факту убийства сотрудника колонии, тяжёлого ранения другого, а также нападения ещё на шестерых, пытавшихся их задержать. Побег осуждённые, по крайней мере Атимагомедов, связывают с систематическими издевательствами, которые выражались и в том, что заключённых, особенно мусульман, избивали, к ним придирались из-за совершения религиозных обрядов, угрожали «пришить 205 статью». Возбуждены уголовные дела не только па факту пыток Атимагомедова и Курамагомедова. Потерпевшими по делу, возбуждённому по ч. 4 ст. 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий, совершённое с применением пыток», также признаны Гашимов Р. Ф., Магомедов Р. К., Умаров И. О., Гуальмиров З. З., Голощапов Д. В., Кудинов Д. А., Лиджиев С. В., Хомяков Д. С. Начиная с пятого августа (дня, когда в колонии произошло ЧП) и по сегодняшний день ни Атимагомедову, ни Курамагомедову, которых жёстоко пытали, не оказана квалифицированная медицинская помощь, хоть адвокаты и просили УФСИН отпустить их на стационарное лечение в больницу.

 

Духовенство выпытывало

 

16 августа на сайте РИА «Калмыкия» появилась новость. В заголовок была вынесена очень правильная мысль представителя Духовного управления мусульман Калмыкии (ДУМ РК). Мысль такая: «Убийство – большой грех».

ДУМ РК и уполномоченный по правам человека по РК Валерий Чуб решили проверить состоятельность заявлений запытанных осуждённых об ущемлении прав мусульман, поговорив с другими заключёнными ИК-2. Они посетили колонию, а итогами поездки поделились с местным информационным агентством. Осуждённые мусульмане, рассказали они, не жаловались на издевательства со стороны сотрудников колонии и ущемление своих прав.

По словам заместителя председателя ДУМ Калмыкии Раджаба Зияутдинова, перед посещением духовенство направило официальный запрос в региональное УФСИН, в котором сообщило о намерении посетить ИК-2, чтобы поговорить с отбывающими наказание мусульманами.

«Я обратился к осуждённым, можно сказать, выпытывал у них, какова обстановка в колонии, почему такое могло случиться, что они сами думают о произошедшем. Я напомнил им, что у мусульман большой грех – убийство человека. Все осуждённые говорили: мы не поддержали этих двух людей, мы их осуждаем за такие действия и не можем понять, что могло их толкнуть на совершение столь тяжких преступлений», – рассказал Зияутдинов о своих попытках выудить у осуждённых правду.

Также осуждённые не жаловались духовному лицу на то, что сотрудники колонии препятствуют в совершении религиозных обрядов, молитв. А Атимагомедов, напомним, систематически рассказывал своей матери о том, как в колонии мусульман не оставляли в покое. В частности, матери во время свидания порезы на своём теле Атимагомедов объяснил так: «Единственный выход, мама, чтобы остаться в живых – это просто начать себя резать. По-другому они не оставляют, по-другому их остановить невозможно».

Но другие осуждённые то ли под давлением УФСИН не хотели портить духовнику и омбудсмену настроение, то ли действительно говорили правду – ни о чём таком в беседе с гостями не говорили. А может, и говорили…

«Многие выступили и сказали: никто ничего не запрещает. Каждый, у кого есть желание, может свободно совершать обряды, молиться. Жалобы были в основном бытового характера – крана нет на умывальнике, вода плохая... Эти моменты мы обсудили с начальником колонии и главой УФСИН. Вопросы будут решаться», – также рассказал Зияутдинов.

Высказался и омбудсмен Валерий Чуб. «Нам, – сказал он, – достаточно ясно было сказано в ответ, что никаких ограничений, препятствий к проведению молебнов не чинится…» Но вот что интересно: почему ни омбудсмен, ни духовное лицо не произносят слово «пытки»? Ведь и дело возбуждено, и имена потерпевших перечислены. Почему не говорят, что пытки – это такой же большой грех, как и убийство? Вероятно, не хотят портить настроение УФСИН.

 

Адвокаты такого не видели

 

В среду, 17 августа, в ИК-2 Калмыкии прошли следственные действия по уголовному делу о пытках Атимагомедова и Курамагомедова.

Адвокаты Аза Алиева и Снежана Мунтян вместе со своими подзащитными, следователями в сопровождении около 10 бойцов ОМОНа, заместителя начальника ИК-2 во время следственных действий также были в помещениях, где Атимагомедов и Курамагомедов подвергались пыткам.

Об увиденном и услышанном во время следственных действий в прямом эфире рассказали адвокаты. 

«То, о чём он (Курамагомедов – «ЧК») говорил, у меня в голове не укладывается. На места ожогов, порезов сыпали соль. Сначала обливали водой, потом сыпали соль. В глаза, лицо, подмышки брызгали перцовым баллончиком. Также он показал место, где сотрудники колонии даже не удосужились прибрать после пыток. На месте остались высохшие следы от коленей, пальцев ног Атимагомедова и Курамагомедова. Мы заходили в ещё одно помещение, где проходил допрос в изощрённой форме», – рассказала новые подробности адвокат Курамагомедова Снежана Мунтян.

Соль сыпали и на раны Атимагомедова. «Он дал более развёрнутые показания, рассказал о вещах, о которых раньше почему-то умалчивал. Когда мы оттуда вышли с ней (из ИК вместе с Мунтян – «ЧК»), мы даже не могли разговаривать, какой-то момент были в шоковом состоянии. Он назвал сотрудника, который намеренно брызгал из перцового баллончика ему на рану», – сказала его адвокат Аза Алиева. Также Атимагомедов рассказал о том, что, когда они с Курамагомедовым отключались, падали без сознания, их приводили в сознание тем же кипятком.

По его словам, в пытках участвовали «чуть ли не руководители колонии».

В четверг, 18 августа, Уполномоченный по правам человека в Дагестане Джамал Алиев направил обращение директору Федеральной службы исполнения наказаний России Аркадию Гостеву с просьбой поручить безотлагательно рассмотреть вопрос о переводе отбывающих наказание в Калмыкии Атимагомедова и Курамагомедова в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта страны. Того же самого длительное время добивались Атимагомедов и его мать.

Таким образом, считает Алиев, можно оградить осуждённых от возможного давления, применения недозволенных методов воздействия.

«Считаю, что Атимагомедов и Курамагомедов должны быть в ближайшее время переведены из Калмыкии в другой регион, где их безопасности ничего не будет угрожать», – заключил дагестанский омбудсмен. ]§[

Номер газеты