Опасные воды

Одним из ключевых вопросов пост-праздничной повестки в республике остаётся массовое отравление жителей села Ленинаул Казбековского района. После многочисленных разбирательств и проверок на примере этого чрезвычайного происшествия Глава Дагестана Владимир Васильев даже признал отсутствие в регионе эффективной системы управления. Полетели и первые (не очевидно, что самые виноватые) головы…  Ещё одно «водное» противостояние (пока без пострадавших) происходит и в высокогорном Тляратинском районе, где острым углом стал вопрос денег.

Говоря об отсутствии эффективной системы управления в республике, Владимир Васильев, конечно, не ошибается. Как только информация о массовом отравлении пробилась в общественное поле, её попытались замолчать и даже опровергнуть. Руководство Ленинаула (вероятно, с подачи муниципальных властей) выступило с резким осуждением «разносчиков слухов и небылиц». Однако болезнь протекала независимо от настроения чиновников, и к исходу дня количество отравившихся увеличилось в разы. И только тогда неповоротливая государственная машина развернулась в сторону Казбековской районной больницы, где к тому времени уже лежали по меньшей мере 60 пострадавших, большинство из которых были дети.

Инертную пустоту мгновенно забили проверки и разбирательства. Был спешно разработан и утверждён оперативный план по локализации очага инфекции и создан оперативный штаб под началом первого зампреда Правительства РД Анатолия Карибова. В рамках комплекса противоэпидемиологических мероприятий приступили к очистке и дезинфекции колодцев, дренажных каналов, а также вакцинации детей в возрасте от 3 до 17 лет против острого гепатита А и дизентерии. Причиной инфекции было названо употребление некачественной питьевой воды. 

 

О системе…

 

Уделив большую половину оперативного совещания ситуации в Казбековском районе, Владимир Васильев по обыкновению привязал конкретный инцидент к общей обстановке в республике. По его словам, вспышка кишечной инфекции в Ленинауле – это пример неэффективно выстроенной системы управления в республике.

«Нам уже давно пора было взяться за наведение порядка в вопросах, требующих координации. Так устроена вся система. У нас немало должностных лиц, которые не имеют полномочий по решению всего комплекса задач. Мы обязательно выстроим систему эффективного ответственного управления, но для этого нужно будет понимать, кто за что отвечает», – сказал руководитель субъекта.

С точечной информацией следом выступили министр здравоохранения Дагестана Джамалудин Гаджиибрагимов и руководитель Управления Роспотребнадзора по РД Элеонора Омариева.

По уточнённым данным министра, в период со 2 по 14 января в Ленинауле было зарегистрировано 77 случаев заболевания кишечной инфекцией. В больницу было госпитализировано 22 человека, в том числе 14 детей до 17 лет. При этом наибольшее количество случаев зарегистрировано среди неорганизованного детского населения.

С 11 января по настоящее время, подчеркнул он, новых случаев острой кишечной инфекции не зарегистрировано, и на момент проведения совещания в инфекционном отделении стационарно находились 6 пациентов, из которых 4 – дети.

Омариева докладывала о том, что сразу же после поступления сигнала о произошедшем подача воды в село была приостановлена, а из Хасавюрта был обеспечен подвоз доброкачественной питьевой воды.

Чиновница также рассказала, что на днях была завершена промывка водопроводных сетей и что водоснабжение Ленинаула частично централизовано, в основном вода поступает из реки Акташ без очистки и обеззараживания. По её информации, 24,2% исследованных проб не соответствовало гигиеническим нормативам по бактериологическим показателям. 

Вместе с тем на совещании нашли и главного виновника. И Гаджимагомедов, и Омариева сказали, что о случившемся они проинформировали работников МВД по РД, в то время как о фактах вспышки инфекции экстренно должен был сообщить главврач Казбековской райбольницы.

Министр отметил, что такое положение дел является следствием отсутствия должного реагирования со стороны соответствующих ответственных лиц. И по результатам служебного расследования было принято решение об освобождении от занимаемой должности главврача ЦРБ.

В Хасавюртовский межрайонный СО СУ СК России по РД и в Прокуратуру Казбековского района по факту регистрации случаев групповой заболеваемости ОКИ направлена информация о возбуждении уголовного дела по Ч.1 ст. 236  УК РФ.

Ранее, как сообщал региональный Роспотребнадзор, неоднократно выносились административные штрафы работникам администрации села в связи с фактами нарушения ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

 

Причины – следствие

 

Завершив со следствием, участники встречи перешли к причинам ЧП. 

Васильеву доложили, что четыре года назад в Ленинауле начали строить водовод, но он так и не был запущен. «Как так получилось, что ещё четыре года назад начали строить водопровод с тем, чтобы избежать тех последствий, о которых мы сейчас говорим? Почему этот водопровод до сих пор не работает? Я не хочу давать оценку того, как это произошло, для этого есть компетентные органы. Меня интересует, почему столько лет этот водовод не запускался», – возмутился он. 

На это среагировал министр внутренних дел РД Абдурашид Магомедов. Он сказал, что сейчас по данному факту проводится проверка, её результаты будут представлены руководителю региона.

Гаджимурад Мусаев, глава Казбековского района, нашёлся объяснением, что по федеральной программе «Устойчивое развитие сельских территорий» была проведена работа по внутренней прокладке водопровода в селе Ленинаул, но объект до сих пор не завершён, поскольку технически ещё не готов – на него нет соответствующей экспертизы, система не испытана и не заполнена водой, не проведены контрольно-измерительные работы по выравниванию трубы.  

«Если проводили мероприятия по подготовке системы водоснабжения, то об этом нужно знать, затем нужно проводить контрольную оценку качества воды, которая пошла после промывки, чистки. В случае повторения подобных случаев будут определяться виновные, причины и условия. Если мы избавимся от причин и условий и уберём потенциальных виновных (по незнанию или по халатности), у нас будет меньше происшествий. Как показывает практика, у каждого происшествия есть фамилия, имя и отчество», – ещё раз демонстративно пригрозил Глава республики, добавив, что главная задача сейчас – «такой тяжёлой, дорогой ценой – здоровьем детей, опытом – выйти на систему решения, предупреждения». 

«Мы начинаем выделять средства. Для нас очень важно сейчас объективное расследование, предположение о причинах», – подытожил Васильев.

Нельзя сказать, что для действующего Главы Дагестана инцидент в Ленинауле стал большой неожиданностью. Васильев – уже четвёртый руководитель республики, которого на протяжении последних 11 лет жители Казбековского района просят обратить внимание на давнюю проблему водоснабжения сёл. Весной прошлого года корреспонденты «ЧК» с выездом на место ознакомились с ситуацией и подробно рассказывали о ней в своих материалах.  

Проблемы обеспечения качественной водой населённых пунктов тут стоят ещё с советских времён. За проведение водопровода по-настоящему взялись только в 2007 году. Тогда по временной схеме вода была проведена в сёла Ленинаул и Калининаул, а затем – в Новый Артлух, Новый Данух и Хубар. Рельеф местности, по которой прокладывается водопровод, очень сложный, что значительно затрудняло работы. Как рассказывали местные жители, за несколько лет группа строителей подрядных организаций сделала то, что не могли сделать десятилетиями – вода самотёком потекла в их сёла из реки Акташ, а жители этих сёл вот-вот подумали о водном изобилии.

С момента прокладки первой трубы на строительстве группового водопровода прошло больше десяти лет. Сейчас эти водопроводы почти построены, но не оформлены и не приняты на баланс эксплуатирующей организации. При этом средства на оплату выполненных работ из республиканского бюджета не выделены. Руководство Дагестана на протяжении нескольких лет давало поручения решить вопрос оплаты выполненных работ и завершения оставшихся по прокладке группового водопровода. Вопрос финансирования этих работ до сегодняшнего дня был не решён, и дальнейшие работы приостановлены. В Ленинауле и Калининауле с общей численностью населения свыше 17 тысяч человек вода поступает по водопроводу Алмак – Калининаул – Ленинаул. Для полноценного обеспечения потребностей жителей необходимо проведение масштабных реконструкционных работ на водозаборе, снабжающем указанный водопровод.

В 2017 году было принято решение соз-дать при Правительстве Дагестана независимую комиссию специалистов-оценщиков, которые должны были оценить работы, заключить договор с подрядными организациями и разрешить проблему. Согласно дорожной карте «по вопросам социально-экономического развития с. Калининаул, Ленинаул Казбековского района», до конца 2017 года планировалось принять подводящие водопроводы этих сёл в муниципальную собственность. Однако дорожная карта повисла в воздухе.

 «Этот вопрос надо обновить. Основная работа сделана, главное сейчас – это работы по водозабору, которые желательно завершить до паводка. Самое обидное, что подрядчикам не оплатили ни одной копейки. С тех пор, как мы начали, Васильев – четвёртый глава! И Муху Алиев поддерживал, и Магомедсалам Магомедов поддерживал, и прошлое руководство, но Рамазана Абдулатипова сняли, может, новая власть что-то сделает», – надеялись местные жители.

Член Общественной палаты Дагестана Айтемир Сатираев – один из тех, кто непосредственно пытался, как говорится, добить этот вопрос на уровне правительства. «Эта дорожная карта была с таким трудом добыта, прямо с боем! Ну кто знал, что завтра они исчезнут, и придут новые? Никто – ни администрация села, ни район – не занимается этими вопросами, кроме как подрядчик и рабочие. Проектировщики боялись спускаться сюда, обратно уезжали. Они обеспечивают работу. Одно дело – провести трубу, другое дело – эти подъездные дороги, спуски, работы, где надо с подрядчиками решить вопрос. Людей подключали многообещающими разговорами. Все молчат, потому что не хотят даже за экспертизу деньги давать. Подрядчики давали за экспертизу деньги, а не район и правительство, и эти деньги до сих пор не оплачены», – говорил общественник.

Последний удар был нанесён в начале 2018 года. Вроде бы удалось утрясти все вопросы, однако в феврале арестовали половину членов правительства, а смена коней на переправе в очередной раз оттянуло решение вопроса, тем самым приблизив трагедию…

При строительстве водовода в Тляратинском районе утекли десяти миллионов рублей

 

Кругом вода…

 

Советский суд Махачкалы перенёс назначенное на 17 января рассмотрение дела о хищении бюджетных средств при строительстве водопровода от села Ухада до села Тлярата Тляратинского района. На скамье подсудимых – подрядчик Ахмед Гимбатов, сотрудник технического надзора Марат Агаев, подписавший, по версии обвинения, документ о соответствии объекта строительным нормам, Камиль Магомедов, передававший главе Тляратинского района Магомеду Алиханову и главе администрации МО Магомеду Куратову обналиченные через фирму «Синтез-С» 59,5 млн рублей.

Строительство водопровода протяжённостью 3,42 км и работы по водоотведению Ухада и Тлярата начались в сентябре 2011 года и завершились в январе 2012-го. Уголовное дело возбудили в 2016 году, и изначально в хищении 59,5  млн бюджетных рублей подозревались Алиханов и Куратов. Затем с них сняли обвинения (есть версия, что под давлением экс-главы РД Рамазана Абдулатипова), а уголовное дело возбудили в отношении Ахмеда Гимбатова. Примечательно, что он не имел полномочий распоряжаться бюджетными средствами, а его бригада получила только 760 тысяч рублей из обещанных 5 миллионов рублей.

Адвокат Гимбатова Шахрузат Нурудинова рассказала, что строительные работы велись на средства, вложенные Алихановым и Куратовым с расчётом на их возмещение в 2012–2013 годах после договорённости с Правительством РД. Гимбатову с членами бригады из 8-ми человек Алиханов обещал заплатить 5 млн рублей. Помимо этого, к строительству водопровода привлекли ещё более 10 бригад. После завершения работ в январе 2012 года Гимбатову заплатили 670 тыс. рублей. Полностью расплатиться с ним обещали, когда поступят деньги из республиканского бюджета.

Алиханов и Куратов не отрицают, что расчёт с членами бригады Гимбатова так и не произвели. Но следствие так до конца не выяснило, куда делась вся выделенная сумма из республиканского бюджета. По документам подтверждается, что 59,5 млн рублей были перечислены в администрацию Тляратинского района после того, как в октябре 2012 года был заключён контракт с руководителем ООО «Синтез-С» Хабибом Гаджимагомедовым на строительство уже построенного водопровода.

Защита подсудимого уверена, что компания «Синтез-С» была создана только для обналичивания бюджетных средств, однако Гаджимагомедов остался за рамками дела. По его показаниям, предприятие хозяйственной деятельностью не занимается, техники и штата нет, есть только несколько расчётных счетов в разных банках, через которые  проходили крупные суммы денег.

Участие в торгах ООО «Синтез-С» организовал, как установлено следствием, Идрис Алиев по просьбе Камиля Магомедова, который предоставил в его распоряжение ЭЦП директора и выписку из ЕГРЮЛ компании.

По мере поступления денег Гаджимагомедов снимал их со своих счетов и передавал подсудимому Магомедову. На допросе подсудимый рассказал, что Гимбатов от него получил за работу 90 тыс. рублей, в остальных случаях (более 54 млн руб.) забирались у него молодыми людьми спортивного телосложения, которых к нему отправлял человек, кому эти деньги предназначались. Кто эти парни и кто их отправлял, он не помнит.

По словам адвоката Нурудиновой, на очной ставке с Гимбатовым Алиханов сказал, что из бюджетных средств получил примерно 5–10 млн рублей и 20 млн рублей отдал Куратову на покрытие своих вложений при строительстве водопровода. При этом он не помнит, как к нему попадали эти деньги. Куратов признаёт, что получил из вложенных 20 млн рублей только 10,8 млн. Кроме того, он подтвердил, что Гимбатов не приносил ему деньги, поступившие на строительство водопровода, а также отрицает факт хищения, так как деньги были потрачены на закупку материалов, оплату труда и другие целевые расходы.

После того, как в апреле 2013 года на должность главы Администрации МО был назначен племянник Рамазана Абдулатипова Раджаб Раджабов, деньги в пользу ООО «Синтез-С»  платёжными поручениями на сумму 43 млн руб. перечислялись его распоряжением.

В этом же году Правительство РД приняло решение о разделении финансирования объекта «Водоснабжение с. Тлярата» на два этапа. Первый предусматривал финансирование только водовода стоимостью 59,4 млн рублей, второй – стоимостью 41 млн рублей – предполагал подведение сетей к домам жителей, хотя эти работы завершились ещё в марте 2012 года.

Победителем аукциона второго этапа стало ООО «Строй-Сити», которое возглавляет Серажудин Алиханов – брат Магомеда Алиханова. По показаниям свидетеля, он, будучи начальником ОКСа администрации, подписывал от имени заказчика акты формы КС-2 и КС-3 на сумму 10 млн рублей.

Однако следствие не обратило внимание на этот факт, более того, правоохранительные органы не стали выяснять, куда делись поступившие 41 млн рублей в 2013 году.

Адвокат пояснила, что трижды уголовное дело возвращалось прокурором без утверждения обвинительного заключения, но дело всё-таки дошло до суда. Ахмед Гимбатов обратился на имя прокурора Дагестана Дениса Попова с просьбой дать оценку  обоснованности предъявленного ему обвинения. Шахрузат Нурудинова отметила, что в прокуратуре с конца прошлого года уверяют, что есть постановление об отмене отказа в возбуждении уголовного дела в отношении Алиханова и Куратова, которое направили в СУ СК по РД. ]§[

 

Номер газеты