ЕСПЧ присудил компенсацию истцам по делу об операции батальона «Восток» в Чечне в 2005 году

Европейский суд по правам человека назначил заявителям по делу о «зачистке» в станице Бороздиновская в 2005 году компенсацию в общей сумме 1 миллион 842 тысячи 300 евро.
 
Жалоба была подана ещё в 2007 году Комитетом по предотвращению  пыток ( внесён в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента), иски были поданы о нарушении прав ста двадцати пяти человек.
 
Речь идёт о спецоперации, проведённой в станице Бороздиновская батальоном Минобороны «Восток» после нападения неизвестных на главу администрации станицы.  В ходе неё 11 человек пропали безвести, один был убит, а дома и имущество части жителей станицы сожжено. 
После случившегося населявшие станицу аварцы уехали в Дагестан. Виновным в преступлении в 2005 году суд признал командира одной из рот «Востока» Мухади Азиева, он получил условный срок за превышение полномочий. Подробности этого дела читайте в материале "ЧК" "ГРУбые зачистки".
 
Страсбургские судьи установили, что российские власти нарушили 2, 3, 13, 8, 14 статьи Европейской конвенции – «Право на жизнь», «Запрет пыток», «Право на эффективное средство правовой защиты», «Право на уважение частной и семейной жизни», «Запрещение дискриминации», – а также Статью 1 Протокола 1 к Конвенции, которая касается защиты права собственности.
 
В связи с этим, ста двадцати пяти заявителям, интересы девяноста шести из которых представляли юристы Комитета против пыток, была присуждена компенсация морального вреда в общей сумме 1 миллион 842 тысячи 300 евро.
 
«В этом деле Суд решил по нашему запросу воспользоваться своим правом провести расследование в дополнение к изучению позиций сторон и для этого запросил у властей России материалы уголовного дела. Правительство России отказалось представить их в полном объеме, сославшись на статью 161 Уголовно-процессуального кодекса РФ, которая имеет посредственное отношение к данному запросу. Очень важен тот факт, что ссылаясь на важность сотрудничества правительства-ответчика в разбирательстве по Конвенции и учитывая трудности, связанные с установлением фактов в делах такого характера, Суд отдельно постановил, что правительство не выполнило свои обязательства по статье 38 Конвенции из-за того, что не представило копии запрошенных документов. Не менее важно и то, что Суд признал также дискриминацию в связи с тем, что жертв выбирали по принципу их национальности», – прокомментировала решение суда руководитель отдела международно-правовой защиты Комитета против пыток Ольга Садовская.