Что делать, когда коронавирус пришёл в Дагестан, а все спортивные события отменены? Конечно же, брать интервью у бразильского тренера по джиу-джитсу, который приехал в Дагестан развивать этот вид спорта.
Рожерио Луз – пятикратный чемпион Бразилии по джиу-джитсу, чемпион мира ACB. Месяц назад он приехал в Дагестан не только делиться секретами традиционного для Бразилии вида спорта, но и расти как действующий спортсмен.
Мы с Рожерио едим лакские къячи на Орджоникидзе, он запивает их дагестанским абрикосовым соком. Повариха, заметив наше общение на английском, спрашивает:
– Не китаец?
– Нет, бразилец .
– Футболист что ли?
– Борец.
– Что-то на борца не похож.
– А вы на уши его посмотрите.
– По ушам похож. Приятного аппетита.
– Рожерио, первый вопрос к тебе как к иностранцу: ты не заражён коронавирусом?
– (Смеётся.) Нет. Я в Дагестане уже месяц, прилетел сюда из Москвы. А до этого полгода был в Казахстане. В Бразилии я не был уже год. Но на моей родине, в городе Манаус, пока нет случаев заражения.
– Расскажи свою историю. Как ты пришёл в этот вид спорта?
– Мой родной город Манаус, можно сказать, родина бразильского джиу-джитсу. Манаус, Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу – три города с самыми сильными традициями в БЖЖ. В Бразилии вообще, если спорт, то футбол или джиу-джитсу. И изначально я хотел заниматься футболом. Но я самый младший в семье, и два моих старших брата и даже сестра занимались джиу-джитсу: старший брат – чёрный пояс, сестра – пурпурный, другой брат – пурпурный. Поэтому выбора у меня не было. (Улыбается.)
– Ты сразу влился?
– Сначала у меня не было желания заниматься. Но потом я вовлёкся и уже через два месяца получил жёлтый пояс. Выиграл свои первые детские соревнования. Я тренировался до 14 лет, а потом оставил спорт на два года из-за учёбы в школе. Эти два года простоя повлияли на мой уровень, потому что ровесники не переставали тренироваться. Поэтому следующие два года я проигрывал и только к восемнадцати годам вошёл в форму и начал конкурировать в своём возрасте. Четыре года я просидел в синих поясах. С 18 лет начал заниматься уже профессионально и уехал в Рио, чтобы тренироваться и соревноваться там. Я жил в зале, спал на татами и постоянно тренировался. Так я стал чемпионом Рио по синим поясам.
– И ты больше не возвращался в Манаус?
– Нет, я вернулся и получил пурпурный пояс. С ним я ходил два года и тоже почти всегда выигрывал. Потом получил коричневый пояс и поехал на соревнования в Колумбию. Выиграл этот турнир и стал получать много предложений по участию в соревнованиях и от разных клубов для тренировок. Так по приглашению приехал в Москву, где проходил чемпионат мира по версии ACB, и выиграл его по коричневым поясам. Это лишь двадцать процентов моей соревновательной истории. Моя комната забита медалями.
– Как повлияло на тебя чемпионство в ACB?
– Снова было много предложений, и я выбрал для себя Казахстан. Там, в Павлодаре, я тренировал полгода, потом снова вернулся в Москву, и там мой тренер Дмитрий Востриков (чёрный пояс), готовивший меня к ACB, познакомил меня с Арсеном Шапиевым (чёрный пояс), который и предложил мне потренироваться в Дагестане.
– Как ты отнёсся к этому предложению?
– Я обрадовался. В Казахстане джиу-джитсу не очень развито, и я перестал прогрессировать как спортсмен. А о Дагестане я знал как о мировом центре вольной борьбы, знал, что тут сильные грепплеры, знал Хабиба.
– Значит ты приехал и начал тренировать. Как ты оцениваешь уровень джиу-джитсу дагестанцев?
– Я пока не встречался со спортсменами из других залов, но даже у тех, кого сейчас тренирую, очень высокий уровень. Они заслуженно носят свои пурпурные, коричневые и чёрные пояса. Я очень счастлив приехать сюда и считаю, что местные парни помогут мне и как спортсмену становиться сильнее.
– Тебя не пугали Дагестаном?
– (Смеётся.) Да, москвичи предупреждали меня. Мол, тут взрывные парни, могут поймать улице. Якобы борцы не любят джитсеров. И я опасался в первое время. Потому что в Манаусе были случаи больших стычек между джитсерами и представителями лута-ливри (бразильское единоборство «для бедных парней, которые не могут купить себе кимоно» (Wikipedia) – «ЧК»). Но сейчас я вижу, насколько дружелюбны дагестанцы по отношению ко мне и друг к другу. Вчера к нам приходил тренер сборной России по борьбе Абдусалам Гадисов, и мы хорошо потренировались вместе.
– Ты не дерёшься на улице?
– Я ведь профессионал. Могу себя защитить, но в драку никогда не лезу.
– Как тебе дагестанская еда?
– Мне нравится. Похожа на казахскую, но там едят коней.
Махачкала лучше фавел
– Какие у тебя планы в Дагестане?
– Я хочу повышать уровень джиу-джитсу в Дагестане и вместе с тем повышать и свой уровень. Сейчас у меня три группы: детская, взрослых новичков и опытных соревнующихся. Набор в каждую из них открыт, но мест остаётся всё меньше. Дети очень смышлёные, и, думаю, скоро мы увидим их на соревнованиях.
– В Дагестане сейчас немало чёрных поясов по грепплингу. Как ты оцениваешь их шансы против чёрных поясов по джиу-джитсу?
– Думаю, в грепплинге они могут конкурировать на равных, но у БЖЖ есть свои особенности, не зная которых, можно проиграть.
– Не могу не спросить о UFC. Чьё джиу-джитсу самое сильное там?
– Я раньше мало интересовался MMA, сейчас потихоньку узнаю. Знал только Жозе Альдо (экс-чемпион UFC, проиграл Конору МакГрегору – «ЧК»), потому что он тоже из Манауса.
Сейчас болею за Рудольфо Виэйра – это титулованный джитсер из моего родного клуба GFT (рекорд в ММА – 1-0 – «ЧК»).
– А как же Хабиб?
– Он ведь не любит джиу-джитсу. Только самбо! (Смеётся.) Не знаю. Вот Хабиб дрался с Конором, а он коричневый пояс. Пока не знаю, какой уровень у Фергюсона. Но думаю, если Хабиб встретится с чёрным поясом, то придётся нелегко.
– Ну так он встречался с Рафаэлем дос Аньосом и победил его.
– Точно? Я не знал. Это круто!
– Сам не хотел бы попробовать себя в ММА?
– Я думаю над этим, уже начал тренироваться с тренером по боксу Дадаем Имашевым, который также тренирует в нашем клубе. Мне только 22 года, думаю, это хороший возраст, чтобы проверить себя.
– Как называется ваш клуб?
– Сейчас он называется «Иглс» (Eagles.sport.fit.). Но многие махачкалинцы знают его как «Аквамарин». Там сделали реконструкцию и создали отличные условия.
– Тебе ведь скоро получать чёрный пояс?
– Да, думаю, что в декабре поеду в Бразилию, проведаю маму и вернусь уже с чёрным поясом.
– Не думал жениться в Дагестане?
– (Улыбается.) Сейчас моя главная цель – помогать моей маме. Когда обеспечу её, то уже смогу думать о женитьбе. А может быть, и её перевезу сюда.
– Сюда, в Махачкалу? Тебе нравится город?
– Я никогда не жил лакшери жизнью. Приходилось жить и в фавелах. Мама одна тянула семью. Поэтому Махачкала не такой уж и плохой город, чтобы вы знали.
– Как только ты приехал, тебя пригласили участвовать в турнире с особенными детьми. Как тебе такой опыт?
– Я считаю, это очень правильное мероприятие. Раньше я видел турниры, где такие дети борются между собой. Это очень важно для нас, для семьи джиу-джитсу. ]§[
- 22 просмотра