Советский суд Махачкалы продлил арест четверым сторонникам запрещенной в России организации «Свидетели Иеговы» до 27 ноября. Арсен Абдуллаев, Мария Карпова, Антон Дергалёв и Марат Абдугалимов обвиняются в экстремисткой деятельности. В ходе процесса 24 сентября следователь УФСБ по РД Иван Емельянов заявил, что подтверждающих фактов экстремизма за четыре месяца следствия нет, но он дожидается результатов психолингвистической религиоведческой экспертизы.
Свидетелей Иеговы Арсена Абдуллаева, Марию Карпову, Антона Дергалева и Марата Абдугалимова сотрудники дагестанского ФСБ задержали 1 июня, а 3 июня Советский районный суд Махачкалы заключил их под стражу на 2 месяца, затем был продлён срок ареста до 27 сентября.
Задержанию предшествовали рейды силовиков в Махачкале, Каспийске, Кизляре и Дербенте. Была пресечена деятельность 15 ячеек религиозной организации «Свидетели Иеговы», задержаны 10 человек, но признаны организаторами секты четверо, они проходили обучение в зарубежных центрах, получали оттуда финансирование и вербовали новых последователей Свидетелей Иеговы в Дагестане. Они много лет проводили законспирированные сборы, где изучали экстремистскую литературу.
Уголовное дело против них было возбуждено 27 мая, а до этого за ними была установлена слежка и прослушка их телефонов. По версии следствия, в результате оперативных мероприятий удалось выяснить, что Абдуллаев, Абдулгалимов, Дергалев и Карпова - организаторы, которые не позднее декабря 2017 года создали ячейку экстремистской организации «Свидетели Иеговы», и вели открытую антироссийскую и антиконституционную деятельность в виде пропагандистской работы среди населения, обеспечивали ячейки литературой, листовками и прочим.
Следователь УФСБ по РД Иван Емельянов обосновал ходатайство о продлении срока заключения под стражей тем, что продлены сроки предварительного следствия до 27 ноября. За это время следствие намерено получить заключение психолингвистической религиоведческой экспертизы, информацию о соединениях и позиционировании мобильных номеров, осмотреть учётные дела организации в Дербенте и Кизляре, получить данные из банков и ответы на ранее направленные запросы, а также установить иных лиц и допросить их.
Обвиняемых защищали пять адвокатов. Адвокат Максим Первунин заявил в начале процесса ходатайство об обеспечении законности, попросив выпустить из клетки подзащитных, так как нахождение за решёткой унижает человеческое достоинство, а по закону они такие участники процесса наравне с гособвинением и защитой. «Сейчас в судах после ремонтов убирают клетки и адвокатам советуют обращать внимание судей на данный факт. Более того, свидетели Иеговы – пацифисты, не носят оружие, не несут угрозу, не выступают против власти и государства. Когда участники процесса, судья смотрят на обвиняемых, которые сидят в клетке, у них может создаться впечатление, что они уже виноваты, хотя не признаны ими», - пояснил Первунин.
Следователь Емельянов и прокурор Магомедов оставили решение на усмотрение суда, а судья отказал, аргументировав своё решение целями безопасности.
Однако во время трёх перерывов на судебном заседании обвиняемых выпускали из клетки и разрешали им общаться с многочисленными соверующими и родственниками.
Также адвокат заявил ходатайство о приобщении к материалам дела согласие на проживание обвиняемых в случае избрания домашнего ареста, положительные характеристики от соседей и с места работы, справку о состоянии здоровья Дергалёва, подтверждающая тяжёлое заболевание, судебные практики по аналогичным делам с решениями об избрании более мягкой меры пресечения в разных регионах России и официальные ответы Российской Федерации на запросы ЕСПЧ и ООН о том, можно ли поклоняться Богу и на каком основании преследуют свидетелей Иеговы. В ответах говорится, что в России можно поклоняться Богу и не ограничивается право на свободу религии, если не распространяется литература экстремистского содержания. Кроме того, Первунин просил приобщить решение Верховного суда РФ о 20 апреля 2017 года, согласно которому религиозная организация «Свидетели Иеговы» как юридическое лицо признаётся запрещённой и экстремисткой, но там же указывается, что нет запрета или ограничения исповедовать индивидуально и не дана оценка вероучения свидетелей Иеговы. Прокурор и следователь не возражали, но судья отказал в их приобщении к материалам дела.
Адвокат многочисленными вопросами пытался выяснить у следователя, узнал ли он за четыре месяца, кто такие свидетели Иеговы и чем обосновывается их экстремистская деятельность.
«Указанные лица продолжали заниматься деятельностью управленческого центра. Есть решение Верховного суда РФ, мы его исполняем. В дальнейшем судом будет установлена их виновность или невиновность», - ответил следователь.
Он заявил, что на данный момент у следствия нет фактов экстремизма, для подтверждения была назначена экспертиза, поэтому даже сейчас он не может судить об экстремизме и были в действиях задержанных возбуждение ненависти и вражды.
«То есть можно подойти к любому человеку, сказать ему, что он экстремист, посадить в СИЗО, а потом месяцами проводить экспертизы и доказывать экстремистскую деятельность? В чём тогда проявлялась антироссийская деятельность обвиняемых? Событие преступления, в чём заключается?» - спросил Первунин.
«Это тайна следствия», - заключил Емельянов.
Адвоката также интересовало, чем следствие обосновывает продление срока содержания под стражей.
Следователь заявил, что суду представлены решение Верховного суда РФ от 20 апреля 2017 года, справка из оперативного подразделения, а также тот факт, что у задержанных есть загранпаспорта и они могут скрыться. Емельянов добавил, что они могут скрыться даже несмотря на то, что загранпаспорта обвиняемых изъяты и находятся у него.
Первунин не мог понять, как свидетели Иеговы могут уничтожить доказательства, если по словам следователя, изъятые в ходе обыска доказательства вещи находятся в камере хранения.
«Могут уничтожить доказательства, которые возможно ещё есть», - ответил Емельянов.
«Эти доказательства, вы может никогда не найдёте, а люди всё это время должны сидеть за решёткой. Фактов в материалах дела нет, а без них невозможно избрать меру пресечения. Суд должен отклонить это ходатайство», - заявил Первунин.
Он также отметил, что в ходатайстве следователя о продлении срока заключения под стражу Марии Карповой указана дата до 27 сентября, а документ подписан руководителем УФСБ по РД. Следователь попросил судью ручкой исправить дату до 27 ноября. По мнению адвоката, это действие можно расценивать как подлог документов.
На вопрос, можно ли провести обыски и допрос свидетелей, если Абдулаев, Абдугалимов, Дергалёв и Карпова будут находится под домашним арестом, следователь ответил, что нельзя, сказав: «Я так думаю».
- 17 просмотров