Авторский проект известного тележурналиста, реализуемый на площадке «Черновика» – «Политика с Анвером Багировым» – начался с интервью с врио министра образования и науки Дагестана Яхьёй Бучаевым. Экс-ректор ДГУНХ, возглавивший министерство относительно недавно, отвечая на вопросы Анвера Багирова, показал, что знает не только проблемы образовательной системы республики, но и пути их решения.
– Главным испытанием года любой образовательной системы, безусловно, является итоговая аттестация учащихся 9–11 классов или, как это принято называть, ОГЭ и ЕГЭ. Процесс ещё не завершён, но основные экзамены уже позади. Как в республике прошли эти испытания для школьников?
– Итоговая аттестация 2021 года проходит в штатном режиме, чрезвычайных событий или нарушений пока нет. Основные экзамены уже прошли. Остались экзамены, на которые заявлено небольшое число участников, и резервные дни. В целом, я считаю, что итоговая аттестация в Дагестане прошла на достаточно приемлемом уровне по организации этой работы.
– Естественно, всех интересует число стобалльников, это репутация школы, республики. Сколько их в этом году?
– На сегодня (по состоянию на 18 июня 2021 г. – «ЧК») мы знаем результаты только четырёх экзаменов: это русский язык, литература, химия и география. Это до апелляций. Предварительные результаты такие: по русскому языку 31 стобалльник, по литературе – четыре. Результаты других экзаменов будем ждать, там тоже, возможно, будут приятные новости.
– По русскому языку результат традиционный, этот экзамен всегда сдают достаточно хорошо. Если сравнить эту ситуацию по республикам Северного Кавказа, как выглядит Дагестан?
– На фоне республик Северного Кавказа Дагестан выглядит довольно хорошо. В целом, у нас высокое качество преподавания русского языка. По результатам Всероссийских проверочных работ, итоговых аттестаций, других независимых срезов, которые проводит Рособрнадзор, Дагестан всегда демонстрирует средний уровень по стране. Это не может не радовать. За это хотелось бы выразить благодарность всем педагогам, которые реализуют учебный процесс в школах на таком высоком уровне.
– Известно, что к Дагестану и нашей образовательной системе со стороны Рособрнадзора всегда было пристальное внимание. Мы помним, как нынешний министр образования Сергей Кравцов, будучи руководителем Рособрнадзора, приезжал в Дагестан, следил за тем, как проходит сдача ЕГЭ, и это продолжалось не один год. Скажите, нет ли замечаний у этой организации к нынешней сдаче ЕГЭ?
– Сергей Сергеевич Кравцов ныне является министром просвещения РФ, и действительно, в определённый период в Дагестане, как и во многих других субъектах страны, если быть справедливым, было много фальсификаций при сдаче ЕГЭ. Это было связано и с формой организации ЕГЭ, которая была на тот момент, с формой видеонаблюдения и привлечения наблюдателей. Были условия, чтобы можно было заниматься фальсификацией.
Тогда курировал это направление Анзор Мурзаев, в то время замруководителя Рос-обрнадзора. Надо отметить, что он наладил процесс сдачи ЕГЭ на достаточно серьёзном уровне по всей стране, в том числе в Дагестане и других республиках Северного Кавказа. Поэтому экзамен, начиная с 2014 года, проходит достаточно честно и объективно. Говоря о нарушениях в ходе экзамена в этом году, могу сказать, что есть замечания со стороны Рособрнадзора, как и в других регионах нашей страны.
Есть ситуации (без ЧП), на которые реагируют сразу: делают замечания, принимают управленческие или технические решения. Мы находимся на постоянной связи с Рособрнадзором. За каждым регионом страны организация закрепила своих сотрудников, достаточно высокопоставленных, которые могут решать важные вопросы. Также взаимодействие налажено с корпусом федеральных общественных наблюдателей. Это наблюдатели, которые прибывают к нам из других регионов России.
В этом году впервые в Дагестан прибыли наблюдатели из Ростова-на-Дону. Квалифицированные, грамотные. Они хорошо выстраивали общение с нашими организаторами в пунктах проведения экзамена (ППЭ). В прежние годы к нам прибывали наблюдатели из Астрахани и других регионов, было небольшое недовольство теми коммуникациями, которые получались во время экзамена...
– Я знаю, что вы уже отреагировали на эти замечания и сказали, что все должностные лица, которые допустили эти замечания, понесут ответственность.
– Есть ответственность, которая предписана законодательством, и, безусловно, нарушители понесут именно эту ответственность. И есть управленческий контроль, который могут осуществлять начальники управлений образованием, главы районов и городов, так как все школы являются им подведомственными. И я думаю, директора школ, которые допустили у себя нарушения или содействовали им, понесут наказание.
Недавно была ситуация в одной из школ Махачкалы, где была пересдача ОГЭ. Пользуясь случаем, что камеры были отключены, сделали очень много нарушений, связанных с использованием телефонов, шпаргалок. Поэтому будет серьёзный разбор полётов.
Была также неприятная ситуация в Курахском районе. Там федеральный общественный наблюдатель обнаружил в кабинете, где была сорвана пломба, работников пункта, членов Государственной экзаменационный комиссии с разложенными на столе деньгами. По этой ситуации работают и правоохранительные органы.
– На ваш взгляд, нужны ли реформы по процедуре сдачи ЕГЭ и ОГЭ в Дагестане?
– Я думаю, что ЕГЭ довольно хорошо организован в республике с технической и технологической точек зрения. В следующем году мы собираемся поменять технологию распечатки заданий, чтобы это была распечатка из сети Интернет, без доставки заданий на CD-дисках. Это требует немного больших затрат на дооснащение ППЭ, нужна дополнительная техника. Я думаю, мы на этот шаг пойдём.
Второе, что мы хотим сделать, – попробовать перенастроить санузлы, так как на сегодняшний день это место является самой большой точкой риска, где происходят все нарушения. Где и учащиеся могут пользоваться шпаргалками, и некоторые недобросовестные сотрудники могут заносить и шпаргалки, и телефоны, заранее занесённые в школу до экзамена. Если всё получится, то в будущем году этот экзамен будет намного справедливее.
Что касается ОГЭ, есть рекомендация от Рособрнадзора, почему-то ею не воспользовалось большинство субъектов нашей страны: проводить экзамен под камерами. Мы будем изыскивать средства в этом году для закупки дополнительных камер и установки их в ППЭ.
– Какая у вас информация о том, сколько у нас приблизительно ребят пойдут в колледжи, вузы, будут выезжать за пределы республики?
– Со старшей школы в этом году выпускается 12,5 тысячи абитуриентов. На ОГЭ было заявлено около 33 тыс. учащихся. В среднем, по статистике, в наши 22 государственных и 55 частных колледжей поступают порядка 23224 тысяч выпускников девятых классов. Эта тенденция, скорее всего, будет сохранена. В вузы нашей республики ежегодно поступают ориентировочно 5–6 тысяч абитуриентов, и часть, конечно, будет выезжать за границу республики, поступать в университеты в других регионах.
– Летний оздоровительный отдых детей на сегодняшний день – это самая актуальная тема. К сожалению, пандемия внесла свои серьёзные коррективы в этот процесс. Тем не менее каждый регион старается сделать всё возможное для своих школьников, чтобы как можно больше детей качественно и эффективно отдохнули. Я знаю, что 11 июня состоялось совещание у Сергея Меликова по летнему оздоровительному отдыху детей, где докладывали о ситуации. Расскажите вкратце, какова у нас обстановка, сколько у нас лагерей открылось в этом году?
– Летняя оздоровительная кампания в республике стартовала 7 июня. Запланировано финансов на организацию отдыха для 16 тысяч дагестанских школьников. Но по результатам проведённых торгов было сэкономлено 10,5 млн рублей, на которые мы сможем организовать отдых для ещё 4 тысяч школьников. При этом у нас имеется положительное заключение Роспотребнадзора на 25 стационарных лагеря, из которых в заявленной кампании функционирует 23.
Также заявлено 65 пришкольных лагерей, в которых проходит оздоровительная кампания. В целом, пока всё проходит в штатном режиме, есть некоторые замечания со стороны обеспечения безопасности частными охранными предприятиями – не во всех лагерях есть договоры. Сейчас проводятся плановые проверки этих лагерей.
– Есть ли замечания касательно питания в заведениях?
– Нет, таких нареканий нет.
– Следующее важное совещание – 16 июня, Сергей Меликов провёл заседание совета по градостроительству. Речь шла о 37 яслях, 23 детских садах и 16 школах, которые планируется ввести в будущем году. Меня смущает слово «планируется». Мы сделаем или мы планируем?
– Большинство из них будут введены в этом году. Есть риски переноса на следующий год только по двум объектам. Все остальные рисковые точки сейчас известны, и главой республики, и председателями правительства, и органами исполнительной власти, которые задействованы в этом процессе, принимается весь комплекс мер, чтобы срывов не произошло. Я думаю, всё под контролем и всё будет в срок реализовано.
– Когда к нам приезжал министр обороны Сергей Шойгу, то прошла информация, якобы Главное военное строительное управление (ГВСУ №4) недолжным образом финансируется, и это ставит под угрозу сдачу ряда объектов. Более того, получается, что три детских сада и десять школ финансируются, по республиканской инвестиционной программе, и там тоже какие-то перебои с финансированием. Отсутствие финансирования не повлияет на ритм и динамику сдачи объектов?
– У нас нет проблем с финансированием. Были определённые нюансы, связанные с заменой счетов в казначействе и тому подобное, но все эти проблемы решены. Со стороны Министерства просвещения РФ все лимиты средств доведены и никаких проблем нет. Мы ситуацию держим под контролем, отслеживаем.
Что касается ГВСУ №4, которое является заказчиком большинства строящихся сейчас объектов, то нарекания были не к нему, а к тем подрядчикам, которые работали недобросовестно. Были проблемы и с самими объектами. Их в прежний период заводили на строительство, не обеспечив должным образом точки присоединения к инженерной инфраструктуре. То есть начинали строительство, зная, что потом будет тяжело оформить объект. Сейчас есть большое количество объектов, которые уже построены, но не могут получить заключения о соответствии только из-за подобных технических моментов, которые тоже сейчас решаются.
– Словно дамоклов меч, висит цифра – 28 школ с третьей сменой… В России осталось четыре региона с трёхсменным режимом: Дагестан, Чечня, Ингушетия и Бурятия.
– Вы затронули больную тему с трёхсменными школами. На сегодняшний день 24 школы состоят в реестре трёхсменных школ, и есть ещё шесть школ, которые имеют риск перехода в такой формат.
Некоторые из них в октябре в этот реестр добавятся. Эта ситуация крайне тяжёлая. Есть поручение Владимира Владимировича Путина ликвидировать трёхсменный режим обучения. Более того, большинство регионов сейчас заняты тем, чтобы ликвидировать двухсменный режим обучения.
Но у нас есть проблемы, которые накопились за прошлый период: с земельными участками, инженерной инфраструктурой. К сожалению, получилось так, что в огромной Махачкале нет земельных участков под образовательные учреждения. Мэрия предпринимает всё возможное, чтобы возвращать отнятые недобросовестными предпринимателями участки…
Полную версию интервью с врио министра образования и науки РД Яхьёй Бучаевым вы можете посмотреть на сайте газеты www.chernovik.net или в YouTube-канале «Черновика» – www.youtube.com/gazetachernovik. ]§[
- 24 просмотра