В конце октября стало известно, что следователь ГСУ СК РФ по Ростовской области смягчил статью для полицейского из Ярославля Игоря Самсонова, который в январе этого года выстрелом из пулемёта убил жителя Каспийска Агая Магомедова.
Родственники убитого такое решение восприняли крайне негативно, а их адвокат намерен обращаться в прокуратуру с соответствующим ходатайством.
Инцидент, напомним, произошёл 2 января этого года в Каспийске. В тот вечер у Агая Магомедова во дворе его дома завязался бытовой конфликт со знакомой по имени Салихат, арендовавшей место в салоне красоты, владельцем которого он являлся. Девушка вызвала полицию, и на место в составе наряда ППС и явился сотрудник ВОГ МВД России по Дагестану Игорь Самсонов. Он выстрелил в Магомедова из пулемёта, от полученного ранения Магомедов скончался.
В МВД по РД событие тогда прокомментировали так: «Правоохранитель обнаружил, что мужчина совершает насильственные действия в отношении женщины. На требования сотрудника о прекращении насилия он повёл себя агрессивно и попытался напасть на полицейского. В связи с возникшей угрозой сотрудник применил огнестрельное оружие».
Потерпевшей по делу признана вдова убитого Амина Магомедова. Она вместе с сыном оказалась свидетелем трагедии: оба наблюдали за происходящим с балкона. Инцидент женщина описывает так. Агаю Магомедову позвонили соседи и пожаловались на шум в салоне. Он выяснил, что там находилась Салихат с подругами, и потребовал от неё вернуть ключи.
В ответ девушка отправила возмущённые голосовые сообщения, что и послужило причиной конфликта. Она вызвала полицию по адресу, а сама вышла во двор, где её ждал Магомедов. Конфликт продолжился. Подъехавший наряд ППС в это время делал обход домов, так как по адресу, на который поступил вызов, никого уже не было. А Самсонов от сотрудников ППС оторвался, увидел происходящее и вмешался.
«Агай сам бывший полицейский, он знает, что можно, а что нельзя в таких ситуациях. Он просто пошёл в сторону Самсонова, спокойно, без какого-либо оружия. А когда Самсонов направил на него оружие, Агай сделал два шага назад. Мы с сыном это видели. Но он всё равно выстрелил», – утверждает Магомедова. Сотрудники ППС подоспели, когда выстрел уже был совершён.
Отметим, что в материалах дела имеется видео, снятое соседкой с балкона. Оно охватывает момент уже после произведения выстрела. Агай лежит на спине, по двум сторонам от него двое полицейских, из стоящей рядом машины выходит третий. К телу подбегает одна женщина, затем вторая – Салихат. Она начинает кричать: «Вызовите скорую». В это время Самсонов стоит с оружием примерно в трёх метрах от убитого, делает шаг вперёд, а потом отходит в сторону.
Изначально уголовное дело было возбуждено в Каспийске по ст. ст. 105 УК РФ («Убийство») и 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). Затем передано в ГСУ СК РФ по СКФО, там, с учётом заключений, проведённых ситуационной и трасологической экспертиз, оставили ту же квалификацию преступления.
Самсонов практически сразу был заключён под стражу, но весной уголовное дело было передано в СУ СК РФ в Ростове-на-Дону, а в августе следователь Кирилл Пайда ходатайствовал о смягчении ему меры пресечения с «заключения под стражу» на «домашний арест». Суд это ходатайство удовлетворил. Пайда впоследствии принял решение о переквалификации дела на ст. 109 УК РФ – то есть следователь посчитал, что Самсонов причинил смерть по неосторожности.
Отметим, что коллегами и земляками переквалификация дела и изменение меры пресечения Самсонову воспринимались как «операция по спасению». В частности, издание «Ярновости» цитирует депутата Ярославской областной думы Василия Бокова: «Спасением нашего парня вплотную занимались губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов, сенатор Российской Федерации Наталья Косихина, начальник УМВД Андрей Липилин. Вопрос постоянно был под их контролем. Проделана тяжелейшая работа, которая привела к переквалификации».
Согласно материалам дела, пока конфликт продолжался, в такси девушку ждали две подруги с водителем машины. Водитель, как это указано в протоколе допроса, сообщил, что Магомедов бил женщину. Однако на очной ставке на прямой вопрос адвоката: «Видел ли он, как Агай бил девушку?» – ответил, что всё время сидел в машине и не видел, наносились ли девушке конкретно удары, а только слышал стуки из машины, а уже после обнаружил на ней вмятину. Сама девушка показала, что Агай схватил её за шею, толкнул, из-за чего она упала, но не бил.
Есть в материалах дела и показания другого свидетеля – друга и соседа убитого, который в тот день ждал Агая в машине. Он утверждает, что в воздух Самсонов не стрелял. Как утверждает супруга убитого, от его показаний следователь пытался избавиться, основываясь на том, что у свидетеля имеется судимость.
Само же следствие, предъявляя Самсонову новое, но более лёгкое обвинение, основывается на показаниях свидетелей, которых фактически на месте преступления в момент выстрела не было. Это, к примеру, двое сотрудников ППС – Шамиль и Магомед. Как мы уже говорили ранее, они в тот момент делали обход, подоспев к месту происшествия уже после случившегося. Однако оба в показаниях утверждают, что Магомедов «шёл на Самсонова», при этом как Самсонов стрелял, никто не видел.
Магомедова рассказала «ЧК», что Самсонов вину не признавал и не признаёт. Даже с учётом переквалификации статьи. На допросах повторяет: «Я действовал в рамках своих полномочий и в соответствии с положением о ВОГ МВД». В объяснениях добавляет, что, поднимая пулемёт, хотел произвести выстрел в воздух, так как Магомедов стал «двигаться к нему в борцовской позе».
Вдова убитого встречалась с Самсоновым лично на очной ставке. «Он даже не извинился передо мной ни разу, даже попыток не сделал. Приезжала в Дагестан его мать, слёзно просила. Но не мать же стреляла. Да, его могут не простить, но он хотя бы показал бы, что раскаивается. В целом, он ведёт себя странновато, как робот», – делится впечатлениями Магомедова.
Она со ссылкой на адвоката указывает, что, согласно положению ВОГ МВД, Самсонов вообще не должен был ввязываться в конфликт, а должен был лишь прикрывать наряд ППС. Принимать самостоятельно решение о том, как действовать, он не мог.
Обвиняемый утверждает, что «не справился с оружием». Однако следствию были предоставлена справка о том, что он прошёл подготовку по обращению с оружием, а также его аттестация о владении им.
На данном этапе обе стороны ознакомляются с делом. Потерпевшая Амина Магомедова направила письмо на имя председателя СК РФ Александра Бастрыкина с просьбой провести проверку уголовного дела, а её защитник готовит ходатайство в прокуратуру с требованием не давать обвинительное заключение по смягчённой статье. ]§[
- 2072 просмотра