Ещё никогда так быстро в нашей стране не принимались решения, как в течение последних двух недель. Разве что в периоды революций и потрясений. Поправки в Конституцию РФ, в Основной закон страны, о которых президент страны Владимир Путин заявил 15 января в своём послании Федеральному собранию, уже прошли первое чтение в Госдуме. За них проголосовали 432 депутата! Против и воздержавшихся – нет.
Конституционная революция идёт параллельно с новыми назначениями как в правительстве, так и силовом блоке страны. Совершенно неожиданно перемены затронули и Северный Кавказ: целый генпрокурор Юрий Чайка внезапно стал полномочным представителем президента России в СКФО, сменив Александра Матовникова (того призвали в армию), а министерство по делам Северного Кавказа, через которое регулярно пытались лоббировать отдельные программы финансирования наши (дагестанские) чиновники, – ликвидировано. Как оказалось, Кремль посчитал, что эти функции – кормить и развивать Кавказ – спокойно может осуществлять профильное министерство экономического развития России…
Бесстыжая или нет?
Скорость внесения поправок в Основной закон страны, по которому должно долгие годы жить и развиваться государство, породило журналистские остроты. Одна из них, выраженная заголовком «Со скоростью Думы…», в принципе, показывает, что в нашей стране есть что-то, способное отодвинуть категорию «со скоростью мысли» на второе место. Конечно, мы – общество – никогда бы и не смели подумать, что это самое «что-то» сконцентрировалось в российском парламенте…
Простое наблюдение: 15 января оглашено желание Путина внести поправки в Конституцию РФ. В тот же день сформирована рабочая группа по подготовке предложений в Основной закон. В эту группу, в числе прочих 75 избранных членов общества, вошёл спикер НС РД Хизри Шихсаидов.
16 января Путин встречается с ними и напутствует, в том числе заявляя, что страна, несмотря на вносимые поправки, предоставляющие дополнительные полномочия палатам парламента, остаётся президентской республикой.
Рабочая группа на самом деле собирается и по факту перелистывает бумажки формата А4 с подготовленным текстом поправок.
Понятно, что рабочая группа ничего не предложила. Она только согласилась с теми трудами, что, как можно предполагать, были заранее выработаны в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Руководитель данного института – Талия Хабриева – не только член рабочей группы, но и официальный представитель президента РФ (в числе прочих) в Госдуме при рассмотрении законопроекта.
Уже 20 января всё было готово: сформирован пакет поправок в Конституцию РФ, напечатана пояснительная записка, и президент внёс законопроект в Государственную думу. Законопроект называется «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти», и в нём оговаривается, что после того, как он станет законом, он будет вынесен на общероссийское голосование.
А 23 января Госдума рассматривает данный законопроект в первом чтении и принимает его 432 голосами. Против и воздержавшихся – нет.
В промежутке между этими датами в СМИ и соцсетях озвучиваются отдельные предложения членов рабочей группы. В частности, предлагают закрепить в Конституции РФ термин «семья» как союз мужчины и женщины, а также понятие «казачья милиция». Жириновский предлагает внести в Основной закон положение, запрещающее партиям занимать в Госдуме более 40% мест, а Миронов – закрепить возможность установления государственной идеологии.
Общественность и экспертов эти заявления отдельных членов рабочей группы настораживают, так как рабочая группа, несмотря на то что законопроект уже в Госдуме и прошёл первое чтение, продолжает свою работу.
Заметим, что в нашей стране законы и прочие нормативные акты не принимаются всероссийским голосованием. Кроме Конституции РФ. Но практики нет! Поэтому рабочая группа и депутаты Госдумы дружно ломают голову над тем, как провести эту процедуру.
Чтобы голову ломать было легче, к работе привлекается глава ЦИК России Элла Памфилова. Она уверенно провела думскую (2016 г.) и президентскую (2018 г.) избирательные кампании, поэтому, как можно предполагать, члены рабочей группы не сомневаются в её способностях найти выход из сложной ситуации.
СМИ приводят замечания Памфиловой, что для проведения референдума по президентским поправкам оснований нет. Заметим, что, к примеру, в Швейцарии местное население высказывает своё мнение по законам, принятым их парламентом. Понятно, что вводить в нашей стране такой инструмент влияния населения на законотворчество Госдумы желания нет. Голосование по законам не должно стать правоприменительной практикой.
Возможно, поэтому глава ЦИК предлагает назвать предложенный Путиным механизм утверждения поправок в Конституцию «уникальным» или «разовым», так как в нём «будет многое и от референдума, и от выборов президента».
«Поскольку мы с вами не ограничены рамками действующего законодательства ни 67м, ни 19м ФЗ, можно как раз и сформировать (голосование) на основе традиционных процедур, чтобы механизм был понятен, прост», – считает она.
Следующее заседание рабочей группы по подготовке поправок в Конституцию РФ пройдёт в понедельник, 27 января…
В целом, уже известна примерная дата, когда наша страна обретёт новую Конституцию: 12 или 26 апреля. Как предполагают законотворцы, к этому времени Госдума успеет принять законопроект во всех чтениях, а Совет Федерации – одобрить его и передать на подпись президенту. К этому же дню (месяцу) должны быть готовы процедуры, связанные с голосованием населения по этим поправкам.
Как резервную власти рассматривают дату 26 апреля, но она менее вероятна. Заметим, что если 12 апреля – это День космонавтики, то 26 апреля – это День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах. Понятно, что настраивать народные массы на поход к избирательным участкам сподручнее, когда в воздухе витает улыбка Юрия Гагарина, а не тяжёлый фон от событий в Чернобыле.
РБК цитирует свой источник во властных структурах, утверждающий, что дата 26 апреля менее вероятна, а проведение голосования 19 апреля тоже затруднительно – на этот день выпадает православная Пасха.
«Президент озвучил инициативу. Любые инициативы, которые озвучиваются главой государства, безусловно, встречаются с большим вниманием, и реализация их, и обсуждение всегда осуществляются исключительно в приоритетном порядке. Это абсолютно понятная и ясная реальность, в которой мы существуем», – цитирует Дмитрия Пескова (пресс-секретаря Путина) «Российская газета».
Внесение изменений в Конституцию, как правило, – это вопрос долгий и где-то нудный. Само обсуждение этого зачастую превращается в соревнование юристов, политиков и учёных в крючкотворстве. В нашей стране по состоянию на 2020 год Конституция меняется без долгих и предварительных обсуждений с широким привлечением учёных, экспертов, общественности и чиновничества. Практически всё показывает, что они (поправки) были заблаговременно составлены и ждали своего часа. После того как Путин объявил о переменах, счёт пошёл не на часы, а – буквально – на минуты. В какой-то момент даже сложилось впечатление, что ответственные за реализацию «конституционных капризов» Путина – рабочая группа, Госдума, Совет Федерации – соревнуются между собой в скорости их претворения в жизнь.
Наблюдая за этой скоростью… «конституциотворчества», а также за тем, что именно вносится в новую редакцию Основного Закона, не удивимся, если когда-либо узнаем, что Путин, рассматривая варианты механизмов скорого принятия поправок в Конституцию РФ, поступил так же, как когда-то император Николай II. Самодержец в своё, тоже непростое, время, обсуждая с приближёнными варианты избирательного законодательства, остановился на «бесстыжем», как его прозвали в народе, варианте закона, существенно ограничившего права избирателей и позволившего избирать в те годы абсолютно послушный парламент. «Я за бесстыжий!..» – приводят историки реакцию царя.
Бесстыжесть в данном случае, на субъективный взгляд автора этой статьи, заключается в слишком скорой, непонятной и поэтому неоправданной реакции парламента и прочих сил на требование президента исправить Конституцию. Слишком быстро… Слишком ретиво.
Новый наместник на Кавказе
21 января президент России подписал указы о назначении вице-премьеров и министров на свои должности. В этот же день был подписан указ о структуре органов исполнительной власти. Из неё, возможно, в силу своей немощности или ненужной скандальности, выпало Министерство по делам Северного Кавказа РФ. Функции данного министерства Путин возложил на министерство экономического развития.
В воздухе повисли вопросы о дальнейшей судьбе «слабого» министра Сергея Чеботарёва, которого слишком агрессивно раскачивали в социальных сетях, регулярно предрекая отставку, а также «сильного» первого замминистра Одеса Байсултанова, чьи родственные связи с Рамзаном Кадыровым позволяли ряду аналитиков утверждать о заточенности работы министерства больше на Чечню, нежели на другие республики СКФО.
Но это было не единственное решение, бьющее по СКФО: 20 января Путин предложил генпрокурору России Юрию Чайке возглавить полпредство в Северо-Кавказском федеральном округе. Надзор за соблюдением законности в стране вместо Чайки был предложен зампредседателя СК России Игорю Краснову. Чайка не смел отказать.
Краснов – не смел не согласиться. Совет Федерации, который наделён Конституцией РФ правом назначать и освобождать генпрокурора от должности, сделал всё как надо…
21 января 2020 года Чайка сменил кресло генпрокурора, которое занимал с 2006 года, на кресло «наместника на Кавказе». Так он назвал себя, когда комментировал журналистам своё новое назначение.
Экс-генпрокурор вспомнил, что история его рода напрямую связана с Кавказом.
«Я родовой кубанский казак – мой дед служил в конвое наместника Его императорского Величества на Кавказе, сейчас я, пусть и в другой роли, но все-таки возвращаюсь на Кавказ и продолжаю дело моего деда. Считаю, что в этом есть определённая историческая справедливость», – сказал Чайка, добавив при этом, что назначение его полпредом было неожиданным, но… комфортным.
Чайка уже обещал, что в стране кавказских орлов он сможет добиться повышения уровня жизни граждан, а также реализации всех нацпроектов. Помимо этого, есть и задача, поставленная Путиным: вопросы борьбы с терроризмом.
Предшественника Чайки – Александра Матовникова – президент назначил заместителем главнокомандующего сухопутными войсками.
Отметим, что должность полпреда в СКФО считалась одной из тех, которую может занять глава ЧР Кадыров, в том случае, когда тоже должен будет пережить свой трансферт (конституционное ограничение по срокам пребывания во власти в руководстве региона).
В связи с этим можно предположить, что Путин в нынешний политический период, называемый Большим трансфером (когда в ближайшее время должен решиться вопрос, останется он у власти или же у страны будет новый руководитель), решил наказать или немного осадить целый ряд чиновников: Чайку – за допущенные волнения в связи с реализацией мусорной реформы в Шиесе, Матовникова – за упущенный контроль по кадастрированию границ между республиками СКФО и массовые протесты в Ингушетии, Кадырова (сохранив его статус-кво) – за нетерпеливость.
Кремль помнит, что на Кавказ отправляют в двух случаях: либо в ссылку, либо за повышением, как в горячую точку. Чайке в плане карьеры расти некуда. Но на этой должности он может не только не обижаться на президента за освобождение от должности генпрокурора, но и быть сдерживающим фактором, в силу своей влиятельности, для Кадырова и ряда остальных руководителей СКФО. ]§[
- 9 просмотров