В «Черновик» обратились фермеры из сельсовета Большеарешевского Кизлярского района. Они утверждают, что на протяжении девяти лет не могут получить землю в аренду, оставшуюся от ГУП «Россия», а на этом фоне восемь участков Мингосимущество РД выставляет на аукцион, что может лишить людей всех перспектив.
У Магомеда Магомедова 1 500 голов мелкого рогатого скота. Животноводством на землях в районе сельсовета Большеарешевского он и его семья занимаются 37 лет, его дело продолжил сын, а его родители переехали сюда из Акушинского района ещё в 1975 году и работали в самом крупном рисоводческом совхозе Кизлярского района – «Россия».
Магомедов рассказал, что, когда совхоз расформировали в государственное унитарное предприятие, он арендовал 500 га. В подтверждение у него есть договор и квитанции об оплате. В 2013 году ГУП обанкротилось, и территорию передали в собственность Мингосимущества Дагестана. Было всего 14 кутанов. На данный момент речь идёт о восьми кутанах площадью 3,4 тыс. га, где живут и разводят овец и коров более 40 человек. У других оставшихся 6 кутанов уже есть владельцы – арендаторы. Земли отгонного животноводства по закону отдают в аренду на 49 лет.
«Моё фермерское хозяйство существует с 2004 года, я плачу налоги. И так же другие люди там работают. С 2012 года нет никакого договора ни с кем. За девять лет обращались во все инстанции вплоть до президента. С тех пор поменялось восемь министров госимущества, но никакого толкового ответа нам не дали, и землю в аренду тоже не дают. Хотя мы считаемся правопреемниками, и нам в первую очередь должны предложить аренду этой земли», – говорит фермер.
Единственное движение от чиновников, отметил он, произошло в мае, когда в Кизляр приезжал вице-премьер Дагестана Абдулмуслим Абдулмуслимов, который тогда просил дать людям работать на этой земле. По словам фермера, администрация Кизлярского района выступала с ходатайством в Мингосимущество РД о том, чтобы фермерским хозяйствам предоставили эти участки в аренду либо передали в собственность муниципалитета. Но ответ был отрицательный, на тот момент не было проведено межевание этих земель. Границы определились только в сентябре этого года.
На прошлой неделе заместитель министра госимущества и земельных отношений Хабиб Джанаев приезжал в администрацию района, где сообщил, что через два месяца собираются объявлять аукцион согласно закону.
«Раньше можно было отдать в аренду без аукциона, но они тянули время. В Мингосимуществе РД нам заявляли, что если с нами заключат такой договор, то фактически земля останется нам. А они, видимо, хотят её продать. Другое объяснение трудно найти. Нам даже известно, что в данный момент есть покупатель, который уверен, что он станет владельцем этих земель. Я его не знаю, но один человек приходил осматриваться в один кутан. До того уверенный в победе на аукционе, что уже отдаёт 30 га земли бахчеводам на следующий год», – пояснил Магомедов.
Он уверен, что им вряд ли удастся поучаствовать в аукционе, так как реальные фермеры в таких делах ничего не понимают и никто в министерстве им ничего объяснять не будет. По его словам, есть асфальтные фермеры, которые живут в городах и имеют деньги, а у него средства в поголовье, в заготовке кормов. Чтобы участвовать в аукционе, им нужно всё продать и потом начинать всё с нуля. До 2020 года кадастровая стоимость земель бывшего ГУПа «Россия» площадью 3,4 тыс. га составляла 89 млн рублей. Сейчас стоимость – 390 млн рублей. Фермер не понимает, с чем связано такое повышение, с учётом того, что эта земля по качеству ухудшилась, тем более два года были засушливые.
С баранами на выход?
Из-за того что не заключены договоры аренды на землю, КФХ Магомедова и других не могут получать субсидии через госпрограммы Минсельхоза РД.
«Вроде по телевизору говорят одно: «Поднимайте сельское хозяйство», но мы живём в другом мире. Много ли людей поедет сюда, где ни воды элементарно нет, ни проехать невозможно? Да, есть люди – фанаты своего дела. Я построил бы здесь дом, хотел женить сына в следующем году. А сейчас выясняется, что вместе с этим домом землю продадут. Дома строить нельзя на этих землях. А где жить-то? У нас там здание 60-го года. Вы думаете, какая-нибудь невеста придёт в этот дом? Даже супруга уже не может жить в этих нечеловеческих условиях. У нас, кроме этого жилья, больше ничего нет», – признаётся Магомед Магомедов.
Фермер сетует на то, что в прошлом году была катастрофическая ситуация – засуха, но ему повезло, и он смог выйти без потерь и поголовье ягнят сохранить. А у некоторых фермеров, по его словам, «вообще был караул» с падежом большого поголовья.
«Вот нам сегодня надо сено покупать. И это не проблема государства, а наша. Мы не знаем, какой год будет. Мне чем надо заниматься сейчас: перегоном, ремонтом, закупкой кормов или продавать всё поголовье? Я же не один там живу. Семья. Есть рабочие», – недоумевает Магомедов.
Билар Жабраилов из СПК «Нива» – сосед Магомедова. В СПК 450 голов скота. На участке работают 4–5 семей.
«Людей выгоняют на улицу. Мы фермеры, мы не знаем, что такое аукционы, до нас даже вовремя эту информацию не доводят. Мы за два месяца откуда деньги достанем? Другое дело, если бы это была пахота, рентабельные земли. Там сейчас солончак. И земля нормальная только благодаря тому, что каждый фермер свой участок держит в порядке. Как свой дом охраняли, еле как выходим из ситуации, поголовье приходится уменьшать из-за засухи, дотации маленькие», – подтвердил слова своего соседа Жабраилов.
Магомед Магомедов привёл пример убыточности на шерсти и мясе баранов. Сейчас 1 кг шерсти (дагестанская тонкорунная) стоит 20 рублей. При этом на подстрижку барана отдают 80 рублей, плюс ещё рабочим нужно барана зарезать. В итоге шерсть фермер получает за 60 рублей и выходит на убыток в минус 20 рублей. По его словам, раньше 1 кг шерсти продавали за 100 рублей, и это были хоть какие-то деньги.
Выгадать можно только на мясе. «Говорят, что вот цена баранины повысилась до 450 рублей. Мы как производители на рынке не можем торговать. Я сдаю мясо исключительно первосортное по 350 рублей – это высшая цена. А зимой стоимость поднимается ещё больше. Но никто не считает, сколько корма и тюк сена стоят зимой. Бараны же не будут святым духом питаться. Нам выгоднее где-то его продать за 350 рублей, чем откармливать и продавать зимой», – объяснил фермер.
По его мнению, нет никакой поддержки сельского хозяйства, это даже не ноль, а минус, если ещё в это колесо палки вставлять, то совсем ничего не остаётся.
«Да и поддержка даром не нужна, главное – чтобы не препятствовали. Дайте нам работать! – в эмоциях Магомедов перешёл на повышенный тон. – Я не понимаю, что за государство такое? Когда ГУП развалился, нужно было тогда сказать нам: «На выход». За 10 лет, может, чем-нибудь другим занялись бы. Если мы лишимся своей работы, нам куда идти? Ехать в Махачкалу и быть очередным таксистом? Таксиста спросите, пойдёт он работать на земле? Он же не пойдёт. Из чабана таксиста легко сделать, а из таксиста чабана никогда не сделаете. Не видел я таких чудес на свете».
Кто ответит?
На данный момент в министерстве по управлению госимуществом и земельным отношениям Дагестана никак не комментируют сложившуюся ситуацию с бывшими землями ГУПа «Россия» в Кизлярском районе, лишь сообщают, что будет объявлен аукцион согласно закону, а с прошлого года главой Республики Дагестана был введён мораторий на земли и совершение каких-либо сделок. Ещё в 2019 году в министерстве, также ссылаясь на Земельный кодекс РФ, сообщали, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества. Однако Закон РД №116 от 29.12.2017 года «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в РД» определил предельные минимальные и максимальные размеры участков, предоставляемых для ведения животноводства, от 1 000 до 2 000 кв. метров.
Поэтому Мингосимущество не имеет оснований для предоставления земельного участка на праве аренды без проведения торгов, так как Магомедов пользуется участком площадью 5 тыс. кв. метров. Но возможно было найти выход и из этой ситуации, разделив участки на меньшие площади и отдав их в аренду. Ведь до сих пор границы их не были определены. Кроме того, чем с 2013 года занимались в Мингосимуществе РД, что не замечали 3,4 тыс. га, от которых не поступали средства в бюджет? Кто-то будет за это отвечать? И ждёт ли такая судьба земли 44 ГУПов, которые 22 сентября министр по земельным и имущественным отношениям республики Заур Эминов назвал неэффективными и из которых часть находится на стадии ликвидации? ]§[
- 27 просмотров