Медсестры и санитары просят президента выяснить, куда делись деньги, отпущенные на надбавки. Под обращением подписались около ста сотрудников
В постоянном контакте
Младшие медицинские сёстры, санитарки и технические работники больницы в Коммунарке, куда госпитализируют пациентов с коронавирусом, создали инициативную группу, которая намерена отстаивать права сотрудников. Как рассказали корреспонденту «Открытых медиа» две младших медсестры из инициативной группы, они решились написать письмо на имя президента Владимира Путина и отнести его 12 мая в приемную президента на Ильинку. Под письмом, по словам собеседниц издания, уже более 100 подписей.
«Вы подписали указ, согласно которому выплаты должны получить все сотрудники, которые работают с коронавирусом, в том числе младший медперсонал. По этому вопросу неоднократно обращались к своему руководству, но они нам сказали: Путин обещал, пусть он вам и платит. Поэтому мы обращаемся к Вам и просим разобраться с нашим руководством и выяснить куда делись наши деньги», — говорится в письме (есть в распоряжении редакции).
Пойти на такой демарш медсёстры решили после того, как 8 мая в очередной раз получили голый оклад — около 3000 рублей за смену. Таким образом, в зависимости от количества отработанных смен, сотрудники получили за апрель от 25 до 40 тысяч рублей. Так называемые «путинские» премии, по словам сотрудниц, получили только врачи и медсёстры, трудоустроенные в самой больнице.
Решение о дополнительных выплатах медработникам в связи со сложной эпидемиологической обстановкой президент утвердил в начале апреля. Для врачей предусмотрена доплата в размере 80 тысяч рублей, для среднего медперсонала — 50 тысяч, а для младшего — 25 тысяч рублей. Этих денег младший медперсонал больницы в Коммунарке пока так и не дождался.
По словам членов инициативной группы, сегодня письмо должны подписать оставшиеся сотрудники, которые заступают на смену, затем обращение будет отправлено в приемную администрации президента на Ильинке, а его копия уйдёт в межрегиональный профсоюз врачей и медицинских работников «Действие».
«Мы находимся в постоянном контакте с пациентами, обслуживаем тяжёлых, лежачих больных, — рассказывает одна из подписавшихся на условиях анонимности, — выносим жидкости, кормим их, меняем бельё. У нас риск заразиться даже больше, чем у врачей, поэтому мы имеем полное право на выплаты».
Сотрудница сообщила, что несколько её коллег серьёзно заболели, симптомы походят на признаки коронавируса: высокая температура, кашель, потеря обоняния. Однако тесты сделаны не были.
«Одного молодого человека вынудили уволиться, когда он заболел, — рассказывает другая младшая медсестра. — Причём запретили говорить, что он тут работал и мог что-то подхватить. Он мигрант из Азии, мог просто испугаться».
В понедельник Путин в ходе совещания с главами регионов и руководителями федеральных ведомств подчеркнул важность довести обещанные премии до сотрудников больниц, признав, что этого не случилось: «По имеющимся у меня данным, по состоянию на 9 мая указанные выплаты осуществлены только в 56 субъектах Федерации, а получили их, что называется, на руки 56 000 человек. А это меньше половины из числа тех медработников, кому начислены такие выплаты».
Ранее «Открытые медиа» уже сообщали о невыплатах премий в больнице в Коммунарке: об этом изданию, а затем и в своём видеообращении рассказала бывшая младшая медсестра больницы Наталья Любимая. Кроме того, журналистка Наталья Андреева, которая в марте проходила лечение в Коммунарке, разместила у себя на страницах в соцсетях фрагменты из рабочего чата медсестёр, где они жалуются на мизерные зарплаты.
Также сотрудницы пожаловались корреспонденту «Открытых медиа» на отсутствие стерильных средств защиты для младшего медперсонала и горячего питания. Как подтвердили медсёстры, сегодня ситуация не изменилась: сотрудникам по-прежнему не выдают чистой экипировки, горячее питание также не организовано.
После выхода первого материала «Открытых медиа», главврач больницы Денис Проценко опубликовал у себя в соцсетях опровержение, сообщив о том, что в медучреждении созданы все условия для сотрудников, а также пообещал разобраться с ситуацией, сложившейся вокруг аутсорсинговой компании «Арни», через которую медсёстры и санитары трудоустраиваются в больницу.
Редакция направила запрос в саму частную компанию и столичный департамент здравоохранения, однако за две недели ответ так и не пришёл.
UPD
Уже после выхода публикации столичный департамент здравоохранения на нее отреагировал. На своем официальном сайте он сообщил, что все сотрудники, включая младший медицинский персонал, работающих в аутсорсинговых компаниях, получат обещанные президентом выплаты. Чтобы это стало возможным, будет увеличена стоимость контрактов с подрядными организациями.
«В настоящее время завершаются юридические процедуры оформления договорных обязательств с компанией подрядчиком, запланирован трансфер денежных средств с учетом федеральных и городских доплат, положенных медицинским работникам. Со своей стороны, больница в Коммунарке приложит необходимые усилия, чтобы выплаты сотрудникам подрядной организации были доведены до работников в кратчайшие сроки», — говорится в сообщении ведомства. В течение трех дней юридические формальности должны быть завершены, и деньги дойдут до сотрудников, обещает департамент здравоохранения.
Компания со связями
Медсёстры показали корреспонденту «Открытых медиа» трудовые договоры с компанией «Арни»: все он действительно оформлены как младшие медсестры. Многие из них — трудовые мигранты из Киргизии, Узбекистана и Украины. Некоторые готовы вернуться на родину, однако границы пока закрыты.
«Когда я пришла устраиваться на работу в 40-ю больницу, — говорит одна из сотрудниц, подписавшая письмо, — менеджеры „Арни“ меня встретили в самой больнице. Я даже не сразу поняла, что попала в частную компанию-посредника».
Судя по данным базы «Контур», компания действительно уже 5 лет работает на госзаказах: медицинские учреждения города передали подбор медперсонала на аутсорсинг, а «Арни» год за годом выигрывает большинство подрядов. Только с начала этого года компания заключила контрактов на сумму свыше 600 млн рублей, из них более 200 млн руб. в марте были получены от ГБУЗ№ 40, то есть от инфекционной больницы в Коммунарке.
Компания и раньше поставляла персонал в 40-ю больницу, однако суммы контрактов были значительно меньше. Владеет компаний Никита Шафрановский, ему также принадлежит компания «Синергия плюс», которая с 2012 года предоставляет сотрудников для медучреждений столицы. Ещё одна компания — «Арни СПБ» — выигрывает тендеры в северной столице, правда, в меньшем объеме. Никита Шафрановский — сын бизнесмена Павла Шафрановского, выходца из медицины, вице-президента благотворительного фонда «Детские сердца».
Выплаты в регионах
В редакцию поступают похожие обращения от медиков из разных регионов: люди рассказывают об отсутствии доплат за работу с зараженными коронавирусом или мизерные надбавки.
Так, во Владимирской области фельдшеры «Скорой помощи» получили доплаты всего по 1000 рублей. Одна из сотрудниц получила премию 254 рубля (расчётный лист есть в распоряжении редакции).
«При начислении выплат сотрудникам департаменты и министерства здравоохранения руководствуются тем, сколько времени сотрудник провёл в контакте с заражённым, — поясняет глава профсоюза „Действие“ Андрей Коновал. — Причём для скорой помощи это время идёт не с момента выезда на вызов, а с момента непосредственно контакта. На наш взгляд, это неоднозначная и спорная система подсчёта, которая позволяет властям максимально снизить выплаты медработникам».
Коновал поясняет, что в каждом регионе существуют свои нормативные акты, регламентирующие, как подсчитывать премии, полагающиеся сотрудникам. Во Владимирской области чиновники оценили работу врачей с заражёнными поминутно. Получилось, что стоимость работы врача более 4 рублей, а среднего медперсонала — чуть более 2 рублей за минуту. Методичка для внутреннего пользования с системой расчёта премий есть в распоряжении редакции.
Как сообщает Коновал, аналогичная ситуация и в других регионах. Например, в городе Искитим Новосибирской области фельдшер «Скорой помощи» за три вызова к больным с подтверждённым коронавирусом получил 209 рублей. В Туапсе врачи инфекционного отделения получили чистый оклад: по словам руководства медучреждения, премии «должны начислить позже».
Фельдшер «Скорой помощи» в Реутове пожаловалась в письме «Открытым медиа», что заразилась коронавирусом на работе: переболела пневмонией с симптомами, похожими на коронавирус, а затем тест на антитела показал, что у неё уже выработался иммунитет к заболеванию. Однако ни компенсацию, ни премию она не получила, так как, по её словам, «премию получили только те, кто возил подтверждённых пациентов».
Корреспондент «Открытых медиа» обратился с запросом в профильные ведомства перечисленных регионов, однако оперативно ответить смогли только чиновники Владимирской области.
«Оценка стимулирующих выплат осуществляется по итогам работы за месяц, производятся при окончательном расчете и выплате зарплаты за месяц и начисляются за фактически отработанное время на основании табеля учёта рабочего времени», — говорится в ответе комитета общественных связей администрации Владимирской области.
Накануне заместитель федерального министра здравоохранения Татьяна Семёнова на официальном сайте ведомства разместила заявление, где призвала региональные власти не экономить на выплатах медработникам. «Мы получаем тревожные сигналы из некоторых регионов, в которых медработникам выплатили стимулирующие выплаты в размере нескольких сотен рублей, не объяснив при этом методику расчёта. В результате возникает справедливое непонимание со стороны персонала, ощущение, что на них сэкономили, — говорится в сообщении. — Хочу отметить, что стремление некоторых руководителей медорганизаций „оптимизировать“ выплаты и рассчитывать их, исходя из, например, фактически проведённого работником времени с пациентом с COVID-19 „по минутам“, не имеет под собой оснований и потребует серьёзной оценки».
- 44 просмотра