В прошлом номере «ЧК» (№6 от 15.02.2019 г.), в статье «Красная линия границы», мы писали о прошедшем 13 февраля в Махачкале круглом столе, на котором обсуждалось, как в Дагестане проходит процедура согласования границы между нашей республикой и Чечнёй.
Инициатором круглого стола выступила Дагестанская общественная комиссия по проблемам определения (согласования) границы между РД и ЧР, то есть группа общественников и представителей СМИ, пожелавшая разобраться с тем, что происходит с границами, а также призвать власти к открытости в этом вопросе.
В тот день эксперты и представители приграничных дагестанских сёл заявили, что работа властей по столь щепетильному вопросу проходит почти в секретном режиме: общество ничего не знает о том, как проходит этот процесс. Но в то же время общество знает, что вдоль границы между двумя республиками есть спорные участки, которые местное (дагестанское) население считает своими и за которые переживает.
По итогам работы круглого стола было составлено обращение на имя президента РФ Владимира Путина и главы РД Владимира Васильева.
Реакция властей не заставила себя ждать: 15 февраля спикер НС РД Хизри Шихсаидов встретился с участниками круглого стола, рассказал некоторые подробности визита дагестанской делегации в Грозный, прошедшего 5 февраля, а также дал обещание взаимодействовать с общественниками и экспертами в работе над границами…
Почти через неделю, 20 февраля, представители Дагестанской общественной комиссии по проблемам определения (согласования) границы между РД и ЧР, Абдула Алиев, Шахрудин Халидов, Малик Бутаев и Магомед Магомедов, дали пресс-конференцию в газете «Черновик», где подробно рассказали о том, как прошла их встреча с Шихсаидовым и как будет строиться их работа в дальнейшем.
Причину проведения пресс-конференции Магомедов обосновал тем, что в настоящее время, после встречи со спикером НС РД, общественная комиссия находится «в режиме ожидания».
Магомедов подчеркнул, что члены комиссии настроены на конструктивные отношения с НС РД, но в то же время встреча со спикером их ни к чему не обязывает.
«Мы 15 февраля изложили спикеру НС РД своё видение ситуации с границей. В ответ Шихсаидов заявил, что читал наше обращение и, как мы поняли, знает его в деталях, знает, какие проблемные участки вдоль границы существуют, а также обещал, что мы будем работать в составе комиссий по установлению границы. Было получено заверение, что в этих комиссиях будут участвовать эксперты, общественные деятели, представители религиозных организаций, джамаатов (местных жителей)», – рассказал Магомедов. Однако прошла почти неделя после встречи, но никакой информации о том, в каком формате будут взаимодействовать НС РД и общественная комиссия, нет.
Только в ходе встречи со спикером выяснилось, что вопросами границы в Дагестане занимаются две комиссии: парламентская, возглавляемая Шихсаидовым, и правительственная, во главе с вице-премьером – министром по земельным и имущественным отношениям РД Екатериной Толстиковой.
Магомедов процитировал Шихсаидова, что вопрос о работе членов общественной комиссии в составе комиссии правительственной зависит от Васильева и что спикер НС РД внесёт этот вопрос на рассмотрение главы РД, когда тот вернётся из Москвы.
«Мы не хотим допустить того, чтобы наша встреча в НС РД была проведена как бы для отчётности, чтобы власти не смогли отписаться в Москву, что вот «была проведена встреча с общественниками, им были даны разъяснения», и этим закрыть вопрос. По итогам рассмотрения Васильевым этого вопроса будет ясно, сможем ли мы работать в составе правительственной комиссии», – сказал Магомедов.
Шахрудин Халидов напомнил, что в ходе круглого стола, прошедшего 13 февраля, давая юридическую справку того, как должны определяться границы между республиками, он заявил об отсутствии какого-либо юридического документа, в соответствии с которым была бы (юридически) начата работы с границами.
«Только в ходе встречи со спикером НС РД выяснилось, что такой документ, оказывается, есть. Это распоряжение Правительства РД от 21 июня 2018 года за номером 136-р. Этим распоряжением за подписью Председателя Правительства РД Артёма Здунова устанавливается, что министерство по земельным и имущественным отношениям РД должно составить проекты планов-графиков по обеспечению внесения в Единый реестр недвижимости сведений о границах Дагестана и границах муниципальных образований республики», – рассказал Халидов. Этим же документом определён состав правительственной комиссии.
Журналисты – Тамерлан Магомедов, Идрис Юсупов и Ильяс Капиев – спросили о том, кто входит в состав общественной комиссии, почему она была создана, удалось ли прорвать информационную блокаду вокруг вопроса границ, а также как она будет взаимодействовать с парламентской и правительственной комиссиями.
Малик Бутаев ответил на вопрос журналистов о том, как спикер НС РД объясняет то, почему вся деятельность властей по вопросу границ, в том числе по визиту в Грозный 5 февраля, носила полусекретный характер. Как оказалось, изначально власти РД придерживались позиции минимизировать информацию, ожидая, как будут освещаться события по вопросу границ в ЧР, а отсутствие официальной информации от НС РД объяснили тем, что за информирование в этом направлении отвечает соответствующее управление администрации главы республики.
А Алиев отметил, что единственный официальный комментарий того, что происходит с границами, прозвучал именно в рамках работы круглого стола, прошедшего 13 февраля. В тот день на него в неофициальном порядке пришёл спикер НС РД Камил Давдиев и дал разъяснения о том, что делается.
Что касается комиссии, то последовал ответ, что в неё, помимо спикеров пресс-конференции, входит религиозный деятель Надырсултан Абдурахманов. А сама комиссия создана на основе самоорганизации, как реакция на «хаос, происходящий в обществе и соцсетях».
«Отсутствие информации о том, что делается властями, какие эксперты привлекаются, как проходят переговоры с соседями, что происходит в приграничных районах, учитывается ли мнение местного населения, вовлечены ли они в этот процесс, порождало различные слухи, домыслы и провокации. Ни на один из этих вопросов не было ответа ни от официальных органов власти, ни через республиканские СМИ. И, как реакция на это, появилось желание провести экспертизу происходящего события с точки зрения истории, права, картографии…» – сообщил Магомедов.
Алиев дополнил сообщение тем, что ещё до того, как появится дагестанская общественная комиссия, другие общественные организации республики (в частности, «Ас-Патриоты», молодёжные объединения ряда районов) также выступали по вопросу границ. «У всех есть желание работать конструктивно, и было бы хорошо, если бы общественные организации, работающие по вопросу границ, скоординировались», – сказал он. ]§[
- 9 просмотров