Обычно политики громко заявляют о том, что не держатся за свои кресла и готовы покинуть их в любой момент. Но как только приходит пора расстаться с тем, что так хорошо грело их пятую точку, все политики (за редким исключением) начинают яростно бороться за свою должность, только в ней видя своё будущее.
Конечно, громогласно о связи кресла и их будущего не говорят. Это не принято. В таких случаях политики говорят иное. К примеру, «народ просит…», «впереди ещё много нерешённых задач…», «общество ещё не готово к переменам…», «нам нужен сильный лидер и авторитет, поэтому со сложившимися проблемами никто не справится лучше, чем…».
Если вы думаете, что сказанное выше касается обнуления президентских сроков и проводки через парламент страны и региональные заксобрания поправок в Конституцию РФ, позволяющих Владимиру Путину (в качестве исключения) после 2024 года избираться ещё два раза, то… вы будете правы. «Черновик» расскажет, как это происходило в Госдуме и Народном собрании РД. Однако разговор не только о нём, но и о дагестанских главах районов, решивших (-ся) досрочно уйти в отставку. Чтобы вновь вернуться…
Поправка Карелина
Пленарное заседание Госдумы, прошедшее 10 марта, на котором должны были рассмотреть во втором чтении поправки в Конституцию РФ, началось с того, что депутат от «Единой России» Александр Карелин озвучил предлагаемую им норму: досрочный роспуск Госдумы для переизбрания её в сентябре. Его предложение тут же обрело название – «Поправка Карелина». Спикер Госдумы Вячеслав Володин предложил ему оформить свой законопроект согласно регламенту и подать его в ближайшие часы, чтобы его депутаты могли изучить и выразить своё мнение через голосование.
Эта поправка задала некий тон дальнейшей работе парламента. Поэтому выступавшие согласно регламенту лидеры фракций Госдумы – Геннадий Зюганов (КПРФ), Владимир Жириновский (ЛДПР), Сергей Неверов («Единая Россия») и Сергей Миронов («Справедливая Россия») – говорили не столько о пакете основных поправок в Конституцию, сколько о возможных досрочных выборах в парламент и своих шансах на победу.
Зюганов был согласен с тем, что ремонт Конституции давно назрел. Он видит её смысл не только в закреплении социальных обязательств государства, но и в укреплении вертикали власти.
Ибо если этого не сделать, то в стране может возникнуть «Семивластие». Эта фраза – явный намёк по созвучности на «Семибанкирщину» из середины 90-х прошлого века – должна была показать, что институт президента РФ, правительство, Госсовет, Совбез, Конституционный суд, Госдума и Совет Федерации, если во главе страны не будет авторитетного лица, разорвут полномочия и, соответственно, страну на части.
«Каждый будет растаскивать страну. Плюс национальные кланы…» – обозначал риски Зюганов. Говоря о поправках в Конституцию, внесённых КПРФ на рассмотрение рабочей группы (большинство из них были отклонены), он сокрушался, что не была поддержана идея о национализации сфер экономики, занятой добычей природных ресурсов. «Это ключевой вопрос… Нашу страну присвоили двести кланов…» – говорил он. Комментируя создание Госсовета, он просил, чтобы это был «совет мудрецов, а не лизоблюдов».
По мнению Зюганова, одна из проблем страны в том, что нет устойчивой партийной системы, так как, по его мнению, в администрации президента страны «наплодили» 17 партий, занятых, в основном, борьбой с КПРФ.
Жириновский дал всем установку голосовать за поправки с хорошим настроением. А что касается досрочных выборов в Госдуму, то он, как лидер ЛДПР, к ним готов. «Мы к ним готовы… А куда деваться-то?» – заявил вождь ЛДПР, дав ясно понять, что необходимость такого шага уже озвучена (Карелиным), а само решение об этом принято не в стенах парламента. Жириновский уверен, что в случае новых выборов он наберёт ещё больше голосов, чем на данный момент.
Что касается судьбы института президентства РФ, то, считает Вождь, недопустимо на выборы в качестве кандидатов допускать парикмахеров и стриптизёрш. Он привёл в пример США, где «даже миллиардеры сходят с дистанции», не пройдя избирательные процедуры. В России, уверен Жириновский, президента должен избирать Госсовет.
Неверов больше говорил о предложенных поправках, коротко пробежавшись по социальным гарантиям, распределении полномочий между президентом и другими органами власти, новых требованиях к кандидатам в президенты РФ и на госслужбу. Он же объяснял, что не все стоящие того поправки были включены в Конституцию, чтобы не перегружать её. А к ним можно будет вернуться после процедуры принятия основного закона, включив в федеральные законы.
Миронов уверен, что поправки усиливают социальную защищённость и суверенитет страны. Он уверен, что «национализация элит» (запрет чиновникам и депутатам иметь счета за рубежом) – шаг правильный, но без ликвидации «оффшорной аристократии», уверен лидер справедливых, ничего не выйдет. Да, кстати, к досрочным выборам готов и он…
«Путин не такой человек…»
В какой-то момент Володин, если верить прямой трансляции на сайте Госдумы, увидел, что к трибуне движется 83-летняя Валентина Терешкова. Это было не совсем по регламенту, и спикер, отметив, что Терешкова преодолела уже половину пути от своего места до трибуны, спросил у коллег, давать ли ей слова. В зале, судя по возгласам, этому не возражали, поэтому Володин в знак уважения к возрасту и заслугам предоставил первой в мире женщине-космонавту возможность самовыразиться.
Она, начав с того, что «мы должны быть честны перед людьми, перед избирателями», рассказала о стремительно меняющемся мире и жизни, которому общество, страна и власть, меняясь, должны соответствовать. Менять Конституцию – это решение назревшее, «правильное, отвечающее задачам развития России, закрепляющее достижения и ценности», которыми дорожит страна.
Терешкову настораживает, что работа над поправками нравится не всем, и что за пределами страны есть недружелюбные силы, далеко идущие планы, которых тормозит ремонт нашей Конституции. Поэтому она видит работу над поправками ещё и как процесс по укреплению суверенитета страны.
Припугнув внешней угрозой, она продолжила нагнетать напряжённость, заявив о том, что депутаты находятся на важном рубеже: или они «примут решение, определяющее наше будущее», или «бесповоротно упустят время, создав колоссальные риски непредсказуемости».
«Общество должно быть уверено, что нас, когда в мире происходят колоссальные перемены, не отбросит назад. Всем очевидно, что в любом прорывном развитии, а наша страна выбрала этот путь, надо предусмотреть надёжную страховку. И такой страховкой может быть сильная президентская власть и нравственный моральный авторитет лидера, который занимает этот пост!» – уверенно говорила Терешкова, помнящая страну со времён Сталина. Она сразу сказала, что речь идёт о Путине.
«И нечего здесь лукавить и мудрить, – призвала Терешкова депутатов к невозможному. – Людей волнует и даже тревожит, что будет после 2024 года. Вопрос ведь не просто о должности главы государства, но и о человеке, которому доверяют. Который в сложнейших обстоятельствах принимал решения и отвечал за них. И на которого люди привыкли рассчитывать».
Те избиратели, с которыми встречалась Терешкова, обсуждая будущее страны, говорили ей, что Путин должен остаться во главе страны. Либо власть должна обновиться, а Путин – быть рядом.
«А вдруг пойдёт что-то не так: он сможет поддержать, помочь подстраховать… Отсюда так много разговоров о Государственном совете, Совете безопасности, Конституционном суде и Совете Федерации. Понятно, что речь идёт не столько о роли этих органов власти, а о том, пойдёт ли туда Путин. Иногда даже имени его не упоминают, но говорят о нём. И кто бы что ни говорил публично, исходя из политических соображений, что каждый, в том числе и в этом зале, в глубине души это понимает и со мной согласен. Ну, а если это так, то зачем крутить и мудрить? Зачем городить какие-то искусственные конструкции? Надо всё честно, открыто, публично предусмотреть», – заявила Терешкова.
Она предложила убрать из ремонтируемой Конституции ограничения по числу президентских сроков (те, по которым больше двух сроков занимать пост главы РФ нельзя). Или, если этого потребует ситуация, и, самое главное, если этого захотят люди, закрепить в Основном законе возможность для действующего президента, как и для любого другого гражданина, вновь избираться на эту должность, уже в соответствии с обновлённой Конституцией. В зале раздались аплодисменты поддержки.
Тут, конечно, возникает вопрос о равенстве стартовых возможностей на выборах для действующего главы государства и кандидата в президенты, но… пока что оставалось лишь радоваться за этого «любого гражданина», сохранившего теоретическую возможность выдвинуться. А ведь депутаты в патриотическом порыве могли и от этого пункта избавиться…
«Причём мы ничего не предопределяем заранее1, всё решают люди. Я, да и вы тоже, никто другой, не знаем, что будет в 2024 году, какая будет ситуация. Да и захочет ли сам Владимир Владимирович участвовать в этих выборах. Но что я точно знаю: само наличие такой возможности для действующего президента, учитывая его мощнейший авторитет, это стабилизирующий фактор для нашего общества. Гарантии стабильности как внутри страны, так и по её контуру. Если мы примем это решение, то такие гарантии будут работать уже сейчас. Вы что думаете, Путин не видит этих рисков? Конечно видит. И знает гораздо больше нас с вами о тех угрозах стабильного развития России», – заявила она.
В заключение она, возможно, случайно, раскрыла небольшую тайну происходящего действа и свою роль в этом, заявив, что Путин не такой человек, который будет ставить вопрос о себе лично, а вот депутаты должны это сделать обязательно.
«Прошу поддержать вас, коллеги, и помочь юридически оформить эту поправку», – завершила выступление Терешкова, попросив депутатов всего лишь немножко нарушить существующее законодательство.
Заявление было неожиданным. И историческим. Сейчас трудно себе представить, что произошло бы в парламенте, а также лично с Володиным, если бы спикер Госдумы не дал бы ей выступить с трибуны и сказать эти важные для Путина, депутатов и страны слова об обнулении сроков президента страны. Испытал ли спикер Госдумы стресс от этой мысли (ну, при условии, если всё произошедшее в зале парламента не было срежиссировано), мы не знаем, но перерыв он объявил: «Поправка, которую озвучила Терешкова, требует консультации с действующим президентом, потому что о нём речь идёт… И правильно было бы спросить его мнение…»
Как скажете…
Спустя полтора часа в Госдуму прибыл поставленный перед фактом президент России. И в своей складной, напечатанной на листах речи выдал, как оказалось, вовсе не экспромт.
Путин заявил, что в курсе идущей в Госдуме дискуссии и готов изложить свою точку зрения. Он уверен, что от поправок будут крепче суверенитет, традиции и ценности страны.
Он согласен, что мир меняется, и изменения носят необратимый характер: «Мы видим, насколько сложно складывается ситуация в мировой политике, в сфере безопасности, глобальной экономике. Здесь ещё и коронавирус к нам прилетел, и цены на нефть пляшут и прыгают, а вместе с ними и курс национальной валюты и биржи». Тем не менее он уверен, что Россия этот период пройдёт достойно, а экономика страны будет укрепляться, «и важнейшие отрасли производства будут более мощными и конкурентоспособными».
Путин уверен, что никакие зарубежные страны не смогут сдержать развитие России, несмотря на существующие уязвимости: «Это касается и внутриполитической стабильности, межнационального и межрелигиозного согласия, экономического и социального развития».
Ему понятно, почему в ходе обсуждения поправок возникает вопрос об институте президента РФ: «Именно он является гарантом безопасности нашего государства, его внутренней стабильности и внутреннего эволюционного развития».
Путин понимает, что граждане страны ждут его решения по ключевым вопросам формирования государственной власти. Причём как сейчас, так и после 2024 года. Он убеждён, что стране нужен сильный президент. Распылять его полномочия, к примеру, между Госсоветом и Совбезом или ставить зависимость этого поста от этих структур Путин считает делом опасным и неприемлемым: «Во-первых, это ничего не имеет общего с демократией, а во-вторых, неизбежно приведёт к расколу общества, к двоевластию».
Что касается непосредственно его и возможности возглавлять, как и раньше, страну. Идеи о простом продлении срока его полномочий путём внесения соответствующей поправки в Конституцию РФ, или исключения из Основного закона упоминаний о количестве президентских сроков, он не поддерживает, так как де-факто это приведёт к безальтернативным выборам главы страны.
«У граждан России на любых выборах, на любых, и на выборах главы государства, альтернатива всегда должна быть. Выборы должны быть открытыми и конкурентными», – говорит Путин. Хотя, как утверждает российский лидер, опыт тех же Штатов показывает, что два срока – это не предел, да и ограничивать своих президентов двумя сроками в США начали только с 1951 года. Как пример – Франклин Д. Рузвельт. Тот правил Штатами аж четыре срока подряд!
Путин сверхнормативное правление Рузвельта объясняет так: «Смотрите: великая депрессия, огромные проблемы в экономике, безработица и нищета в Штатах, потом Вторая мировая война. В условиях, когда страна переживает такие потрясения и сложности проходит, конечно, – а в нашем случае мы ещё не всё преодолели после развала Союза, это тоже понятно – стабильность, может быть, и важнее, и должна находиться в приоритете. Особенно, повторю, в то время, когда у страны ещё много проблем».
Прецедент – четырёхкратное (подряд), больше никем не повторявшееся, избрание Рузвельта президентом США – Путин назвал практикой. Рассказывая о том, в какое сложное время Рузвельт руководил Штатами, Путин почему-то не стал акцентировать внимание на том, что четыре президентских срока в США – это 16 лет. А он, возглавляющий Россию дважды по два срока (два срока по четыре года и два срока, включая нынешний, по шесть лет), к 2024 году сможет отпраздновать небольшой юбилей – 20 лет во главе страны. Рузвельт за 16 лет вывел страну из кризиса, а Путин на 17-м году правления только начинает (?) их – проблемы страны – решать… Кстати, в какой-то мере Рузвельт – это пример для любого советского и российского руководителя, так как этот президент США умер на своём посту…
Возвращаясь к поправкам Терешковой, Путин высказал надежду, что придёт время, когда власть в России не будет так сильно персонифицироваться. Что касается предлагаемых норм, обнуляющих его сроки правления после принятия отремонтированной Конституции страны, то он с этим, в принципе, согласен и готов подчиниться этому. Но при одном условии: если Конституционный суд РФ скажет, что обнуление его президентских сроков является законным, соответствующим Конституции РФ. Второе условие, которое должно соблюдаться, как сказал Путин – это поддержка Основного Закона на всенародном голосовании 22 апреля: «Как вы, дорогие друзья, решите, как вы проголосуете, так и будет».
Что касается поправки Карелина, предлагающей досрочные выборы в Госдуму, чтобы с сентября текущего года парламент получил новые полномочия, то Путин именитого классика не поддержал. Президент считает, что «если граждане России проголосуют за поправки к Основному Закону, в том числе за передачу части полномочий президента Государственной думе и Совету Федерации, то такие изменения должны вступить в силу сразу же после опубликования принятых поправок, а значит и Госдума должна получить новые, расширенные полномочия немедленно». Эта оригинальная юридическая мысль была преподнесена достаточно безапелляционно, поэтому никто не возражал.
Поблагодарив всех за титаническую работу во благо страны, Путин уехал по своим делам…
…Впечатлённые депутаты проголосовали за предложенные пакетом поправки в Конституцию РФ и на следующий день, 11 марта, снова собрались в Госдуме, чтобы принять их уже в третьем чтении.
10 и 11 марта ряд общественников и журналистов из различных городов и регионов России вышли на одиночные пикеты против поправок в Конституцию РФ, называя произошедшее госпереворотом и узурпацией власти. Обыгрывание в соцсетях слова «обнулись» привело к появлению нового символа – «буквы», достойной быть в одном ряду к «буквой» «ПЦ» (см. фото стр. 1).
Третье чтение
Третье чтение поправок в Госдуме запомнилось обвинениями Зюганова Хинштейна в том, что тот, искажая информацию о происходящем в парламенте (говоря, что КПРФ не готово к досрочным выборам), провоцирует российский майдан. Лидер КПРФ также заявил, что их фракция голосовала против «обнуляющих» президентский срок поправок: их фракция смело нажала кнопку «воздержаться». Он же заявил, что уже из АП дана команда регионам обеспечить на апрельском голосовании 70-процентную явку и 70-процентную поддержку новой редакции Конституции.
Жириновский был весел и прямолинеен: он «обиделся» на то, что наименование главы государства в Конституции осталось прежним – президент. А это английское слово, а не государствообразующее…
При этом он не заметил, что в новой Конституции члены Совета Федерации будут зваться тоже не по-русски – «сенаторы».
Хотя появление слова «сенатор» в официальном документообороте вполне понятно: проект ст. 95 Конституции РФ закрепляет, что президент страны, покинувший свой пост, автоматически становится сенатором. А как вы понимаете, Владимир Путин не может, покинув (теоретически) должность президента великой страны, называться членом Совета Федерации, причём пожизненным. А вот сенатором – другое дело! (Ну как тут не вспомнить шутку про известный бренд швейцарских часов…)
Жириновский, рассуждая на тему выборов и общей политики, назвал происходящее в Госдуме спектаклем.
Володин отреагировал на это в том духе, что если бы не Путин, который дал «отбой» досрочным выборам в Госдуму, то в стране началась бы политическая кампания. Она перечеркнула бы всё, что было достигнуто. «Если бы не президент Путин!» – сказал Володин.
Он призвал не заниматься скандалами и дрязгами, сконцентрироваться на поправках в Конституцию и помнить, что население страны больше коронавирус беспокоит, чем политика…
В тот же день поправки в Конституцию умчались в Совет Федерации, где к 15:33 их приняли. Примечательно, что фракции Народного собрания Дагестана начали рассматривать их на своих заседаниях примерно в 14:00, то есть ещё до их официального принятия.
На следующий день, 12 марта, Народное собрание РД, как один из регионов, куда поправки были отправлены на согласование, одобрило их. Из 78 присутствующих депутатов НС РД 72 поддержали поправки в Конституцию, против никого не было, воздержавшихся – 6 депутатов. Последние – представители фракции КПРФ в НС РД, следовали партийной установке из Москвы. Кроме одного – коммунист Биярслан Изиев голосовал за поправки… ]§[
___________________________________
1 «Как делают выборы в Дагестане», «Черновик»
https://chernovik.net/content/politika/golosa-protiv-rodiny
- 10 просмотров