Верховный суд Чечни перешел к прениям по делу о восьмерых убитых дагестанцах

На неделе в Верховном суде Чечни завершился допрос свидетелей защиты по делу о восьмерых убитых дагестанцев во время спецоперации между населенными пунктами Герзель и Энгель-Юрт Гудермесского района в октябре 2016 года. Суд перешел к прениям сторон. Гособвинитель попросил прекратить уголовное дело в связи со смертью обвиняемых.

Напомним, Шамиль ДжамалудиновИслам МагомедовПахрудин МахаевГашим Узданов, братья Шамиль и Камиль ДжамалутдиновыГосейн Госейнов и Клыч Клычев исчезли с 28 сентября по 4 октября 2016 года в Каспийске и Хасавюрте. МВД по РД в дни акций протеста матерей сообщало, что в отделах полиции среди задержанных пропавших восьмерых парней нет. И до сих пор не могут объяснить тот, что по биллингу телефонов они находились по адресу: ул. И. Шамиля, 46а (у здания ЦПЭ). 

Прокурор Доценко в прениях заявил, что вина восьмерых человек в незаконном ношении и хранении оружия, посягательстве на жизнь сотрудников правоохранительных органов доказана. В результате спецоперации в октябре 2016 года между населенными пунктами Герзель и Энгель-Юрт Гудермесского района четверо сотрудников получили сотрясение мозга и ушибленную рану затылочной области головы. Прокурор уверен, что молодые люди открыли огонь по полицейским, которые пытались остановить их автомобили. По его мнению, это подтверждается показаниями потерпевших, которые отказались принимать участие в прениях. Гособвинитель просил суд прекратить уголовное дело в связи со смертью обвиняемых, поскольку следствием не были установлены основания для принятия решения о реабилитации восьмерых дагестанцев. Он счёл доводы защиты о похищении молодых людей лишь предположением.

Сергей Денисенко - адвокат международной правозащитной группы «Агора», заявил, что так и не было установлено, как на месте происшествия оказались гильзы, стрелянные из семи экземпляров огнестрельного оружия, а на кузове одной машины обнаружено 31 огнестрельное повреждение, на другой - 124 огнестрельных. Он отметил, что  по заключение эксперта, который исследовал  огнестрельные повреждения служебного бронированного УАЗа, ствол автомата, из которого были произведены выстрелы, находился на высоте примерно 1 600 миллиметров над поверхностью земли. Это исключает, что данные выстрелы могли быть произведены из машин марки «ВАЗ-2107» и «ВАЗ-2114», высота которых составляет 1 440 миллиметров соответственно. Такие выстрелы могли быть произведены стрелком только из положения стоя, причём достаточно высокого роста.

Кроме того, в материалах дела нет данных о втором УАЗе, его госномерах и данных о повреждениях. Под сомнение защита поставила и взрыв гранаты, так как экспертиза показала, что на машине нет следов воздействия взрыва и повреждений осколками. Также не было следов взрывчатых веществ, осколков и повреждений на одежде всех четверых потерпевших-полицейских.

Денисенко настаивал на прекращении уголовного дела в отношении восьмерых  убитых молодых людей из Дагестана в связи с отсутствием состава преступления.

Родители обвиняемых выступят в прениях на следующем заседании.

 

Торг за тела...

 

Перед прениями мать Пахрудина Махаева – Бурлият Махаева рассказала суду, как её сын был похищен, и что он и остальные ребята не могли оказаться в Чечне и совершить нападение на сотрудников полиции.

По её словам, 28 сентября 2016 года она проводила сына вместе и Исламом Магомедовым, они поехали к Шамилю Джамалудинову в Каспийск.

«Всю дорогу общалась с ним по вотсапу. Он всегда отвечал. Когда 00.17 минут я ему набрала сообщение, оно не дошло. Сначала не насторожилась. А утром обнаружила, что его ещё нет. Он дружил с Гашимом Уздановым. Звоню ему, отключён телефон. Муж тут же  через знакомых в правоохранительных органах стал пробивать его телефон. Нам сказали, что с 12 ночи до 10 утра находился на Шамиля, 46 – здание ЦПЭ МВД РД в Махачкале». Нам подтвердили, что на аэропортовском шоссе ребят на серой «Газели» со стройматериалами задержали. По камерам видеонаблюдения видно, как в час ночи заехали в продовольственный магазин две машины. Появилась также информация, что в воскресенье по ошибке их задержали, в понедельник выпустят. Потом на «Кавказском узле» появилась новость со ссылкой на МВД, что их задержали как участников спящей ячейки. Как они могли оказаться здесь в Чечне? Почему не проведен анализ их звонков? Эти ребята восемь человек вместе никак не могли оказаться, так как между собой все они не общались», - отметила Бурлият Пахрудинова.

Также она рассказала, что матери остальных ребят вышли в октябре 2016 года на митинг на площадь в Махачкале,  в результате с ними встретился вице-премьер Дагестана Рамазан Джафаров, который курирует силовой блок. Он и сообщил им, что по сводкам МВД, в Хасавюрте задержаны Шамиль, Камиль Джамалудиновы.

«Я знаю, что Камиля в этой четвёрке не было, поэтому сказала, что это не наши ребята. Потом он отказывался от своих слов. Сам работник ЦПЭ  нам подтвердил эту информацию, но боится себя обнародовать, так как считает что это усугубит его положение, а нам вряд ли уже что-то поможет. Он по сей день там работает. В октябре появилась информация, что в  селе Герзель в Чечне  были  убиты 8 боевиков из Дагестана. Мы поехали в Чечню на место происшествия и в Следственный комитет 9 октября 2016 года», - сообщила Пахрудинова. 

По её словам, у ребят была «Приора», джип, «Газель», а они поехали в Чечню почему-то на этих старых машинах. Она рассказала, что видело место происшествия. По её словам, по обгоревшему месту понятно, что сгоревшие машины были рядом припаркованы, а не передвигались, и их останавливали, как говорят на суде сотрудники полиции.

«Мой муж у местных жителей на чеченском спросил, что тут произошло. Они ответили, что прошли две войны, знают, что такое стрельба, ответного огня не было, огонь был в одну сторону. А одну машину сюда привезли на эвакуаторе.  Одну машину родственники опознали по номерам,  она принадлежала Клычу Клычеву. У второй машины даже номера нет – вырезан. Как этот автомобиль мог проехать через границу? Ведь ориентировка на них якобы была с утра. Это все подтверждает, что не было никакого боя, мы прекрасно это знаем, да и вы это знаете», - заключила Бурлият Пахрудинова.

Она добавила, что в Чечне следователь просил, чтобы они подписали документы о согласии закрыть уголовное дело, а взамен выдадут трупы сыновей, так как не хотели доводить это дело до суда.