«Охотники» за намерениями

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине дела совершаются с намерениями, и поистине каждому человеку достанется только то, что он намеревался обрести. Тот, кто переселялся к Аллаху и Его Посланнику, переселился к Аллаху и Посланнику; тот же, кто переселялся ради мирского, которое он хотел получить, или женщины, на которой он хотел жениться, переселился лишь к тому, к чему он переселялся» (Аль-Бухари, Муслим).

Передаётся, что имам Аш-Шафии сказал: «Этот хадис является третью знания». Передаётся, что имам Ахмад сказал: «Ислам основывается на трёх хадисах», – в числе которых назвал и этот.

 

Фикх намерения

 

Человек может быть вознаграждён Всевышним Аллахом за намерение на благое дело, которое он по какой-либо из причин не смог совершить. Однако человек никогда не получит награду за дело, которое он совершил с порочным умыслом.

В шариатском смысле намерение – это «умысел (цель), связанный с действием, совершаемым для приближения к Аллаху». Намерение охватывает два положения:

1. Различение действий и видов поклонения между собой. Намерение предписано шариатом для различения действий, которыми человек приближается к Аллаху, от обычных бытовых дел;

2. Различение объекта поклонения. Аллах говорит (перевод смысла)«Среди вас есть такие, которые желают этот мир, и такие, которые желают Последнюю жизнь» (сура «Семейство Имрана», аят 152).

Этот пункт, в свою очередь, можно разделить на три следующих:

а) когда человек совершает действие искренне ради Всевышнего Аллаха, желая Его довольства и награды. Аллах говорит: «Вы расходуете это только из стремления к Лику Аллаха. Какое бы добро вы ни израсходовали, вам воздастся сполна и с вами не поступят несправедливо» (сура «Корова», аят 272);

б) когда действие в своей основе совершается ради Аллаха, однако приукрашивается для людей или ради чего-либо мирского. Ас-Самарканди говорил: «То, что делается ради Аллаха, – принимается; то, что делается ради людей, – отвергается. Если, например, человек совершает обеденную молитву, стремясь исполнить обязанность, которую на него возложил Всевышний Аллах, но при этом удлиняет и приукрашивает её из-за людей, то сама его молитва принимается Аллахом, однако то, что он добавил из-за людей, – отвергается». Точно так же, если человек оказывает кому-либо материальную помощь, стремясь к довольству и награде Всевышнего Аллаха, однако, к примеру, стесняясь людей, увеличивает своё пожертвование, то в Судный день он не найдёт того, что добавил из-за людей;

в) когда человек совершает действие и ради Аллаха, и ради мирского, а также когда он совершает действие исключительно ради мирского. В обоих этих случаях его дело будет отвергнуто Всевышним Аллахом, на что указывают многочисленные аяты Корана и хадисы Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Аллах говорит (перевод смысла): «Он – Аллах, и нет божества, кроме Него, Властелина, Святого, Пречистого, Оберегающего, Хранителя, Могущественного, Могучего, Гордого. Пречист Аллах и далёк от того, что они приобщают в сотоварищи» (сура «Собрание», аят 23). В хадисе кудси передаётся: «Если кто-либо совершит дело, в котором придаст Мне сотоварищей, то Я не причастен к нему» (Муслим).

Интересно, что наши праведные предшественники считали показухой не только дела, совершаемые ради людей, но и их оставление. Так, Фудейль ибн Ияд говорил: «Оставление дела из-за людей является показухой, совершение же дела ради людей является многобожием». Мусульманин не должен оставлять полезные дела, боясь показухи. Он должен исправлять намерение и действовать. И несмотря на то, что многие из нас, далёкие от истинного знания и богобоязненности, считают искренность своих действий чем-то самим собой разумеющимся, один из самых великих табиинов (последователей сподвижников) Суфьян ас-Саури говорил: «Не было для меня ничего труднее, чем намерение».

 

Намерение и вознаграждение

 

Указав, что каждое целенаправленное действие совершается с определённым умыслом (намерением), Посланник Аллаха (мир ему и благословение) разъяснил, что от этого намерения зависит итог каждого дела: действительность, награда и её величина; недействительность, наказание и его тяжесть. От намерения зависит, будет ли дело принято Всевышним Аллахом, отяжелит ли правую чашу весов деяний человека в Судный день или окажется ничтожным и отвергнутым Господом миров. Абдулла ибн аль-Мубарак говорил: «Маленькое дело посредством намерения становится великим, как посредством намерения большие дела становятся ничтожными».

Человек может совершать действие, которое в основе своей не является поклонением, как, например, есть или спать и получать за это вознаграждение посредством правильного намерения. Когда мусульманин намеревается поесть или поспать, помня о Всевышнем Аллахе, благодаря Его и желая подкрепиться или отдохнуть, чтобы продолжить идти по пути Аллаха, его сон и трапеза становятся поклонением, за которые он получит награду в Судный день.

Передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине ты непременно получишь награду за содержание (своей семьи), если будешь стремиться этим к Лику Аллаха, – даже за кусок еды, который ты кладёшь в рот своей жене» (Аль-Бухари, Муслим). Говоря о куске еды, который мужчина кладёт в рот своей жене, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не говорит о чём-то обязательном или о какой-то важной сунне. Он говорит о ситуации, когда мусульманин развлекается со своей женой. И даже за сближение, удовлетворяя свои страсти, супруги получают награду Всевышнего Аллаха, как получили бы наказание, если бы удовлетворяли их недозволенным образом, как это разъяснил Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).

С другой стороны, человек может совершать действие, которое в основе своей является поклонением Аллаху, и не получать за него ничего. Аяты Корана и хадисы Пророка (мир ему и благословение Аллаха) на эту тему многочисленны. Мы же ограничимся одним из них – хадисом, который не может не тронуть сердце мусульманина, который не может не заставить его беспокоиться.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Первым из людей, кого будут отчитывать в Судный день, будет мужчина, погибший смертью шахида (сражаясь на джихаде). Его приведут и напомнят о милостях, оказанных ему Всевышним Аллахом. Он вспомнит о них, и тогда спросят, как он ими распорядился.(Мужчина) ответит: «Я сражался на твоём пути, пока не стал шахидом». (Всевышний Аллах) скажет: «Ты лжёшь. Ты сражался, чтобы о тебе сказали: «Храбрец», – и это было сказано». После чего его потащат лицом (по земле) и бросят в огонь. Затем (приведут) мужчину, который получал знание, передавал его другим и изучал Коран. Ему напомнят о милостях, оказанных Всевышним Аллахом, он вспомнит о них, и тогда спросят, как он ими распорядился. Он ответит: «Я получал знание, обучал ему других и изучал Твою Книгу, стремясь к Твоему довольству». Всевышний Аллах скажет: «Ты лжёшь. Ты приобретал знание, чтобы о тебе сказали: «Учёный», ты читал Коран, чтобы о тебе сказали: «Чтец», – и это было сказано». После чего его потащат лицом (по земле) и бросят в огонь. Затем (приведут) мужчину, которому Аллах дал большое состояние, все виды имущества и благ. Ему напомнят о милостях (оказанных Всевышним Аллахом), он вспомнит о них, и тогда спросят, как он ими распорядился. (Мужчина) ответит: «Я не оставил ни одного способа потратить имущество на Твоём пути». (Всевышний Аллах) скажет: «Ты лжёшь. Ты делал это, чтобы о тебе сказали: «Щедрый», – и это было сказано». После чего его потащат лицом по земле и бросят в огонь» (Муслим).

Эти люди совершали огромные дела, которые стали ничтожными по причине их намерений. Они променяли вечную жизнь в джаннат аль-фирдаус на слова людей. Слова, которые обречены быть забытыми. И если намерение может быть порочным даже в таких великих делах, что говорить о нашей повседневной жизни?

 

Заключение

 

Многие из тех, кто старается ради этого мира, усердствуют гораздо больше нас – мусульман, старающихся ради вечной жизни. Наши праведные предшественники достойно прошли свой путь и навеки вписали свои имена в историю. Каждый день, в каждой молитве, читая суру «Аль-Фатиха», мы просим Всевышнего Аллаха вести нас по их пути. Сегодня по воле Аллаха у нас есть то, чего уже нет у них, – жизнь. У нас также есть то, чего у них не было никогда: университеты, кафедры, ноутбуки, записывающие устройства, типографии, электричество и многое другое. У нас нет только одного – искренности и желания заслужить довольство Аллаха, которое было у наших праведных предшественников. Юсуф ар-Рази сказал: «Самая редкая вещь в этом мире – это искренность». Это слова, сказанные много веков назад. Что же говорить о нашем времени.

Если мы посмотрим на деяния наших праведных предшественников, то увидим, что наш разум не способен понять, как они их совершали. Это была барака (благословение), которую Аллах ниспослал им за искренность перед Ним. Пусть Всевышний Аллах сделает нас похожими на них в искренности, прогрессивными в нашей реальной жизни, использующими по достоинству все те возможности, которые у нас сегодня есть. ]§[

Номер газеты