Колесо обозрения, которое власти Дагестана хотят возвести в парке им. Ленинского комсомола (ПЛК) Махачкалы, может превратиться в очередной скандал наподобие того, что произошёл в период правления Рамазана Абдулатипова и его желания построить в том же парке здание музея «Россия – моя история».
«Черновик» писал, что 11 марта в мэрии Махачкалы состоялись публичные слушания по вопросу установления на гектаре ПЛК вида разрешённого пользования «Развлечения». По сути, власть и горожане выясняли мнение друг друга относительно того, устанавливать там такой аттракцион как колесо обозрения или нет. В тот день большинство пришедших на слушания горожан высказались против колеса, но… 20 марта мэр Махачкалы Салман Дадаев подписал постановление, которым установил в ПЛК этот разрешённый вид пользования, и в этот же день в парке начались работы по геодезии, инициированные инвестором.
Как оказалось, положение об общественных слушаниях установил, что результаты общественных слушаний носят всего лишь рекомендательный для власти характер, а не обязательный.
Члены движения «Городнаш» тут же собрались в парке, а затем обратились в прокуратуру на организацию, проводившую подготовительные работы в ПЛК. Эти возмущения общественников шли на фоне заявлений премьер-министра РД Артёма Здунова о том, что мнение горожан (о проекте) должно быть, безусловно, учтено. Им же был назван инвестор – ООО «Панорама».
Представитель инвестора – Кирилл Мартынов – обещал, что ни одно дерево при установке колеса не пострадает, а их силами ПЛК будет дополнительно озеленено. Было и другое обещание: при успешной реализации проекта в Махачкале планируется построить подобные объекты в Каспийске и Дербенте.
Мартынов обещал, что проект будет осуществляться целиком из собственных средств и на возведение аттракциона потратят 100 млн рублей. Также было озвучено, что данный проект постановлением главы Махачкалы включён в муниципальную программу «Развитие туристско-рекреационного комплекса в муниципальном образовании городского округа с внутригородским делением «Город Махачкала» на 2019–2021 годы»…
Отметим, что за столь громким названием муниципальной программы ничего не стоит: в нём указано только два проекта, которые реально планируется финансировать – это строительство колеса обозрения (в 2019 году) и яхт-клуба (в 2020–2021 гг.). Остальные пункты вроде «приобретение туристического инвентаря и снаряжения для походов» или «создание скалодрома (сборно-разборный) и обустройство его площадки», как видно, указаны для проформы и никак не финансируются.
«Татарский глаз»
В статье «Колесо оборзения» («ЧК» №10 от 15.03.2019 г.) редакция писала, что первоначальные планы по установке колеса обозрения зародились в Дербенте. В октябре 2017 года тогдашний мэр города Малик Баглиев заявил, что есть некий инвестор, готовый возвести на территории одной из гостиниц Дербента самое большое в Европе колесо обозрения. Называлась даже высота – 150 метров! Это примерно высота 50-этажного здания, или половина Эйфелевой башни.
С учётом того, что в Старом свете лидером в этом вопросе является «Лондонский глаз» высотой 135 м, грандиозность этого проекта должна была поразить воображение. Но этого не произошло, и власти Лондона с облегчением выдохнули…
Дальнейшее развитие событий показало, что от идеи осчастливить дагестанцев колесом обозрения власти республики не отказались: оно будет более скромных размеров (50 м) и в Махачкале. А спонсора под это дело обещал президент Татарстана Рустам Минниханов. Он, прибыв 5 февраля 2018 года в Махачкалу и встретившись с главой РД Владимиром Васильевым, уверенно заявил: «Создать среду для малого и среднего бизнеса – это очень важная задача. С нами приехал предприниматель, который хочет здесь построить колесо обозрения. Конечно, хорошая идея. Но если у него нет гарантий, что он этот земельный участок сможет купить, то ничего не получится…»
Отметим, что в это же время в Набережных Челнах (Татарстан) разворачивался скандал с местным «чёртовым колесом». Как писали татарстанские СМИ, мэр города Наиль Магдеев (его называют ставленником Минниханова) закрывал глаза на то, что некие компании возводят этот аттракцион на не выделенной под эти цели муниципальной земле.
Прокурорская проверка, как пишет издание «Версия в Татарстане», показала, что «разрешение на строительство было получено только спустя полгода после его начала, а само колесо открылось за несколько дней до того, как было подписано разрешение на его ввод в эксплуатацию». (К концу 2018 года татарстанская прокуратура потребовала признать челнинский аттракцион самовольной постройкой и снести, но это уже другая история – «ЧК».)
По всей видимости, подписывая в те дни Соглашение и План мероприятий об экономическом, научно-техническом и торговом сотрудничестве между Дагестаном и Татарстаном, Васильев обещал Минниханову, что хотелки его инвестора будут реализованы, но юридически чище…
Так как видимых шагов по реализации инвестпроекта в 2018 году не последовало, вопрос с колесом выпал из поля зрения общественности, но не властей. 12 ноября в ходе очередного визита президента Татарстана в Дагестан Минниханов и Васильев, как сообщает РИА «Дагестан», «обсудили текущие вопросы развития межрегионального сотрудничества». Они же, возможно, в этот день сверили часы по инвестпроекту.
Отметим, что по состоянию на 28 марта 2019 года была проделана большая работа по подготовке условий для прихода татарстанского инвестиционного капитала в Дагестан. В частности, были подобраны учредители и гендиректор юрлица, который будет реализовывать проект, начав с Махачкалы. Затем, 28 мая 2018 года, это юрлицо было зарегистрировано как ООО «Панорама» (ИНН 1655402859).
Подготавливалась и юридическая база для инвестора. Так, для того, чтобы возводить аттракционы в парковой зоне дагестанской столицы, надо найти подходящий участок земли, принадлежащий Махачкале. Такой участок нашёлся – Парк им. Ленинского комсомола. Затем менять вид разрешённого пользования землёй парка, так как аттракционы можно строить только на землях с видом разрешённого пользования «Развлечения».
Действовавшие по состоянию на начало 2018 года нормативные акты этого сделать не позволяли. Поэтому вопрос был решён по старинке: законы и нормативные акты – это не Коран, поэтому можно и переписать.
28 июня 2018 года Собрание депутатов Махачкалы принимает решение №26-8, которым вносит изменение в решение №9-5, принятое Собранием 26 мая 2016 года. Это решение утверждает правила землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением «Город Махачкала».
Внесённые депутатами изменения, в числе прочих, установили, что для зон озеленённых территорий общего пользования (куда могут относиться скверы, парки и пр.) может устанавливаться вид разрешённого пользования «Развлечения». Казалось бы, вопрос решён и можно объявлять аукцион, где инвестор в ходе честного конкурса купит землю и начнёт свою деятельность.
Но аукцион – штука непредсказуемая, а покупать землю затратно, да и критику вызовет. Что делать? Решили дать землю без всяких конкурсов! Ведь он же инвестор, а Закон РД N94 от 17 ноября 2015 года с длинным названием – «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки предоставляются в аренду юридическим лицам без проведения торгов» – это позволяет.
Точнее, стал позволять, как только депутаты приняли к концу 2018 года к нему поправки.
Эта работа позволила «Панораме» практически сразу обратиться в администрацию Махачкалы (тогда в качестве врио был Мурад Алиев) с заявлением о разрешении провести в парке им. Ленинского комсомола инженерно-геологические и геодезические работы. Обратите внимание на скорость принятия решения: 28 января 2019 года гендиректор ООО «Панорама» Ильнар Фазылов обращается в мэрию за разрешением и… 29 января 2019 года получает его!
Отметим, что тут и администрация, и инвестор могут повторить челнинскую историю, «забегая вперёд паровоза»: на тот момент не было ни публичных слушаний, где обсуждался бы вопрос об изменении вида разрешённого пользования участка парка на «Развлечения», ни постановления главы Махачкалы Салмана Дадаева, которым «Развлечение» в парке разрешается. Нет (во всяком случае, не обнародовано) нормативного акта, устанавливающего, что именно «Панорама» является арендатором большого участка парка и собирается строить на нём колесо обозрения…
Экспансия капитала?
…Можно, конечно, выразить сожаление, что, сверив часы по инвестпроекту, высокие договаривающиеся стороны не сверили их и по инвестору, так как, на взгляд «ЧК», в этом вопросе им явно бы не помешала небольшая консультация СЭБ ФСБ России. На всякий случай.
То, что лица, числящиеся учредителями инвестора – ООО «Панорама», – это прокладка, чтобы скрыть истинных авторов и финансистов идеи, очевидно.
«Панорама» в равных долях принадлежит Тимуру Файзутдинову и Рафилу Заннятову. Их трудовая биография показывает, что они пользуются доверием в кругах, близких к влиятельным татарстанским политическим кланам. В частности, Файзутдинов является соучредителем РОО «Федерация пейнтбола РТ».
Руководит этой федерацией гендиректор «Татспиртпрома» Ирек Минахметов. Он чуть младше Здунова, учился в одном с ним вузе и, может быть, даже посещал его лекции... Почти все соучредители (а их не больше 10) татарстанской федерации пейнтбола – это бывшие или действующие подчинённые Минахметова.
Трудовой путь Рафила Заннятова более любопытен. В СМИ его фамилия приводится в связи со смертью рабочего на стройке в 2016 году. Тогда близкие погибшего утверждали, что к упавшему с высоты рабочему отец Рафила – Рафаэль Заннятов – запретил вызывать скорую. В итоге человек с множественными травмами умер, не дождавшись помощи. Строительными работами тогда занималось ООО «ТСК «Руал»». Рафил Заннятов возглавил это общество в 2017 году в качестве управляющего.
До этого он значился учредителем ООО «Стройтехника». Оно закрылось в 2015 году. И если отслеживать правопреемников «Стройтехники», то можно легко запутаться: оно легко теряется в массе других о-о-ошек, концы которых скрываются в двух офшорах: «Рудивас лимитед» (Сейшельские острова) и «Проэктив мув ЛП» (Великобритания).
В 2017 году издание «Самарское обозрение» в статье «Мигрант Арена» (№42 от 03.07.2017 г.) пришло к выводу, что за множеством фирм, занятых в строительном бизнесе и связанных с офшорами, а также невыплатой штрафов и использованием незаконного труда мигрантов, стоит руководитель ПСО «Казань» Равиль Зиганшин. Он, по данным деловой электронной газеты Татарстана «БИЗНЕС Online», является «титаном строительной отрасли» этой республики.
Вряд ли люди, ворочающие миллиардами, строят «чёртово колесо» в парке Махачкалы только во имя прибыли. Прибыль с колёс может быть интересна только их окружению, но, судя по тому, что о проекте приезжает говорить лично президент Татарстана, Дагестан их республике интересен как точка приложения инвестиций и контроля капиталов.
На эту мысль наталкивает и дальнейшее исследование биографии Заннятова. Так, до 2015 года он возглавлял ООО «Стройтехлогистика». После него фирмой стал руководить Альберт Ярхамов. В октябре 2018 года Ярхамов зарегистрировал в Каспийске ООО «Кавказ инвест», основным видом деятельности которого является строительство жилых и нежилых зданий…
Проблемы…
К сожалению, власть наша, как показывает история с колесом, лжива. Ложь заключается в том, что на проводившихся общественных слушаниях власть устами различных чиновников заявляла, что инвестор ещё не определён, что будет обязательно учтено мнение населения, что будет обратная связь и конструктивное сотрудничество…
Как оказалось, о том, кто будет инвестором, власти знали ещё в прошлом году, вовсю для них готовили соответствующую документацию и базу, поэтому и не собирались прислушиваться к горожанам и, тем более, налаживать с ними обратную связь.
Власть готова контактировать только с теми, кто с ней согласен. Мнение остальных, даже если это большинство, и даже если оно готово быть конструктивным, её не интересует. И это, к сожалению, большая проблема!
Власть не может осознать, что представители «Городнаш» не выступают категорически против того, чтобы в несчастной Махачкале появилось колесо обозрения. Они лишь придерживаются принципа, что всему своё место. В парке должны быть деревья. В маленьком парке, находящемся под угрозой уничтожения, не должно быть аттракционов. Аттракционы нужны как взрослым, так и детям. Их нужно ставить там, где глаз отдыхает, а душа радуется. Что тут непонятного? Как этот простой посыл, доступный ребёнку, объяснить чиновнику?
Есть ещё ряд проблем. Точнее, они скоро у мэрии возникнут. Юридического характера. Так, 25 марта Верховный суд Дагестана отменил упомянутое выше решение Собрания депутатов Махачкалы (№26-8 от 28 июня 2018 г.), которым было внесено изменение в Правила землепользования и застройки города.
Следовательно, в парках, как зонах озеленённых территорий общего пользования, на данный момент не могут быть участки с разрешённым видом пользования «Развлечения». И это решение Верховного суда может лечь в основу отмены постановления мэра Махачкалы №447 от 20 марта 2019 года за подписью Салмана Дадаева. И тогда инвестпроект придётся заморозить…
Видя такие перспективы, зачем, как говорит вице-премьер Гаджимагомед Гусейнов, множить сущности, то есть проблемы? Не лучше ли заранее подумать над тем, где это «чёртово колесо» будет смотреться лучше?
Так, где же строить колесо обозрения? Надо посмотреть, как этот вопрос решается у соседей. К примеру, если мы глянем через море, в казахстанский город Актау, то увидим, что колесо обозрения «Седьмое небо» у них расположено в парковой зоне у моря. Поднявшись на колесе вверх, туристы увидят берег, большой парк и центральную часть города – театры, музеи, административные здания.
Огромное колесо обозрения в Тбилиси местные власти расположили на горе. С него любой турист может увидеть этот город полностью, в том числе, какой он, в отличие от Махачкалы, зелёный. Сам аттракцион благодаря подсветке ночью хорошо видно с других точек грузинской столицы.
Российский опыт расположения «чёртового колеса» тоже указывает на то, что с него лучше показывать красоты, а не какое-то замкнутое и унылое пространство. Так, колесо обозрения, находящееся неподалёку от Сочи, расположено на горе Ахун (пик 701). Туристы могут наблюдать с него прекрасные виды на море и горы.
А аттракцион «Колесо времени», находящееся в Нижнеимеретинской бухте, власти Краснодарского края изначально расположили в прекрасно оборудованном парке аттракционов: большом, зелёном, где нет налепленных друг на друга объектов питания и спорта.
В самой Казани (Татарстан) два колеса обозрения, но находятся они там, откуда можно любоваться видами, то есть у реки Казанка. Так, одна 65-метровая «дура» стоит у аквапарка «Ривьера» и с неё видно реку и прилегающую территорию. Другое колесо, поменьше, находится в парке «Кырлай» и поднимает туристов с таким расчётом, чтобы им были видны красоты парка и реки.
Даже небольшое колесо обозрения в махачкалинском парке «Дружба» по видам, открывающимся на остатки озера «Ак-Гёль», расположено в более удачном месте.
А что же можно будет увидеть с колеса обозрения в парке им. Ленинского комсомола? С одной стороны откроется прекрасный вид на СИЗО №1 Махачкалы. Туристам, восхитившимся видом этого пенитенциарного учреждения, дополнит гамму впечатлений вид с другой стороны, открывающийся на старое русское кладбище.
Остальные красоты Махачкалы не даст разглядеть многоэтажная плотная застройка. Но если вы любитель смотреть в чужие окна в бинокль, то этот аттракцион вам понравится…
Есть ли альтернативное предложение тому, где ставить колесо? Конечно есть! Можно поставить его на горе Тарки-тау, как в Грузии. Тогда оно заставит власти Махачкалы привести местные дороги и подъездные пути к нему в порядок.
Можно, с учётом того, что «Анжи-арена» уже не спортивный, а развлекательный центр, поставить колесо обозрения там. Ну, или в аквапарке, находящемся почти напротив. А что? И место есть, и вид на море открывается. Есть и иные места, между Каспийском и Махачкалой. Всё есть. Есть ли желание у мэрии и Белого дома стать чуть ближе к народу и не бояться учитывать его мнение? ]§[
- 116 просмотров