Задержание министра экономики и территориального развития Дагестана Османа Хасбулатова прошло 30 апреля, накануне майских праздников, поэтому СМИ и социальные сети ограничились, в основном, констатацией факта его задержания, а также обсуждением того, чьим он родственником является и в чём обвиняется.
Небольшой перерыв в майских выходных снова обратил внимание на Османа Хасбулатова: социальные сети и телеграмканалы заговорили о том, что причина задержания министра кроется в необходимости достать доказательства вины, сопричастности в преступной деятельности эксглавы Дагестана Рамазана Абдулатипова…
«Лицом к стене!»
Османа Хасбулатова задержали в аэропорту Махачкалы 30 апреля, в тот момент, когда он прилетел в республику из Москвы, а не тогда, как об этом сообщают многие авторитетные издания, собирался её покинуть. Сотрудники УЭБиПК МВД по РД совместно с коллегами из ГУ МВД по СКФО и УФСБ РФ по РД произвели обыски в кабинете и домовладении Хасбулатова, а затем поместили его в ИВС.
Впоследствии МВД России распространило комментарий официального представителя по связям со СМИ Ирины Волк. Она сообщила, что уголовное дело было возбуждено 21 апреля 2018 года по факту хищения денежных средств (более 20 млн рублей) при исполнении госконтрактов на оснащение многофункциональных центров Дагестана.
«С 2013 по 2018 годы Хасбулатов руководил ГАУ «МФЦ». В 2015 году он создал организованную группу, которая при проведении закупок мебели, компьютеров и оргтехники существенно завышала их стоимость. Денежные средства выводились через аффилированные компании, обналичивались и использовались по своему усмотрению», – заявила Волк.
Кстати, в ИВС, куда был помещён Хасбулатов, был снят постановочный видеоролик, где его выводят из камеры и, скомандовав: «Лицом к стене!», обыскивают. На вопрос, считает ли он себя виновным, министр отвечал отрицательно и заявлял, что происходящее с ним является оговором. Что касается обвинения, то Хасбулатов заявил, что не мог совершить этого преступления, так как госконтрактами по оснащению многофункциональных центров занималось Министерство связи и телекоммуникаций РД, а не его, подведомственное данному министерству, ГАУ «МФЦ».
К вечеру министра повезли в Кировский районный суд Махачкалы, где судья согласился со следствием в необходимости такой меры пресечения как заключение под стражу. Так как Хасбулатов на тот момент был подозреваемым, то срок заключения под стражу ему определили на 10 суток. В случае предъявления обвинения срок ареста чиновника будет автоматически продлён на 2 месяца…
Борьба за МФЦ
Требование федерального руководства развивать в регионах сеть многофункциональных центров с приходом в Дагестан в январе 2013 года Рамазана Абдулатипова было активно подхвачено.
Но, чтобы реализовать этот проект, были нужны свои люди с соответствующими компетенциями.
В феврале 2013 года было создано Министерство связи и телекоммуникаций РД, которое возглавил известный в республике политик и бизнесмен Сефер Алиев. При министерстве было создано ГАУ «МФЦ», руководить которым был поставлен Осман Хасбулатов. Он к этому времени имел богатый опыт работы в этой сфере, так как с 2000 года возглавлял в Каспийске поочерёдно ЕРЦ, Службу субсидий, а потом и каспийский Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
Был на хорошем счету, в плане эффективности работы, да и приходится племянником эксмэру Каспийска Джамалудину Омарову, а также родственником тогдашнему министру финансов, а потом премьерминистру РД Абдусамаду Гамидову.
По тому, как развивалась система МФЦ, можно сделать вывод, что руководство республики не обращало особого внимания на эту сеть: «Ну что там особенного: создают помещения, куда люди несут документы на регистрацию». Однако к 2015 году стало понятно, что эта сеть может дать намного больше, чем просто чувство удовлетворённости от предоставления качественных услуг. Вопервых, это возможность (прогоняя через сеть МФЦ нуждающееся в оформлении документов население) оставлять в бюджете 25% и 50% от суммы уплачиваемой госпошлины. Вовторых, это возможность проталкивать, наряду с бесплатными, платные услуги населению.
Втретьих, создание в каждом муниципалитете филиала МФЦ, строительство здания под него или аренда, оснащение всем необходимым… Это открывает очень большие перспективы, что составляет, вчетвёртых… А вот по поводу этого пункта, подозревая в создании ОПГ и выводе бюджетных денег, к Хасбулатову пришли силовики. Но не будем торопить наш рассказ.
…Осознание этих возможностей привело к тому, что за этот ресурс стали бороться. «Абдулатиповские» – чтобы забрать ресурс себе, «гамидовские» – чтобы этот ресурс отстоять, а Сефер Алиев – чтобы уцелеть на должности.
Отметим, что Алиеву вмешиваться в то, что касалось МФЦ, было трудно. Ну, или невозможно. ГАУ «МФЦ», созданное в середине 2013 года, стало закупаться необходимым в 2014 году. Торги тогда не шли через министерство, а проходили через Комитет по госзакупкам РД (тогда его возглавлял Мурад Далгатов). Не знаем, как проходили торги, но в выигрыше в 2014 году оказалось аффилированное с семьёй Хасбулатовых ООО «ЭлектронИт».
Но, как показала история, у Алиева уцелеть не получилось: 27 февраля 2015 года он был освобождён от должности, а в сеть был выброшен компромат на него: копия договора, по которому министр арендует внедорожник у своего сына, расплачиваясь за это бюджетными средствами.
Обязанности министра были переложены на Юсупа Малламагомедова, тогдашнего первого замминистра. Малламагомедов, выпускник, а затем преподаватель МГТУ им. Баумана, практически всю свою жизнь провёл рядом с Абдулатиповым: был его помощником как в Совете Федерации, так и в Госдуме, работал с ним в Московском государственном институте культуры. Когда Абдулатипов пришёл в Дагестан, Малламагомедов пришёл в министерство. В сентябре 2015 года «человек Абдулатипова» возглавил Министерство связи и телекоммуникаций РД. Казалось бы, можно успокоиться – МФЦ, как приданная министерству структура, под контролем. Но… закупка всем необходимым, оснащение и прочие вышеперечисленные вопросы проходили мимо.
Последний бой за МФЦ прошёл в конце 2015 года: политические события разворачивались так, что федеральным центром перед Абдулатиповым была поставлена задача укрепить тогдашнего мэра Хасавюрта Сайгидпашу Умаханова, назначив его министром. Министром чегонибудь.
«ЧК» в статье «Хасавюртовские соглашения» (№40 от 9 октября 2015 г.) писал тогда: «Абдулатипов не горел желанием вмешиваться в судьбу Сайгидпаши Умаханова, ссылаясь на указание Москвы никуда его не назначать. Однако Москва… решила иначе: волнения в Хасавюртовской зоне вкупе с усилением там позиций главы ЧР Рамзана Кадырова в планы Кремля не входят». Предполагалось, что Умаханов займёт кресло министра спорта РД. Потом было мнение, что лучше его в Минтруда и соцразвития РД. Предложение Министерства туризма и народных промыслов РД Умаханов тогда отверг. В итоге Абдулатипов решил провести реформу: 23 ноября 2015 года появилось министерство транспорта, энергетики и связи РД, куда вошли хоть и не самые крупные, но вкусные куски дагестанской экономики.
В это же министерство было передано МФЦ. И вот тут появились слухи о том, что на должность руководителя ГАУ назначен Малламагомедов, а на должность первого замминистра транспорта, энергетики и связи – Хасбулатов. 1 декабря 2015 года коллектив сети МФЦ начал акцию по поддержке своего шефа с требованием вернуть Хасбулатова. Вернули. Побоялись скандалов.
Всё у Хасбулатова шло успешно. И в 2017 году Абдулатипов приравнял его должность к министерской. Это означало, что Хасбулатов входит в Правительство РД.
Да и изгнание Сефера Алиева тоже было недолгим. В 2016 году связанные с ним юрлица – ООО «Фирма Ас» и ООО «АсПрестиж Ltd» – стали участвовать в госконтрактах на поставки в сеть МФЦ и заработали (по данным сайта synapsenet.ru) с 2016 по 2019 год чтото около 21 млн рублей. Не много, но стабильно…
Несмотря на успех Хасбулатова, претензии к нему росли. В октябре 2017 года Счётная палата РД обнародовала результаты проверки деятельности ГАУ, где указывала на заключение договоров аренды без конкурсных процедур, нестыковки в цифрах оказанных услуг и пришедших в кассу сумм, непонятные договоры аренды транспортных средств и пр.
Наименование поставщика |
Заключено договоров |
Сумма по договорам, |
ООО «ЭЛЕКТРОН-ИТ» |
105 |
93 788 005 |
ООО СМК «ЖИЛЬЁ» |
28 |
44 206 636 |
ООО «ОФИС-СЕРВИС» |
48 |
39 421 814 |
ООО «ТСК» |
54 |
36 457 389 |
ООО «СИСТЕМ» |
97 |
31 667 438 |
ООО «ФИРМА АС» |
48 |
19 185 609 |
ТЕМУРКАЕВ НАДИР СОЛТАНАХМЕДОВИЧ |
2 |
15 765 612 |
Таблица на основе данных synapsenet.ru
Также невооружённым глазом было видно, что очень близкие к Хасбулатову юрлица – «ЭлектронИт», «Офиссервис», «ТСК», «Систем» и пр. – выигрывают в госпоставках (см. таблицу). Но претензии к руководителю МФЦ предъявлены не были. Более того, Хасбулатов ушёл на повышение…
Повышение
Хасбулатова можно было бы назвать любимчиком нового главы РД Владимира Васильева. Практически сразу после прихода в Дагестан Васильев назначает Хасбулатова министром экономики и территориального развития РД. Его не смущает ни родство Хасбулатова с только что арестованным Гамидовым, ни результаты проверок Счётной палаты РД, ни доклады силовиков. Он видит в нём исполнительного чиновника, способного под руководством председателя правительства Артёма Здунова проводить экономическую политику, решать вопросы в Москве, привлекать бюджетные инвестиции, работать на местах и пр.
В начале февраля 2018 года Минниханов впервые прибыл в Дагестан с рабочим визитом. Искусить руководителя одного из самых экономически продвинутых регионов страны Владимир Васильев, разумеется, не мог, но удивить президента Татарстана всё же сумел. Минниханов остался весьма впечатлённым после посещения республиканского МФЦ, оценил работу многофункционального центра Дагестана куда как более эффективную, чем даже в Татарстане. Васильев не мог не оценить похвалу из уст коллеги. К тому же в этот день силовики задержали Абдусамада Гамидова и руководителей всего экономического блока кабинета министров. По сути, эти два события определили дальнейшую судьбу Хасбулатова.
Васильев часто вспоминал, что президент Татарстана просил отдать ему Хасбулатова. В этом плане он даже противопоставлял Хасбулатова Здунову. Ведь Васильев неоднократно заявлял, что выменял Здунова у Минниханова на дербентского повара…
Теперь же задержание Османа Хасбулатова выглядит как первый и мощный удар по позициям Владимира Васильева, по основам его кадровой политики, способностям плодить и удерживать экономический менеджмент.
Впрочем, спонтанность этого назначения была заметна сразу. Осман Хасбулатов, откровенно говоря, не тянул на новом посту. Ему крайне не хватало опыта, умения правильно оценить текущую экономическую ситуацию, а самое главное – предлагать эффективные механизмы. Он не успевал за запросами не только федерального министерства экономики, но и республиканского правительства. Более того, курирующие ведомства из центра и сами не пытались сплотить управление над чрезвычайно ослабленной экономикой Дагестана.
Хасбулатову так и не удалось сблизиться с московским менеджментом, к серьёзной практической работе не допускался, по сути, став ретранслятором официальной статистики и цифр1. Понимая это, Хасбулатов, по нашим данным, пытался объяснить руководству республики о нецелесообразности, нерентабельности своего пребывания на посту министра. По другим сведениям, просился обратно в МФЦ, в привычную и посильную для себя среду. Однако Белый дом его не хотел отпускать (Васильев до последнего не хотел признавать поспешность назначения), а правоохранительные органы не желали допускать обратного хода.
А в последние недели практически на глазах у дезориентированного Хасбулатова силовики начали доставать с полок казавшиеся уже забытыми старые папки…
(Продолжение в следующем номере...) ]§[
___________________________________
1 Функцию реального министра экономики взял на себя вицепремьер Гаджимагомед Гусейнов. И вполне может быть, что если вдруг Васильев не найдёт подходящего кадра на ставшее вакантным кресло, Гусейнов сможет приписать к должности «вицепремьер» должность министра. Через чёрточку. Как в своё время Раюдин Юсуфов…
- 56 просмотров