Застрявшие в Союзе

В «Черновик» обратились жители уже не существующего микрорайона Солнечного в Кизилюрте. С советских времён они проживают там в передвижных домах – вагончиках, ожидая получения новых квартир. Администрация Кизилюрта считает, что люди там находятся незаконно, и обратилась в суд с иском об освобождении земельных участков. На этой территории планируется многоэтажная застройка.

На месте передвижных вагончиков планируют многоэтажную застройку

Микрорайон Солнечный был создан в 1970-х гг. для работников «Чиркейгэсстроя», «МКД», химзавода, Дагэлектроавтомата», которые возводили в Кизилюрте промышленные и гражданские объекты. Их временно заселяли в готовые передвижные дома площадью примерно 30 кв. метров. Раньше в них было централизованное отопление, сейчас – нет, но официально подключены свет, вода и газ. По словам старожила Гаджи Гаджиева, работникам этих предприятий должны были выдавать жильё по мере застройки города, а после переселения сносить освободившиеся вагончики. На тот момент здесь было около 300 передвижных домов, каждый вагончик имел свой номер, а вся территория была разделена на улицы. Здесь даже сохранились заасфальтированные дороги, которые были между улицами.

В 1993 году администрацией города было принято решение о ликвидации микрорайона, а оставшихся сотрудников переселили в другие посёлки – Ханлар и Таш-авлак. 22 жителям были предоставлены земельные участки по 450 кв. м и подъёмные средства в 1,2 млн рублей для приобретения строительных материалов. Однако пять человек отказались переезжать, рассчитывая получить квартиры в черте города, как им было обещано изначально. Сейчас на территории ликвидированного микрорайона «Солнечный» располагается 26 передвижных домов. Из них только четверо жителей живут здесь практически с основания временного посёлка, остальные заселились в вагончики самовольно. А спустя почти 50 лет администрация Кизилюрта решила выселить их с этой территории через суд.

 

«Нас хотят сделать бомжами»

 

«Как только вернулся с армии в 1974 году, устроился на работу в «Чиркейгэсстрой». Нам говорили, что становиться на учёт не надо, что по мере сноса будут выдавать квартиры. Так и делалось, квартиры выдавали, люди отсюда переезжали. А как до нас дошла очередь, государство развалилось. Теперь у государства денег нет, ничего нет. Меня мэрия Кизилюрта и чиновники довели до инсульта. Бездушные, как будто со стеной, с камнем разговариваю», – рассказывает житель 135-го вагончика Гаджи Гаджиев. Только у него сохранился оригинал ордера 1974 года и даже есть прописка по этому адресу в паспорте. У большинства нет такого документального подтверждения.

По словам Гаджиева, он, как законопослушный гражданин, ждал своей очереди, ему каждые 2 месяца обещали переезд в новую квартиру. В таком ожидании он прожил там 49 лет, не изменив никоим образом свой вагончик. Например, не сделал, как другие соседи, пристройку для расширения жилья, даже внутри всё как будто сохранилось с советских времён.

«Юрист администрации Кизилюрта называет этот вагончик государственным домом. Он и похож на самом деле на это государство, – говорит Гаджи Гаджиев, показывая пальцем на свой обветшалый покосившийся дом. – Кто мне мог дать на него ордер?  Как будто я сам на спине эту ГПДушку из Казбековского района принёс и поставил здесь. Сами будто построили. Эти вагончики даже не в России построенные, это финские дома. При СССР что-то захватывать можно было? Голову нам оторвали бы за одну такую попытку. 7 мэров поменялось, а, оказывается, я здесь сторожем был, для них землю берёг. А теперь нас выгоняют. Меня хотят бомжем сделать. Куда мы пойдём? Я лишнего не требую».

У Гаджиева процесс о выселении только начался. А вот у многих его соседей уже есть проигранные дела в суде, но они надеются добиться справедливости в Пятигорске – в кассационной инстанции.

Патимат Джабраилова осталась у разбитого корыта, дожидаясь много лет своей очереди

Патимат Джабраилова живёт в микрорайоне Солнечном с 1984 года, вагончик она получила, когда работала в домостроительном комбинате. Она состоит в очереди на улучшение жилья в администрации Кизилюрта с советских времён, после перерегистрации в 1992 году женщина числилась 231-й. Спустя 20 лет очередь не продвинулась ни на одного человека.

«На суде я спросил представителя администрации: «У вас за это время никто не умер, не выехал?» Он ответил, что с тех времён ведомственное строительство жилья прекратилось, а государство жильё не строит, поэтому очередь осталась такой же, неизменной, – рассказал сын Джабраиловой Юсуп Курбаналиев. – В 1992 году приходили из администрации и просили ордеры у жителей, чтобы они  у них были на хранении для учёта. Сосед Гаджи Гаджиев предупреждал людей, чтобы они не отдавали этот документ, так как их обманут. Те его не послушались и отдали, а через месяц ордеры якобы были утеряны. Одной соседке через суд Гаджиев в 2005 году помог восстановить ордер, а моя мама, надеясь, что вот-вот выделят новое жильё, не стала обращаться в суд».

Курбаналиев отметил, что теперь на суде апеллируют тем, что мы не можем доказать, что забрали ордер, а свидетели, соседи их не устраивают, так как они лица заинтересованные. Причём сама администрация не опровергает этот факт, а судья Кизилюртовского городского суда вынесла противоречивое решение: обязывает Джабраилову снести вагончик и освободить территорию и в то же время подтверждает, что этот передвижной дом установлен предприятием. В Верховном суде РД суде это противоречие устранили и вынесли опять же решение в пользу мэрии.

«Я не хочу переезжать к сыну, хоть он мне и предлагает. Сорок лет проработала на государство, стояла в очереди, выделите мне что-нибудь», – сетовала Патимат Джабраилова.

«Она как старый коммунист ждёт то, что ей положено. Ей просто обидно, что с ней так поступают», – объясняет слова своей матери Юсуп Курбаналиев.

В то же время, как рассказал ещё один старожил посёлка Солнечного Магомед Кадилаев, часть территории, где располагаются вагончики, в том числе и его, мэрия Кизилюрта вместе с людьми отдала в аренду до 2022 года некому Камилю Далгатову для застройки многоэтажными домами. Их финские передвижные домики уже со всех сторон обступили многоквартирные дома, а в этом году достроили детский сад.

«Всем по барабану, лишь бы нас оттуда выселить. Нас уже продали с потрохами как крепостных крестьян. Куда мы только не обращались за это время: к президенту, главе республики, в народный фронт, Хизри Абакарову. Реакции – ноль. В канцелярию нас не пускают, мэр Кизилюрта Магомед Магомедов нас не принимает. Три месяца пытаемся  к нему попасть. Нас доводят до инсульта и инфаркта, чтобы старики умерли», – считает Кадилаев.

В разговор вмешалась Райсат Алиева, проживающая здесь с 1988 года: «Мой муж и дочка работали в домостроительном комбинате, должны были получить квартиры. Но остались без ничего после переворота. Муж умер. А сейчас нам говорят, что мы самозахват сделали. Дети на съёмных квартирах живут. Я с 14 лет работала, неужели ничего не заслужила, даже кусок земли? Зато чиновникам всё положено. И спортсмену Мураду Базарганову, который, по неофициальным данным, всё здесь застраивает. Это родственник бывшего главы Кизилюрта Магомеда Уцумиева. У них судьи тоже родственники».

Старожилы признают, что на остатках территории микрорайона Солнечного есть и те, кто незаконно хочет получить квартиры или участки. По их словам, они заселялись сюда самовольно, но администрация ранее не предъявляла никаких претензий. Но есть вариант, который мог разрешить вопрос хотя бы четырёх стариков, которые ожидают своё жильё законно.

«Моей маме земля не нужна, она не в том возрасте, чтобы заниматься хозяйством. Ей даже квартира в собственность не нужна. С собой в могилу не заберёт. И мне это жильё не нужно. Выделите хотя бы квартиры по соцнайму трём-четырём старикам, которые с 80-х годов тут живут, пусть доживают свои года спокойно, зная, что у них есть крыша над головой и их никто не выгонит. А потом, когда они умрут, квартира вновь отойдёт государству. Представитель администрации ответил на это, что нет жилья и соцнайма, добавив, что дети должны позаботиться о своих родителях».

 

Несуществующая квартира

 

Юрист администрации Кизилюрта Биякай Магомедов пояснил «ЧК», что жители ликвидированного микрорайона просят несуществующие квартиры и стоять в очереди на улучшение жилья бесполезно, так как с 1992 года администрация не строит жильё. Он отметил, что строительные предприятия, а также заводы временно заселили своих работников в государственные передвижные вагоны до окончания строительства объектов, а затем строители должны были переехать на новую локацию за пределами города Кизилюрта для строительства других объектов. С 1993 по 2020 годы администрация неоднократно просила граждан освободить территорию, но они отказались, считая, что по закону имеют право на земельные участки по принципу давности пользования. Поэтому в прошлом году было принято решение о направлении в суды исковых заявлений об устранении препятствий в пользовании земельным участком путём его освобождения. Суд принял решение в пользу администрации. А доводы жителей микрорайона Солнечного, которые они излагают в многочисленных обращениях, не могут служить основанием для переоценки и пересмотра принятых судебных решений.

Магомедов подтвердил, что территория микрорайона по генплану отведена для строительства детских садов и жилой застройки. Он также пояснил, что, когда земельный участок по аукциону отдавали в аренду, там не находились вагончики, их туда намеренно переставили. ]§[

Номер газеты