В Дагестане полным ходом идёт перезагрузка власти на муниципальном уровне. Процесс фильтрации мэров городов и глав районов возглавили как региональные исполнительные органы, так и правоохранительные. Инструменты применяются разные, но цель одна – установить безоговорочный контроль над всеми территориями. Кому свободно плавать, а кто ходит по тонкому льду – в кратком обзоре «ЧК».
Даже беглый взгляд показывает, что формирование муниципальной повестки происходит по запросам республиканского центра и лично главы Дагестана Владимира Васильева. В этом, впрочем, нет ничего удивительного – его предшественники также не были лишены желания держать на коротком поводке муниципалов. Однако Васильев использует совершенно новые для Дагестана методы делегирования власти, по сути, копируя приёмы, применяемые на федеральном уровне в формате взаимоотношений «президент – губернаторы».
Начавшийся две недели назад в Дагестане парад отставок глав районов на самом деле – хорошо срежиссированный акт, и моделируется он на самом верху республиканского центра. Понятно, что ни один дагестанский муниципал не рискнул бы самостоятельно затевать вопрос пролонгации собственных полномочий без учёта решительного мнения Белого дома. Это означает, что все добровольно отставленные главы районов, Кайтагского, Карабудахкентского и далее по списку, во-первых, не будут легко проходить переизбрание старым (подконтрольным) депутатским корпусом, во-вторых, осенью получат возможность влиять на формирование нового состава муниципальных депутатов. Впрочем, не всё и не везде гладко.
Искры Огни
В целом ожидаемая, но стремительная смена власти в Дагестанских Огнях на прошлой неделе оставляет интригу в этом небольшом, но достаточно сложном городе. Для 71-летнего, теперь уже бывшего, мэра Зейдуллы Гашимова оставалось работать до сентября этого года, и очевидно, что о продлении полномочий всерьёз не думал ни он сам, ни тем более другие. Единственным политическим событием года, предваряющим избрание мэра, здесь являются выборы депутатов городского собрания, и, в принципе, большой необходимости отказа от почётных проводов Гашимова на пенсию не было, тем более что формулировка его отставки крайне сухая. Но неожиданное назначение врио главы города Джалалутдина Алирзаева (экс-заместителя мэра Дербента) указывает на то, что сентябрьский разбор депутатских мандатов тут пройдёт неспокойно. По некоторым данным, Алирзаев уже успел подпортить отношения с группой местных депутатов, которым крайне не понравился тон мэра в распределении полномочий в вопросах городского ЖКХ. Ясно, что Алирзаев пытается выстроить вертикаль, обозначая этим незыблемость своих позиций, опирающихся, в частности, на руководителя АГП Владимира Иванова, но очевидно и другое: ему для этого остро нужны «свои» депутаты.
Дело погорело
Есть в Дагестане муниципалы, которым пока не до политической борьбы. Один из тех, кто вступил на тонкий лёд – глава Кизлярского района Александр Погорелов. На неделе сотрудники правоохранительных органов провели в его доме и рабочем кабинете обыски. Напомним, на прошлой неделе следственные органы по материалам УФСБ по Дагестану возбудили в отношении него уголовное дело по подозрению в превышении должностных полномочий и служебном подлоге. Сыщики полагают, что в 2012–2015 годы Погорелов, являясь главой сельсовета «Южный», лично составил и выдал 19 выписок из похозяйственных книг, в которые внёс заведомо ложные сведения о том, что 19 гражданам, не проживающим на территории сельского поселения, принадлежат на праве пожизненно наследуемого владения земельные участки. Затем эти граждане зарегистрировали право собственности на участки. Ущерб от действий Погорелова следователи оценили в размере 2,2 млн рублей. По всей видимости, его миссию на этом посту можно считать завершённой.
Александр Погорелов, отметим, возглавил сельсовет «Южный» в 2007 году, в том же году главой Кизлярского района был избран олимпийский чемпион Сагид Муртазалиев (находится в розыске – «ЧК»). Являясь в своё время его доверенным лицом, Погорелов, возглавив Кизлярский район, де-факто подтвердил сохранение влияния и позиций олимпионика. Кого-то такой расклад устраивал вполне, других, особенно представителей обособленных правоохранительных структур, никак нет.
Ахтынский поворот
Не до политики пока и главе другого района – Ахтынского – Осману Абдулкеримову, в отношении которого также возбуждено уголовное дело по подозрению в злоупотреблении должностными полномочиями. 6 марта он был задержан, позднее обвинён в незаконном выделении в собственность земельного участка, на котором расположены геотермальные источники. Кадастровая стоимость участка – около 3 млн рублей, а руководитель муниципалитета отдал его в собственность (в чью – не сообщается) за 21 тысячу рублей. 10 марта Советский районный суд Махачкалы заключил его под стражу на два месяца – до 6 мая, а 19 марта Верховный суд Дагестана изменил ему меру пресечения на домашний арест.
В пресс-службе Верховного суда РД отметили, что доводы следствия и выводы Советского районного суда о том, что Абдулкеримов, находясь на свободе, скроется от следствия и суда, в представленных материалах не нашли объективного подтверждения. В Верхсуде посчитали, что сама по себе тяжесть преступления без учёта сведений о личности подозреваемого, наличии у него жены-инвалида не может служить достаточным основанием для избрания самой строгой меры пресечения. Кроме того, положительную характеристику Абдулкеримову дали 4 депутата Государственной думы.
Кому не светит...
В ближайшее время может определиться судьба руководителей ещё нескольких городов и районов. В числе наиболее вероятных претендентов на вылет называют глав: Магарамкентского района – Фарида Ахмедова, Дахадаевского – Джаруллу Омарова – и Новолакского – Магомедгаджи Айдиева. Все трое считаются долгожителями: Ахмедов возглавляет район с 2010 года, Омаров – с 2007-го, с того же года и Айдиев.
Могут возникнуть вопросы и к главе Цумадинского района Анваргаджи Вечедову, а также к руководителю Унцукульского района Исе Нурмагомедову.
Не исключён закат муниципальной карьеры и у главы Хасавюртовского района Джамбулата Салавова. Он фактически возглавляет район с 2009 года, сразу после убийства в Москве главы района Алимсолтана Алхаматова, а в 2015 году был переизбран. ]§[
- 5 просмотров