Самые популярные люди в селе Ленинаул Казбековского района – водители водовозов. Они ежедневно курсируют по селу и раздражают пространство грохотом. Но без них местные жители не смогут обеспечить себя водой. Раньше в путь за водой запрягали ослов, теперь – машины. К такому «прогрессу» село приблизило корыстолюбие чиновников.
Если бы у села не было источника воды, мы бы, возможно, приняли эволюционное развитие от ишаков до водовозов, но он есть – направляющаяся со стороны гор река Акташ. Есть возможность обеспечить население водой цивилизованным методом: подавать её в каждый дом, причём ежедневно через установленные в этих же домах краны.
Тяп-ляп и готово
Построенные ещё в 50–60 гг. прошлого века водопроводные сети Ленинаула были рассчитаны на 2 500 человек. В 2009 году население села разрослось до 10 тысяч человек. Администрация района, местные активисты начали понимать критичность ситуации: сети не удовлетворяли потребностям такого количества людей.
В 2009 году усилиями муниципальной администрации ООО «Росстройпроект» разработало проектно-сметную документацию строительства водопроводной сети в Ленинауле. Заказчиком строительства было подведомственное Минсельхозпроду Дагестана ГКУ «Дагсельхозстрой». Ремонтно-монтажные работы доверили ЗАО СК «Арт Онис». Впоследствии, как говорится в одном из писем Минстроительства и ЖКХ РД, подрядчиком выступило ООО АГС «Строй»1.
Строительство велось в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий». В 2014 году новую водопроводную сеть, на которую было выделено чуть более 131 миллиона, должны были ввести в эксплуатацию.
Вопрос полноценного обеспечения водой решается или решён, думали местные жители, но сильно ошибались. Как сидели у разбитого корыта, так и сидят до сих пор, хотя невозможного не просили. Выяснилось: деньги, выделенные на объект, освоены, а сам объект… недостроен. В селе его называют памятником безответственности заказчика и подрядчика.
Бывший глава администрации района и села Ленинаул Сира Саипов, который затеял замену водопроводной сети в селе и выбивал на неё деньги, начал переписку с республиканской властью: рассказывал о ситуации и просил провести проверку целевого использования выделенных на строительство водопровода средств.
В итоге в 2018 году Управление Росфиннадзора по Дагестану обнаружило завышение объёмов работ на 4 млн 179 тыс. рублей. В июне 2018 года Каспийский городской суд приговорил гендиректора ООО АГС «Строй» Хизри Магомедова за мошенничество в особо крупном размере и подделку документов (ч. 4 ст. 159 и ч. 2 ст. 372 УК РФ) к полутора годам заключения под стражу условно.
Но уголовное дело ситуацию с водой в Ленинауле не изменило – подрядчик недочёты не исправил. Его к этому никто не принуждал, хотя в 2018 году Минсельхозпрод Дагестана в ответе на письмо Саипова сообщил, что в срок до конца того же (2018-го) года подрядчиком будут устранены дефекты и недоделки по водопроводу для сдачи его в эксплуатацию.
Стараниями местных жителей в начале 2019 года была инициирована повторная проверка. Они добились того, чтобы УБЭиПК МВД по РД обратилось в Дагестанский центр независимой экспертизы и проверило, соответствуют ли фактически выполненные АГС «Строй» объёмы работ по водоснабжению села объёмам, указанным в актах приёмки выполненных работ, и справкам о стоимости выполненных работ и затрат.
Во время исследования, помимо сотрудников центра, присутствовали оперуполномоченный УЭБ, сотрудник «Дагсельхозстроя» и тогда ещё директор ЖКХ Ленинаула Сира Саипов. Результаты исследования показали: общее завышение стоимости выполненных работ составляет 14 млн 316 тыс. руб. Материал проверки управление направило для дальнейшего рассмотрения в Следственное управление МВД РД по Махачкале.
«Уже два года этому (уголовному) делу не дают ход. Следователь нам говорил, что трудно искать фигурантов, другие ссылаются на дефицит экспертов. Обе-щали разобраться, но в дальнейшем на наши звонки не отвечали», – рассказывает Саипов.
На сегодняшний день заявка на экспертизу подана в Дагестанскую лабораторию судебной экспертизы Минюста России.
Если экспертизу проведут объективно, уверен Саипов, выявится, что работы были завышены больше чем на 19,5 млн руб. Раскрытие преступления по материалу проверки, по его мнению, тормозит влияние чиновников, которые в 2010–2014 гг. руководили процессом строительства водопровода, а сейчас сидят в высоких и, судя по всему, недосягаемых кабинетах.
«Главной причиной получения сельчанами такого непригодного объекта считаю воровство в форме откатов. В республике практикуется такая форма – каскад учреждений, пока финансы дойдут до непосредственного прораба-исполнителя работ каждая инстанция получает свою долю в процентах», – писал Саипов в 2018 году экс-главе Дагестана Владимиру Васильеву.
Отравление
А в январе 2019 года жители села массово отравились. Тогда ещё руководитель Управления Роспотребнадзора по Дагестану Элеонора Омариева докладывала Васильеву, что из реки Акташ вода поступает без очистки и обеззараживания, а 24,2% исследованных проб не соответствовали гигиеническим нормативам по бактериологическим показателям (подробнее об отравлении в статье «Опасные воды», «ЧК» №2 от 18.01.2019 г.).
Тогда же Васильев поручил ответственным чиновникам принять все необходимые меры по исправлению санитарно-эпидемиологической обстановки до 31 января 2019 года, но… Вода не обеззараживается и по сей день. Хлораторная, появившаяся здесь во время строительства водопроводных сетей, не работает.
Абдулмуслиму Абдулмуслимову (на тот момент вице-премьеру и министру сельского хозяйства и продовольствия Дагестана в одном лице) было поручено обеспечить ввод в эксплуатацию водопровода в Ленинауле, построенного в рамках госпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий». Выполнить это поручение полагалось в срок до 1 апреля того года. Но увы и ах.
Министру внутренних дел по РД Абдурашиду Магомедову Васильев рекомендовал провести объективную проверку и дать уголовно-правовую оценку событиям в селе. Но это, напомним, была всего лишь рекомендация…
«Конечно, знаем, халтуру сделали…»
Будет неправдой, если мы скажем, что вода в дома ленинаульцев вообще не поступает. По графику раз в неделю вода бывает. Например, жители части села, где проживает Саипов, получают воду по понедельникам с 8:00 до 13:00. Во дворе каждого дома есть похожие друг на друга накопительные резервуары, в которых хранится недельный запас воды. Но и этот режим подачи воды, отмечает Саипов, почти невозможно соблюдать. Поэтому по селу, в чём лично убедились корреспонденты «ЧК», беспрерывным караваном ездят водовозы. Они обслуживают некоторые улицы в нижней части села, которые воду не получают вообще!
«К нам поступала в неделю один раз. Но за последние полгода, начиная с прошлогоднего марта, на одной части территории в нижнюю часть села вода не поступает. Десять улиц без воды. Летом вода вообще дефицит, знаете почему? Там (у источника воды) большие очереди», – рассказал местный житель Батырхан Мусычёв.
Всего в селе около 40 водовозов, а население – около 13 тыс. человек. В летнюю пору, когда потребность в воде увеличивается, водители физически не успевают вовремя доставить воду тысячам семей.
– А поливная вода есть? – поинтересовались мы.
– Какой там поливная?! Пить воды нет, а вы о поливе говорите! Сажаем, что-то чуть-чуть лейкой поливаем. И то высыхает всё, – возмутил вопрос Мусычёва.
Жительница села Исират Ташанова сказала: «С водой вроде бы сейчас всё нормально. Всё время вода есть».
– Каждый день? – удивились мы счастью женщины.
– Нет, в неделю один раз.
– Это нормально?
– Ну да. А летом, – отметила она, – беда. Огород у меня маленький – почти не поливаю. Машины же привозят. Колодец наполняем. Оттуда набираю и поливаю, чтобы совсем не высохло.
Поговорить о проблеме с водой с назначенным в декабре прошлого года главой села Гаирсултаном Эсенбиевым «ЧК» не удалось. Как можно разрешить ситуацию с вводом водопровода в эксплуатацию, мы поинтересовались у начальника отдела экономики, планирования и по организационным вопросам администрации Казбековского района Даци Сайдулаева.
«Трудно что-то говорить, – отметил он, – если объект уже принят с недочётами в техническом плане. Наверное, их нужно будет устранить. Как это делать, должен решить подрядчик, который выполнил эту работу… недостатки заключаются в том, что этот объект ситуацию в селе по водоснабжению не улучшил. Каждый знает: ничего не поменялось».
Издание не сомневается: знает каждый, по крайней мере – взрослый. «Конечно, знаем, халтуру сделали здесь…» – ответил «ЧК» случайный прохожий сельчанин.
По словам Сайдулаева, он не помнит, чтобы вопрос водопровода в Ленинауле отдельно обсуждался на совещаниях в администрации.
Новый, недостроенный, бесхозный…
«Жители села получили мёртвый объект, захороненный в земле (имеет в виду водопроводные трубы под землёй). А государство потеряло большие деньги», – рассуждает Саипов.
По правилам, подрядчик после завершения работы должен был сдать её «Дагсельхозстрою». Тот, в свою очередь, через Минсельхоз – Минимуществу, а Минимущество, проверив все документы, передать на баланс администрации района.
Так как работы полностью не завершены, администрация халтурные сети на баланс не приняла. Не подписан и акт приёмки объекта. В связи с этим администрация не может объявить конкурс на определение компании, которая бы обслуживала сети.
Местные жители всё равно умудряются платить за воду, которая поступает раз в неделю. Деньги выплачиваются сельской администрации. С юридической точки зрения, подчёркивает Саипов, это неправильно.
Подрядчик не просто не выполнил множество необходимых работ и указывал в актах, что они выполнены, но и отошёл от самого проекта строительства, установив, к примеру, резервуары для накопления воды в точке, подверженной оползням, без согласования с главным инженером-проектировщиком. Сами резервуары, построенные не по технологии, разрушаются. Просачиваясь, воды вызывают оползни.
Финансирование завершилось в 2014 году, объект не завершён. Наши собеседники считают ситуацию тупиковой: поручения Васильева и обещания Минсельхозпрода не выполнены, а виноватых не ищут. Теперь же сельчане обратили взоры на врио главы республики Сергея Меликова. Может, он даст новые поручения, думают они, которые обязательно исполнят… ]§[
____________________________________
1 ООО АГС «Строй» (ИНН 0511004703) в последующем переименовали в ООО СК «МИГ-Строй».
- 17 просмотров