20 лет центру Аскерханова: жизнь только начинается

Негосударственная, а если проще, частная, медицина в России нового времени шла трудной, тернистой дорогой. Ситуация, в которой закалялось здравоохранение нового тысячелетия, была запутанной, сложной, а перспектива – туманной. Поэтому одни из первопроходцев так и не смогли выбраться из терний со своими причинами неудач, другие – пришли к звёздам, используя собственную формулу успеха.

И в медицине нужны креативные менеджеры и организаторы. Деятельность Гамида Рашидовича Аскерханова - яркий тому пример

Знаменитые во всех отношениях 90-е. Общество впервые за много лет смогло выбирать, куда идти лечиться: в привычную поликлинику со всеми её недостатками, но бесплатную, или в частный медицинский центр, многообещающий, без очередей, но за деньги, оплаченные в кассу. Процесс притирки двух систем был стихийным и очень долгим. Ни у кого тогда не было опыта коммерческой деятельности в здравоохранении, а правовые нормы только начинали формироваться. Как строить отношения частной медицины с государством и государственной медициной, с пациентом? Ведь к частному врачу вчерашние советские граждане относились с недоверием и подозрением и шли к нему из острой необходимости, по знакомству или из любопытства.

Чаще всего потенциала первых врачей, ушедших из-под крыла государственной медицины, хватало не на многое. Снять за свой счёт и на свой страх и риск небольшое помещение, оборудовать пару кабинетов списанной или купленной опять же за свои кровные или взятые в долг деньги аппаратурой. Самой необходимой, не больше, и не самой последней модели. Заказать простейшую вывеску и рекламу, принести из дома старенький диван и картину – для уюта. Нанять медсестру-секретаря-администратора-бухгалтера-кассира-делопроизводителя, чаще всего в одном лице.

Специализированное, оборудованное по медицинским стандартам помещение, хотя бы взятое в аренду на какой-то приличный срок. О собственном тогда мало кто даже мечтал – было в те годы роскошью. Чаще – небольшое приспособленное строение или помещение, иногда и просто квартира, желательно где-нибудь в людном месте. К слову, многие из таких центров и сегодня живы. Точнее, доживают свой век. Выбраться на новый уровень у них по каким-то причинам не получилось. Может, просто планировали выжить, и на том остановились.

Но были и другие, те, кто планировал и планирует не отдельно взятый завтрашний день, а перспективу. Ближнюю, на год-два, и далёкую – на десятилетия. Благодаря таким стратегам медицина движется вперёд – и как наука, ускоряя прогресс и созидание, и как практика, становясь более технологичной. В мировом масштабе она развивается настолько стремительно, что мы не успеваем даже узнавать обо всех её достижениях. А кто-то одержим желанием сделать так, чтобы мы успели этими достижениями воспользоваться. Прямо не выезжая да пределы своего региона.

Показательный пример: Гамид Рашидович Аскерханов и его знаменитый на всём юге России медицинский центр имени его отца, выдающегося кардиохирурга Рашида Пашаевича Аскерханова. Модель медицинского центра, которую Гамид Аскерханов начал проектировать и совершенствовать с начала 90-х, и сегодня доказывает свою жизнеспособность и прогрессивность. Медицинский центр им. Р. П. Аскерханова стал первым и крупнейшим негосударственным медицинским центром в регионе. Но не в размере дело. Принципы, на которых формировался 20 лет назад центр, остаются современными и сегодня.

 

Врач – в центре

 

Потому что коммерция – коммерцией, но если на первом месте – медицина, а во главе – мыслящий врач с талантом эффективного менеджера, то и стратегия развития медицинского учреждения будет другая. В династии врачей иначе быть не могло.

Вернёмся к 90-м и вспомним, кто работал в частных медицинских центрах. Те же врачи, тот же персонал, который мы видели в государственных клиниках. Они после окончания смены на своей «основной», как тогда называли, работе, бежали на коммерческую. Там и платили больше, и условия были помягче.

Других кадров, взращённых вне государственной медицины, тогда не было. А новые условия требовали другого отношения к работе и пациентам. Как теперь говорят, пациентоориентированности. Теперь стало недостаточным формально осмотреть пациента и выписать ему анализы и лечение. Появилась конкуренция, и надо было сделать так, чтобы в следующий раз пациент снова захотел прийти лечиться именно к тебе, а ещё лучше – чтобы порекомендовал тебя всем своим близким. Надо расположить к себе больного, сделать так, чтобы ему понравились твой подход, манера ведения беседы и результат лечения. С этой перестройкой не все справились, и кто-то так и остался хорошим советским врачом. Грамотным, но невнимательным.

Какое-то время частную медицину вполне устраивало совмещение врачами работы в государственных и коммерческих учреждениях. Но постепенно условия и оплата работы, степень занятости изменились настолько, что врач уже сознательно выбирал для себя что-то одно. Место не просто заработка для выживания, а работу, на которой комфортно и приятно зарабатывать на достойную жизнь. Зарабатывать по-белому, без заглядывания пациенту в глаза и тяжких вздохов. Без унижения. В частной медицине есть касса, и пациент за всё платит по прайсу.

А ещё врач теперь получил возможность развиваться профессионально, раскрывать свой потенциал в полном объёме, заниматься исследованиями, наукой, внедрением новых технологий. Такие условия надо уметь создавать.

Например, в Центре Аскерханова всё это получилось успешно. Тут уже много лет формируется и растёт целая плеяда врачей, медицинских сестёр, всего персонала, которая выбрала центр как единственное место работы. Потому что социальные гарантии, страховки, выплаты больничных и декретных – всё то, за что обычно держатся на госработе – тут гарантированы, как и стабильно высокий доход при хороших результатах лечения.

 Клиника кардиохирургии в Дагестане - мечта, которая сбылась

 

Опережать, а не догонять

 

Медицина не должна быть оборудована по стандартам вчерашнего дня. Но как успеть за прогрессом? Государственная машина не слишком поворотлива, поэтому мы привыкли не ждать от рядовых поликлиник и больниц чего-то революционного, за редкими исключениями. Независимым от бюрократии медицинским центрам в этом плане легче, и тем, кто раньше других встал на путь использования высоких технологий, сегодня не составляет труда разобраться, какой компьютерный или магниторезонансный томограф будет давать более точные результаты диагностики. Какие лабораторные исследования будут наиболее востребованными, какие анализаторы следует купить сегодня, а какие – завтра, чтобы не было сбоев в работе? Как расширить операционный блок? Как оптимизировать оборудование реанимации?

Помните, 20 лет назад появившийся у Аскерханова компьютерный томограф, один из первых в федеральном округе, вызывал восторг? В очереди на обследование в государственных клиниках надо было стоять месяцами, и альтернатива заплатить, но сделать в течение пары дней, была очень привлекательна. Особенно, если состояние здоровья не позволяет ждать.

Привычка к хорошему и комфортному вырабатывается быстро. И мы уже привыкли, что современное, надёжное и точное оборудование в республике раньше других появляется в центре имени Аскерханова. Так уж выстроено долгосрочное планирование. За новыми разработками и только появившейся аппаратурой тут следят, связываются напрямую с производителями и привозят прямо с конвейера. Схема наработана годами, а специалисты от ведущих фирм и поставщиков систематически её проверяют и калибруют. Так должно быть. Это норма, когда пациента не вынуждают ждать по полгода, пока починят изношенную вконец технику.

В общем, чем больше вникаешь, чем приходится систематически заниматься медикам, тем больше понимаешь, что медицинский центр – это огромное, сложное производство, главный продукт которого – наше здоровье.

 

…И стены помогают

 

Когда-то было в порядке вещей, что медицинский центр работает в арендуемом помещении. Позже те, у кого дела пошли неплохо, получили возможность построить или приобрести в собственность свои площади, адаптированные под конкретные нужды. Не всегда эти возможности соответствовали стандартам, принятым в медицине, а кто-то увлекался внешней красотой и дизайном. С центром Аскерханова всё было иначе – недостроенное здание детской больницы, хоть и не соответствовало нормативам по каким-то характеристикам, но всё это проектировалось как больница. Тем не менее понадобилось восемь лет для оформления документации, перестройки и доведения до ума, чтобы центр стал тем, что мы увидели в 2002 году.

За 20 лет он прирос новыми корпусами и отделениями, внутри помещений и на всей облагороженной территории добавилось уюта и комфорта. Выросли новые корпуса, в которых уже запланировано будущее. Центр вообще очень динамичен, он, как живой организм, постоянно растёт и меняет облик. И никогда не знаешь, какой сюрприз он выдаст завтра. Это касается не только внешнего облика, но и содержания.

Только вперед, юбиляр!

 

Работа на опережение

 

В 1994 году Гамид Аскерханов поставил перед собой главную задачу своей жизни – сделать реальностью отцовскую мечту. Конечно, много лет назад Рашид Пашаевич и подумать не мог, что медицинское учреждение в нашей стране может не принадлежать государству, и кардиохирургию он видел в республике в другой форме. Но наступило время других горизонтов и возможностей. Сегодня можно уверенно сказать, что цель выполнена. В клинике теперь выполняются операции с применением высоких технологий. Из последних достижений: внедрены и успешно проводятся операции на открытом сердце, сосудах, позвоночнике, в области гинекологии, гастроэнтерологии, нейрохирургии, урологии. Успех этого года: впервые на Северном Кавказе проведены и внедрены операции по эндоскопической декомпрессии при стенозе, а также по удалению грыжи межпозвонкового диска. Новые технологии внедряются непрерывно, и чаще всего не так заметны для обывателя, в рабочем порядке. Мы обычно рассказываем о самых ярких и значительных событиях.

Но и технологии – это не всё, о чём можно говорить. Можно напомнить и о том, что эти дорогостоящие высокотехнологичные операции уже второй год оплачиваются государством по полису ОМС. Что крупные работодатели – государственные корпорации, учреждения и компании – в рамках добровольного медицинского страхования ежегодно оплачивают диспансеризацию и страховые случаи своим сотрудникам. О многом, что принесла с собой коммерческая медицина, которой мы когда-то боялись. Теперь она, как и Медицинский центр имени Р. П. Аскерханова, стала неотъемлемой частью нашей жизни и гарантом нашего здоровья.

Как депутат Госдумы и как деятель науки, Гамид Рашидович в годы становления центра много ездил по разным странам и везде интересовался, как устроена частная медицина. Наиболее удачные примеры брал на заметку, чтобы потом примерить их на дагестанскую почву. И многое из увиденного воплотилось и продолжает воплощаться в облике и устройстве его детища.

 

Смотрим в будущее

 

Можно долго перечислять, в чём Центр имени Аскерханова за эти двадцать лет стал первым в Дагестане, на Северном Кавказе, в Южном федеральном округе. По применению новых высоких технологий, по предоставлению множества медицинских услуг, которые раньше были недоступны жителям региона, но... важнее другое.

Этот медицинский центр, пионер негосударственной медицины республики, изменил наше отношение к частной медицине как к чему-то не слишком качественному и чисто коммерческому. Мы теперь знаем, что и в медицине можем выбрать лучшее, как и в других сферах нашей жизни.

С двадцатилетием, Центр имени Аскерханова! Всех врачей, медицинских сестёр, нянечек, поваров, сотрудников всех подразделений и, конечно же, руководителя и главного вдохновителя и воплотителя всех инициатив Гамида Рашидовича Аскерханова – с юбилеем! Ждём ваших новых побед и свершений!

 

Имеется противопоказание. Необходима консультация специалиста

 Лицензия №05-01-000123 от 12 июля 2007 г.

Номер газеты