Живите и терпите

В редакцию обратилась жительница Дербента Асият Баширова, которая живёт в доме по ул. Кобякова, построенном 100 лет назад. Его уже дважды признавали аварийным и подлежащим сносу, но он так и не вошёл в программу переселения из аварийного жилья… Зато оказался в программе фонда капитального ремонта.

«Люди гниют в доме, – рассказывает Асият Баширова. – Первое, что спрашивают люди, увидев наш дом: «Что это за белые будки?» А это санузлы, установленные на балконах. Здесь нет никаких человеческих условий, воды, отопления и полная антисанитария, разрушаются стены, вышли из строя все коммуникации, течёт крыша, а из-за оголённых проводов дважды происходило возгорание». По её словам, многие жильцы этого дома снимают квартиры в других местах. Так поступала и она, но из-за нехватки денег вернулась.

Это двухэтажный барак 1917 года, «спрятанный» за зданием таможенного контроля. Как считает Баширова, именно поэтому их столетний дом не попал в программу переселения из аварийного жилья в 2014–2017 гг.

Постановлением администрации Дербента от 2003 года строение было признано ветхим, подлежащим списанию. Спустя десять лет появилась программа переселения из аварийного жилья, реализация которой в Дербенте началась с 2014 года и завершилась в 2018 году. Однако ни в один из этапов программы барак не вошёл. Более того, в 2013 году мэрия Дербента передала этот дом в Фонд капитального ремонта как жильё под реконструкцию и пригодное для проживания. Это означает, что жильцы должны были делать ежемесячные взносы.

«С одной стороны, нас, 29 жильцов, как будто не существует, с другой – ещё требуют взносы за капремонт и содержание, которые здесь никогда не проводились. Это издевательство, особенно когда отвечают, что вернут нам эти деньги, когда расселят. А пока, говорят в администрации, живите и терпите», – пояснила жительница Дербента.

11 октября Дербентский городской суд удовлетворил частично иск Дагестанского фонда капитального ремонта. В постановлении суда говорится, что истец запрашивал сумму в 5 617 рублей, однако исходя из срока давности с сентября 2016 года по 1 июня 2018 года Баширова должна заплатить только более 2 тыс. рублей.

Дело в том, что в 2018 году администрация города признала этот дом непригодным для проживания и подлежащим сносу и внесла в реестр аварийного жилищного фонда. А значит, это жильё не подлежит взносам капремонта. Этого добились сами жильцы, которые на собственные средства заказали экспертизу для определения физического износа жилья.

У жильцов есть вариант решения проблемы. Один из домов по ул. Оскара, 9, который вошёл в программу переселения 2016–2017 годов, признан судом неаварийным, его исключили из реестра. «Возможно поменять наши адреса, тем более одинаковое количество жильцов, и расселить вместо них», – предлагает Баширова.

13 июня мэрия Дербента отвечает, что дальнейшее расселение зависит от источников финансирования. А 30 августа – новый поворот. В письме главы города Хизри Абакарова говорится, что в ноябре 2018 года в Фонд содействия реформированию ЖКХ внесены изменения, и в региональную программу по переселению из аварийного жилья должен включаться перечень многоквартирных домов, признанных подлежащими сносу или реконструкции до 1 января 2017 года. А так как барак признан таковым в 2018 году, расселить жильцов в рамках программы от 21.07.2017 года невозможно.

Спустя месяц Минстрой РД отвечает, что, согласно представленной информации  администрацией Дербента, в городе отсутствуют многоквартирные дома, признанные аварийными или подлежащими сносу. Замминистра Залкип Залкипов отмечает, что в мэрию неоднократно направлялись письма о необходимости предоставить в кратчайшие сроки документы, подтверждающие наличие таких домов.

 

Дом у парка

 

В материале «Дербентские горки» (№41 от 25.10.2019 г.) «ЧК» сообщал о строительстве многоквартирного дома рядом с парком имени Низами Гянджеви в Дербенте. Возведение многоэтажки незаконно, но благодаря тому, что её неформальными владельцами являются  начальник следственного отдела ОМВД по Дербенту Алирза Шахбазов и его отец, экс-начальник Дербентского РОВД Мамедриза Шахбазов, им всё сходит с рук.

Ещё в 2016 году и Дербентский городской суд, и Верховный суд Дагестана признали строительство дома и постановление городской администрации незаконными. На тот момент  стройка была на уровне второго этажа. Предполагалось построить трёхэтажное здание с мансардой. В суд с иском обратился прокурор Дербента и просил признать незаконным постановление главы города об изменении вида разрешённого использования земельного участка, прилегающего к парку имени Низами Гянджеви.

В октябре 2013 года постановлением администрации Дербента ООО «Экспресс-1» в арендное пользование сроком на 49 лет был предоставлен земельный участок площадью 4 тысячи кв. метров для строительства объекта по оказанию услуг населению. Через два года, в октябре 2015 года, после получения положительных экспертиз, в том числе и из республиканских органов власти, была изменена категория земельного участка на «строительство многоэтажного многоквартирного дома».

Прокурор Дербента пояснил, что этот земельный участок, согласно генеральному плану перспективного развития города, расположен в зоне размещения парков, скверов и бульваров. Это зона рекреационного назначения. Здесь допускается строительство  обслуживающих культурно-развлекательных объектов, спортивных сооружений и комплексов. Строительство многоэтажных многоквартирных жилых домов в названной зоне не предусмотрено. Также не были проведены публичные слушания.

Суд посчитал, что оспариваемые документы нарушают права и законные интересы неопределённого круга лиц, данная территория предназначена для сохранения природного ландшафта, экологически чистой окружающей среды, а также для организации отдыха и досуга населения, создаёт чрезмерную нагрузку на системы водоснабжения, водоотведения, электро- и газоснабжение, нарушает нормы инсоляции.

Несмотря на это, застройщикам удалось добиться разрешения на строительство дополнительных четырёх этажей. ]§[

Номер газеты