У дачников Кривой Балки Сулакской зоны ком в горле – погибает урожай. Садоводы, в основном люди пожилого возраста, мозолили руки, чтобы в итоге растереть в них труху, а не срывать фрукты и овощи собственного производства.
Когда МУП «Садовник», обеспечивающий подачу поливной воды, кардинально подошёл к «воспитанию» председателей садоводческих товариществ (СТ), заварив трубы, у дачников сдали нервы.
С перебоями в подаче поливной воды они состоят в давнем знакомстве, длится оно десятилетиями. Но так основательно отрезали их от воды впервые.
«Такого не было никогда за 30 лет. Отрезали полностью магистральную трубу», – возмущались садоводы.
В этом году тариф на воду поднялся на 82 рубля. Председатели СТ и дачники считают повышение необоснованным, также их не устраивает, что теперь вменяется в обязанность платить с каждого участка, даже если он не обрабатывается, соответственно – не нуждается в поливе. Они не готовы подписывать договоры водоснабжения по этим правилам.
Датой начала подачи поливной воды является 15 марта, а заканчивается поливной сезон 15 октября.
«Что за МУП? Где хозяйственники?»
«В Сулакской зоне 20 садовых товариществ. Этот контингент закрыт до самых последних участков «Хлебороба». В прошлом году налог был 560 рублей. Сейчас и сажающие, и не сажающие в одной графе – с каждого участка требуют 642 рубля в год. А мы говорим: «С каждого поливаемого участка!» У меня 928 участков. Сколько из них поливаемых, они даже не берутся узнавать», – рассказывает председатель товариществ «Коммунальник-2» и «Дорожник» Гарун Эльбузаров.
Один за другим дачники скапливаются на веранде у семьи заслуженных учителей Дагестана Ибрагима и Валентины Билаловых.
Член общества «Дорожник», дачник Вали Валиев рассказал, что до 15 мая воды не было вообще, а после она поступала с перебоями. По словам Валиева, немного спасли дожди.
«Мы с «Хлебороба» приехали, – привстал над толпой дачник Абакар Абубакаров, – нам тоже вентиля закрывали, закрывали, закрывали… А пару дней назад отрезали вообще трубу большую: вставили железку и заварили. Всё – тишина. Столько труда садоводов ушло впустую. Народ очень взбудоражен».
В гуще дачников звучат предположения, что хорошим это не закончится: раз никто из чиновников не слышит, придётся по-другому добиваться внимания, например, перекрыв федеральную трассу.
У председателя СНТ «Водник-2» Абдулкерима Гаджиева большая, но малонаселённая территория. С него требуют заключить договор водоснабжения на 500 участков. По его словам, был составлен акт фактически обрабатываемых земель – «худо-бедно обрабатывают 63 человека».
Грядки Валентины Билаловой тоже дышат на ладан. Женщина показывает трудовые мозоли: посадили с мужем огород, а теперь поят его из рук. За 25 лет, что она здесь живёт, «никогда стабильно вода не шла».
«Буду говорить за своё общество, – встала Билалова, – но это аналогия – это во всех так. Трубы, которые идут на дачи, председатели чинят, а центральную – за счёт дачников должны чинить? Таких стариков как я? Центральную трубу должен чинить город. Это их имущество. «Водник», «Эфир», «Хлебороб» – у них вообще воды никогда нет. Что за МУП? Тут должны быть хозяйственники. Мы из дачников, которые обрабатывают землю, можем выбрать человека. Он будет заинтересован в том, чтобы был порядок, была вода. Дача без воды – не дача. Это пустое место».
Члены садоводческих товариществ готовы взять в свои руки собственное водообеспечение и просят администрацию Махачкалы передать им имущество на хозяйственное ведение, расторгнув договор с МУПом.
До крайних не доходит
Товарищество «Хлебороб» под председательством Тамерлана Гамзаева самое крайнее, поэтому до них вода доползает.
Он отметил, что в договорах водоснабжения указано, что плата берётся с одного поливного участка, а сейчас требуют со всех. Это, подчёркивает он, незаконно. Также председателей не устраивает график подачи воды.
«График должен обговариваться с нами. В прошлом году, к примеру, я в договоре отметил, что не согласен с указанным в нём их графиком, согласно которому вода течёт в утреннее и обеденное время по средам, субботам и воскресеньям 4 часа в день. Что можно за 4 часа полить, учитывая, например, что из-за низкого давления до нашего крайнего по расположенности товарищества вода еле доходит? Я указал, что не 4, а 8 часов должна идти вода. График должен быть удобен для нас, а не для них», – рассказал Гамзаев.
По словам председателя, с них заранее требуют оплатить за услугу, которую ещё не предоставили и будет, уверен он, предоставляться некачественно, «потому что МУП физически не сможет наладить нормальную подачу из-за изношенности имущества». Оборудование стареет с каждым годом.
Причину поднятия тарифа объяснили тем, что эти средства пойдут на техническое оснащение, приобретение насосов, замену старых труб, которым более 30 лет. «Получается, мы должны и имущество города в порядок за счёт дачников приводить?» – задался вопросом Гамзаев.
Он считает, что выгодный вариант для абонентов – это установка счётчиков. Но вода илистая, грязная, поэтому счётчики будут забиваться. Эту проблему, говорит он, можно решить, если ресурсоснабжающее предприятие будет соблюдать нормы СНиП.
По словам Гамзаева, МУП любит считать деньги садового общества: «На общем собрании мы принимаем смету расходов, голосуем, куда тратить деньги. Одна из частей сметы – тариф на воду. Но если он входит в состав общего взноса – мы отдельно за воду не собираем – не значит, что это, как они считают, уже их деньги. Они пытаются влезть в дела садового товарищества. Мы заранее за непоставленный продукт не можем платить. Я в своём обществе за воду не беру с тех, кто не получает воду, не поливает. Люди, до которых вода годами не доходит, поднимут меня на смех, если я отдам за не поливаемые участки».
«Маска, мы тебя знаем...»
Где-то на тридцатой минуте над общим гулом садовников возвысился голос человека в чёрной маске – тоже житель Сулакской зоны. Все остальные садовники представили его как близкого родственника директора МУПа Мурада Абдулкадырова, которому воду не отрезали.
«Вы почему тихо собрание проводите? Кто собрал народ, кто это сделал? Вы за это ответите», – своеобразно поприветствовал людей человек в маске. Защитник МУП был «обеспокоен» отсутствием масок на людях, а журналистам велел убрать камеру. Садоводы не оценили обеспокоенность их здоровьем. «Во время этой эпидемии, когда люди сидят в самоизоляции, отрезать воду – это преступление», – зло отреагировали они.
Зачинщика мероприятия хотела установить и полиция, которая появилась вслед за новым участником собрания: «Кто вызвал корреспондентов? Мы же ещё ограничения не сняли. Только пять человек могут собираться. Уважаемая, вы у себя во дворе столько народу собрали. Запишите мой номер, разойдитесь по домам. Мы будем разбираться», – выполнил долг один из полицейских.
Эльбузаров попытался объяснить представителю правопорядка, что их вынуждают платить со всех участков.
Садовники упрекнули правоохранителей в отстранённости от их проблем: «А можно воду отключать, пока люди в самоизоляции? Мы столько раз вам звонили. Мы полицию вызывали, участковому звонили, который посидел и ушёл. Почему вы сейчас пришли сюда? Разгонять нас?»
Из всех звонивших правоохранители вспомнили имя одного: «Вали только звонил. Кто Вали?»
Халимат Чундалова из товарищества «Геолог» заявила, что они хоть сегодня готовы подписать договоры водоснабжения, с условием, что будет нормальное давление.
«Я – «Водник-2», я член правления, – вышел человек из толпы, – воды нет две недели. Всё сохнет. И когда мы узнали, что здесь собрались люди, тоже приехали. Мне вода нужна. Меня больше ничего не интересует».
Без воды оставили «бунтовщиков»
В атмосфере всеобщего негодования представитель МУП «Садовник» Абдулгасан Рамазанов прокомментировал «ЧК», что жалуется в основном Сулакская зона. В данный период времени, по его словам, предприятие не может дать воду.
«Председателям было сказано, что до 15 марта 2020 года они должны заключить договоры водоснабжения, но не заключили. Под любыми мотивами отклоняются от уплаты старых долгов, поднимая людей на бунт. А народ-то им оплачивает членские взносы», – прокомментировал Рамазанов.
Предприятие объясняет, что было вынуждено временно приостановить воду. Поэтому, как пояснил Рамазанов, в страданиях дачников виновато не оно, а председатели, которые не дают МУПу деньги с оплаченных садоводами членских взносов.
По его словам, около 8 обществ заключили договоры, а трубы заварили только тем, «кто бунтует и саботирует всех остальных председателей».
Ключевая проблема в оборудовании. Магистральная труба прохудилась и течёт во многих местах. Если в этом году, предполагают дачники и сами представители МУПа, оно не будет приведено в порядок, в следующем – ситуация с подачей воды в разы ухудшится.
Председатели СТ и МУП «Садовник» находятся в конфликте друг с другом. Пока они разбираются в букве закона, выясняя кто и что должен, какое имущество и кому принадлежит, чтобы его менять и чинить, у дачников гибнет урожай. Поэтому дачники, председатели СТ, наконец, хотят попасть на приём к главе Махачкалы Салману Дадаеву, если не удастся поговорить с мэром – к премьер-министру Артёму Здунову, к которому им рекомендовал обратиться в ответном письме на жалобу сам президент Владимир Путин… ]§[
- 35 просмотров