Новая реальность старого бюджета

Сессия НС РД, прошедшая 20 декабря, была не только последней в этом году, но и совпавшей сразу с двумя праздничными датами: Днём работника органов безопасности России и большой пресс-конференцией Путина. Пресс-конференция Путина, конечно же, не официальный праздник, но на дагестанское чиновничество оказывает колоссальное влияние.

Учитывая этот информационный фактор, спикер НС РД Хизри Шихсаидов, начиная заседание парламента, попросил депутатов учесть, что после перерыва в работе собрания сессия продолжит работу только тогда, когда президент России устанет отвечать на вопросы журналистов и завершит пресс-конференцию.

В ответ прозвучало стахановское предложение успеть проработать все вопросы до 12:00. Шихсаидов движением бровей отмёл эту инициативу…

Довольно искренним из его уст было поздравление руководства и всего личного состава УФСБ РФ по Республике Дагестан с Днём работника органов безопасности России.

«Они принципиально исполняют свой служебный долг. Многое делают для защиты и безопасности государства, проявляя при этом мужество и героизм. От их работы во многом зависит спокойствие и благополучие граждан нашей республики. Позвольте в этот праздничный день выразить всем работникам органов безопасности слова благодарности за их честную службу и профессионализм», – сказал Шихсаидов, обращаясь к залу, значительно опустевшему не без помощи тех, кого благодарил спикер.

 

Теневая сторона

 

О теневой экономике любит поговорить глава Дагестана Владимир Васильев. Возможно, поэтому, в силу общих интересов, о ней говорил в ходе выступлений представителей фракций коммунист Мурзадин Авезов. Он привёл данные, согласно которым в республике зарегистрированы 42,5 тыс. индивидуальных предпринимателей, численность работающих малых предпринимателей достигает 135 тысяч человек, количество работников средних и крупных предприятий, работников бюджетной сферы составляет 300 тысяч человек, а количество экономически активного населения – 1,3 млн человек.

Коммунист однозначно приходит к выводу, что в теневой экономике находится 66% населения Дагестана. Авезов такие предпочтения бизнеса связывает с тем, что он развивается «не благодаря, а вопреки». Бизнес (средний и малый) жалуется на многочисленные проверки различных госорганов и общественных организаций, ограничение доступа к земельным и имущественным ресурсам, нежелание банков работать с малым бизнесом, предоставлять ему дешёвые и долгосрочные заёмные средства.

«Приобретение оборудования, аренда помещений, основных средств требует серьёзного стартового капитала…  Банки предпочитают работать с крупным бизнесом, поэтому предоставляют малому бизнесу только краткосрочные кредиты… Малое предпринимательство испытывает нехватку знаний и квалификации…» – перечислял насущные проблемы депутат.

В то же время он указывал на проблемы бизнеса и с другой стороны: органы власти не всегда должным образом ведут учёт представителей малого бизнеса, как следствие этого, совершенно разные цифры об их количестве у органов статистики, налоговиков, местного самоуправления. Депутат призывает власть снизить давление на бизнес, так как «малый бизнес, в макроэкономическом смысле, решает проблему не столько пополнения бюджета и выплаты налогов, сколько обеспечения занятости населения». Авезов уверен, что для Дагестана, как дотационного и трудоизбыточного субъекта страны, важнее заниматься занятостью населения, нежели искать фискальный эффект от малого и среднего бизнеса. В условиях, когда налоговая нагрузка растёт, а доходы населения стабильно низки, малому бизнесу всё трудней и трудней. Выход: там, где возможно, снижать налоговую нагрузку.

«Налог – это компромисс власти и бизнеса. Такая практика приведёт к значительному росту налоговой задолженности субъектов малого бизнеса, населения, с неясными перспективами изыскания задолженности. Какой смысл поднимать налог, если собрать его будет невозможно?» – напоминает коммунист депутатам капиталистические истины.

Впоследствии, к концу первой части сессии НС РД, Васильев (об этом ниже) хоть и не прямо, но ответил Мурзадину Авезову, показав, что у него совсем другая точка зрения на фискальную политику и, соответственно, практика…

Депутат от «Справедливой России» Марат Алияров был стабилен в лоббировании интересов строительной отрасли. Он напомнил депутатам, что в реестре Министерства строительства и ЖКХ РД находится 305 обманутых дольщиков: 278 – в Махачкале, остальные – в Дербенте. Но, по словам депутата, это только официальные данные, а неофициальные – охватывают тысячи дагестанцев, оставшихся без денег и без жилья.

«Принятый Госдумой закон, направленный на защиту прав дольщиков при банкротстве строительных компаний, к сожалению, наша республика не может применить, в силу своей дотационности», – заявил Алияров. В ходе сессии он наверняка с удивлением узнает, что дотационность (выделение федеральным центром дотаций и пр. средств) – это уже не негативное явление, а, наоборот, показатель доверия Кремля к региональной экономике.

Решение проблемы депутат предлагает не возлагать на федеральный центр, а решать её самим. Выход, уверяет Алияров, в государственно-частном партнёрстве, где государство даёт бесплатно и без торгов землю застройщику, а тот, в свою очередь, берёт на себя обязательство завершить строительство объектов незавершённого строительства и исполнить обязательства перед дольщиками.

Он сослался на пп. 3 и 3.1 п. 2 ст. 36.9 статьи Земельного кодекса РФ, позволяющие это сделать, а затем предложил коллегам внести в действующий дагестанский закон – «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки предоставляются в аренду юридическим лицам без проведения торгов» – поправки, наделяющие главу республики правом выделять землю для решения указанной им проблемы. Чтобы у депутатов и представителей исполнительной власти не было сомнений в возможности такого решения, Алияров сообщил, что подобный механизм работает в Калмыкии и Алтайском крае.

 

Выступление вице-спикера НС РД, представителя «Единой России» Елены Ельниковой, было посвящено низкой заработной плате работниц детсадов. Депутаты проводили мониторинг зарплаты работниц детсадов, а также выезды на места.

«Практика показала, что в дошкольных образовательных организациях зарплата воспитателей и старших воспитателей колеблется от 10 до 12 тысяч рублей. Это не соответствует никаким требованиям… Ситуация в муниципалитетах разнится. В городах зарплата меньше, потому что нет доплат, как в сельских районах», – рассказывает депутат. Она уверена, что зарплата как в сёлах, так и в городах должна быть приведена в соответствии с требованиями майских указов президента. Ельникова рассказывает, что депутаты и правительство выработали целый пакет предложений по исправлению ситуации. Основное предложение: повышение базовой части должностного оклада воспитателя до уровня МРОТ, а в последующем, когда это будет позволять бюджет РД, увеличивать фонд стимулирующей части зарплаты, исчисляемой от МРОТ. В принципе, выплата стимулирующей части заработной платы – это то, что вызывает критику и обращения в адрес органов власти с просьбой разобраться с её «несправедливым начислением». Депутат попросила соответствующие органы взять вопрос исчисления стимулирующей части зарплаты в детсадах и школах под особый контроль.

Новое правительство предлагает по-новому относиться к дотациям: чем больше трансферты, тем лучше

 

Конкуренция за ресурс

 

Затем депутаты приступили к принятию законов. Желание рассмотреть все законы до начала пресс-конференции, чтобы потом не возвращаться в зал, висело в воздухе. Поэтому дело спорилось: депутаты и министры выходили к трибуне, докладывали законопроект, он без вопросов и обсуждения принимался единогласно. Отдельные депутаты голосовали аж двумя руками, нажимая на кнопки за своих отсутствующих коллег. К примеру, Лейла Керимова и Марина Котенко чуть ли не конкурировали за право нажать кнопочку…

Депутаты приняли и республиканский бюджет на 2018 год. Рассмотрев бюджет во втором и окончательном чтении, депутаты приняли его единогласно. Депутат Сейфуллах Исаков рассказал, что после первого чтения проекта бюджета было предложено в него внести семь поправок, а также более двух десятков предложений от депутатов, желавших пробить финансирование тех или иных объектов в городах и районах.

По словам Исакова, как это было изложено в пояснительной записке к законопроекту, объём доходов бюджета 2019 года определён в 121 342 751,1 тыс. рублей, расходы будут составлять 120 885 798,4 тыс. рублей. Соответственно, профицит равен 456 952,7 тыс. рублей. До того как федеральный центр уточнит свою финансовую помощь Дагестану, доходная часть бюджета РД составляла 106 786 897,2 тыс рублей.

«Общий объём федеральной помощи республике на 2019 год составляет 94 млрд 739 млн 016 тыс. рублей. Это на 19 млрд 439 млн 175 тысяч рублей больше, чем в бюджете 2018 года», – без эмоций обозначил дотационность Дагестана Исаков.

Он перечислил направления, финансирование которых увеличилось: Республиканская инвестиционная программа, фонд оплаты труда бюджетников (не всех), дорожный фонд и пр. направления.

С особой гордостью (чувствовалось по интонации) Исаков заявил об увеличении резервного фонда РД от 640 млн до 902,3 млн рублей.

«Эти изменения положительно повлияют на социально-экономическое положение республики», – уверенно заявил депутат, но предупредил, в частности, что правительству будет необходимо вернуться в следующем году к вопросу увеличения финансирования лекарственного обеспечения граждан.

Доклад Исакова дополнил первый вице-премьер Гаджимагомед Гусейнов. Он доложил, что правительством в бюджет были внесены поправки, объём которых составляет 14,9 млрд рублей.

Он же обозначил перелом в понимании финансирования республики. То, что раньше называлось дотациями и чего, в принципе, призывали стыдиться как московские чиновники, так и СМИ, теперь называется по-иному. Говоря о том, что федеральные трансферты (дотации) в размере примерно 14 млрд рублей направлены в бюджет РД для реализации нацпроектов, вице-премьер сказал, что Дагестан в лидерах по этому показателю.

«Правительство Дагестана ранее декларировало, что одна из наших целей – конкуренция за ресурс, который мы будем получать из федерального бюджета. Эта задача выполнена, так как по этому показателю мы в лидерах», – заявил Гусейнов.

Средства Республиканской адресной инвестиционной программы увеличены в четыре раза (от 1,7 млрд до 6,8 млрд рублей) и будут направлены на строительство 175 объектов. В их числе 28 школ, 22 детсада, 4 больницы и один блок МРТ, 102 км газовых сетей, три спортобъекта, 245 км ветки водопровода, два объекта очистных сооружений, административное здание, бурение 9 скважин.

В целом на национальную экономику потратят 15 млрд рублей, на ЖКХ – 4,6 млрд рублей, образование – 4,4 млрд рублей, здравоохранение – 8,3 млрд рублей, а на индексацию на 9,2% фонда оплаты труда работников социальной сферы, учителей, воспитателей и медработников – 2,4 млрд рублей.

«Проект бюджета сбалансирован, консолидирован не только в финансовой части, но и в части нашей совместной работы с депутатами НС РД», – загадочно произнёс Гусейнов.

Бюджет ТФОМС Дагестана, несмотря на то что в этой сфере идут серьёзные изменения, грозящие кризисами, депутаты также приняли без единого вопроса.

 

Васильевская прополка

 

Единственный вопрос в ходе всей сессии был задан вице-спикером Махмудом Махмудовым. Вопрос у вице-спикера появился тогда, когда председатель ИК РД Магомед Дибиров доложил, какие поправки будут вноситься в Закон РД «О референдуме в РД»: полномочия членов комиссии, возможность пересмотра перечня и границ участков референдума, тонкости в использовании в агитации высказываний тех или иных лиц, а также возможность участия в референдуме не по месту жительства, а по месту нахождения.

Махмудов, памятуя, как на минувших выборах президента РФ возможность голосовать не по месту жительства, а по месту нахождения привела де-факто к узаконению «каруселей» и голосованию одних и тех же лиц на различных УИК, спросил у Дибирова, гарантирует ли тот, что человек не сможет голосовать или участвовать в референдуме на нескольких участках. Дибиров невозмутимо ответил, что анализ ЦИК показал на практике выборов президента России, что таких случаев не было…

Перед тем как уйти на перерыв Шихсаидов предложил Васильеву произвести награждение отмеченных ранее главой РД депутатов. Васильев не отказался, хотя состав награждаемых был… оригинальным. Там и друг Шихсаидова, и пара экс-муниципалов, отрешённых от должности в период Рамазана Абдулатипова под соусом борьбы с коррупцией. В общем, иронизировать было над чем.

Васильев на этом не остановился, а решил высказаться.

Выйдя на трибуну, Васильев поблагодарил депутатов за содействие, сказал, что выступать ему всегда волнительно, так как он был в роли депутата 15 лет. Передав депутатам слова приветствия от председателя Госдумы Вячеслава Володина, с которым он часто видится, Васильев сказал: «В прошлом году, когда здесь по итогам года отчитывался тогдашний премьер-министр Гамидов, Хизри Шихсаидов задал хороший вопрос про теневую экономику. И вы же тогда (депутаты) привели хороший пример про автозаправочные станции. Сегодня наша экономика стала в меньшей степени теневой. Спасибо коллегам из ФСБ, и вместе с ними другим правоохранительным органам…

Ими была проведена такая, я бы сказал, прополка правового поля, которое парламент нашей республики, России постоянно культивировал. Ведь возникает вопрос: почему же, когда есть хорошие законы, благодаря которым ряд субъектов страны достигает результаты, превосходящие наши кратно, при той же численности и при меньших ресурсах… Поэтому мы начали с простого: противодействия коррупции, хозяйственным преступлениям, контролю за эффективным использованием финансовых средств. Я понимаю, как непросто многим из тех, кто в этом зале, вижу ваши глаза, чувствую это. Очень непросто жить в новых условиях… Я постараюсь сделать так, чтобы это было не так тяжело… Мы начали с того, что собрали весь бизнес: заправщиков, строителей, тех, кто производил или пока ещё производит кирпич… Мы дали им год на то, чтобы они вернулись в правовое поле. И это касается не только их, а многих отраслей. У нас сложилась ситуация, когда деньги из бюджета уходили в интересах частных групп… Сегодня в этом зале я много смотрел и слушал. И пришёл к убеждению, что у нас всё получится! Поверьте, уже скоро вы все будете жить в другом Дагестане…

У нас достаточно много АЗС. Мы с их владельцами встретились, поговорили. У нас новый руководитель налоговой службы. Теперь у нас на АЗС 700 новых рабочих мест! А дополнительно у нас появилось 14 тысяч рабочих мест! Вы знаете, это немалый бизнес. Это те, кто вышел из тени. Представляете, какой ресурс!.. Раньше мы за них платили как за неработающих. Представляете, какие деньги уходили на это? Какая неэффективная система! Несколько АЗС увеличили свои поступления в бюджет в два-пять раз! Подумайте!.. Ставропольский край получает налогов в четыре раза больше, чем мы. Но налоговых операций осуществляет меньше… И правы представители партий, когда говорят, что мы уже прошли стадию «мы говорим». Мы на стадии «делаем». Только наведение порядка нам дало тот эффект, который мы сегодня видим. И это дало её один эффект: у федерального центра, общественного мнения, видя, как мы всерьёз занимаемся борьбой с коррупцией, появилось доверие! Вы заметили, что мы благодаря этому больше стали получать трансфертов, больше средств из федерального бюджета! Почему так? Потому что мы заслужили доверие!.. Что нам предстоит сделать, в двух словах… Нам сейчас предстоит, так как есть поручение президента страны лично председателю правительства России и генпрокурору… такое, чтобы было, я не припомню… навести порядок в энергетике. Мы недопустимо расточительно используем энергию. Посмотрите на эти футбольные поля, накрытые целлофаном, куда подведён газ (имеются в виду примитивные теплицы «ЧК»)… Сейчас-то это стало предметом уголовного расследования… Но можно говорить уверенно: значительная часть разворовывалась! И мы дадим ответ на вопрос, откуда у людей, которые всегда платили за газ, появлялись долги в 300 тысяч рублей. И знаете, что примечательно? Те заправщики, что заплатили в 2–5 раз больше налогов, говорят так: «А теперь сделайте так, чтобы заплатили налоги и другие АЗС!» И мы сделаем это!.. И ещё. Мы сделаем так, чтобы было качественное топливо на заправках. Мы предупреждали: придут сети. Мы их просто опекать будем!.. У нас тут был специалист, который пытался остановить процесс поступления налогов, которые люди делали добровольно. И ему уже никто не завидует… Такое будет неукоснительно пресекаться! Потому что есть за что!

Мы с вами добились следующего: люди видят, что делает власть. Люди это поддерживают!»

Призвав депутатов и других представителей власти работать по-умному, Васильев завершил свою речь. В свою очередь, Хизри Шихсаидов в кратком выступлении заявил, что если Москва доверяет Васильеву, значит, доверяет всему Дагестану…

Окончив работу сессии, депутаты и Владимир Васильев пошли слушать пресс-конференцию президента России. И уже из Москвы они услышали просьбу сотрудника ГТРК «Дагестан» Елены Еськиной взять на личный контроль дело об убийстве сотрудниками силовых структур братьев Гасангусейна и Наби Гасангусейновых. Путин обещал это сделать. Сам отец убитых сыновей – Муртазали Гасангусейнов – в этот день с 9 утра стоял под дождём на площади Махачкалы в одиночном пикете в надежде на то, что власть обратит внимание на эту проблему, а государство будет искать убийц… ]§[

 

Номер газеты