Формируй или властвуй!..

16 октября в Дербент в окружении свиты из дагестанской фракции депутатов Госдумы прилетел магнат Сулейман Керимов. Его вертолёт приземлился прямо у здания администрации города, и он, встречаемый руководством Дербента, вошёл в здание…

Разговоры о том, что в Дербенте скоро сменится власть и место экс-начальника республиканского Наркоконтроля Энрика Муслимова, возглавившего город относительно недавно, займёт Хизри Абакаров, человек Сулеймана Керимова, в этот день подтвердились.

Керимов твёрдо обещал, что в город пойдут инвестиции, что в уже этом году он получит налоговые отчисления от его доходов, причём большие, чем весь бюджет Дербента, а со следующего года – раз в пять больше.

Рассказав о том, что Дербент должен поэтапно решать проблемы, Керимов убеждал присутствующих «отцов города», что только один Хизри Абакаров, несмотря на то что тот постоянно учится, с ситуацией не справится. Ему будет нужна поддержка и их, и населения…

В принципе, приход Керимова в Дербент (обещанные инвестиции в город) характеризует политику нынешних властей: понятное желание быстрыми темпами привлекать в Дагестан инвесторов, согласных вкладываться, но на определённых условиях: их финансы, идущие в бюджеты муниципалитетов и республики, должны быть в надёжных руках – в тех, которые реально потратят на нужды республики, будут развивать бизнес и прочее, а не допустят их утекания в чьи-то бездонные карманы. В большом бизнесе миллиардеры не любят чувствовать себя «лохами»…

 

Кадровая пауза…

 

Пока Дербент и остальные муниципалитеты Дагестана разбираются со своей властью, в правительстве потихоньку происходят перемены. Правда, они затрагивают должности заместителей министров и советников премьер-министра республики.

Отметим, что с момента утверждения Народным собранием Дагестана Артёма Здунова в качестве премьер-министра РД, а также подписания Владимиром Васильевым соответствующего указа прошло больше трёх недель. (Здунов был утверждён в должности 25 сентября 2018 года.) Теперь армия чиновников, а также вся политизированная дагестанская общественность ждёт двух шагов: объявления персонального состава правительства республики, а также программы работы кабинета Здунова на период его полномочий. Если с программой правительства, в принципе, всё понятно: ранее Здунов (в феврале этого года) уже объявлял о своих приоритетах, а Васильев, уже после второго утверждения премьер-министра в должности, подтвердил, что данная программа не успела устареть, то в вопросе персоналий – кто конкретно будет тем или иным министром – полная неясность. А эта неясность, словно дамоклов меч, сильно нервирует как нынешний кабмин (нет гарантий, что завтра, несмотря на трудовые подвиги, не попросят с вещами на выход), так и бизнес-среду. Бизнес, сильно завязанный на административно-регламентных процедурах власти, вынужден или уходить из экономики республики, или замораживать свою активность, ожидая, что и ему, как Керимову, будут даны преференции и карт-бланш…

Владимир Васильев, несмотря на большой выбор, сделал кадровую паузу...

Согласно ст. 86 Конституции РД Здунов был обязан не позднее чем в недельный срок после назначения представить главе республики предложения о структуре органов исполнительной власти Дагестана. Он же вносит на рассмотрение Васильева (п. 4 ст. 89 Конституции РД) предложения о составе Правительства РД и внесении в него изменений.

Формально, судя по мелкой новостишке на сайте РИА «Дагестан», это было сделано, так как информагентство сообщило, что структура нового правительства была представлена. Однако широкая общественность так и не увидела ни соответствующего указа главы РД, утверждающего эту структуру, ни хотя бы краткого описания того, как она будет выглядеть. Представление Здуновым (если оно в действительности было) новой структуры руководителю республики прошло, как не трудно догадаться, при полном отсутствии даже государственной прессы…

Видно, что Васильев в вопросе формирования правительства, утверждения конкретных персон на должности вице-премьеров и министров взял паузу. Его, если верить источникам «ЧК» в органах власти, не будет в республике до 26 октября, а Конституция Дагестана Васильева в этом вопросе не торопит. Статья 78 Основного дагестанского закона среди прочих полномочий указывает, что Васильев назначает на должность и освобождает от должности руководителей органов исполнительной власти РД (в том числе может назначить Государственного секретаря РД), утверждает структуру республиканских органов исполнительной власти, проводит кадровую политику, но… не устанавливает сроки, когда глава республики должен будет это сделать. Такой пробел в праве позволяет руководителю Дагестана сказать себе «я подумаю об этом завтра», откладывая или затягивая тот или иной важный, но сложный, требующий консультаций и полной уверенности кадровый вопрос.

Наверное, актуальным здесь было бы вновь вернуться к вопросу о латентном, но неминуемом, конфликте взглядов команды Васильева и команды Здунова на то, каким должно быть правительство. Отчасти лоббирование Здуновым своих кадров на руководящие должности в правительстве (должности первых и простых вице-премьеров) проявилось 11 октября. В этот день появилась новость, в которой говорилось, что вице-премьером, курирующим такие направления, как деятельность Минпромэнерго, Государственной инспекции труда, Министерства строительства и ЖКХ РД, а также Комитета по архитектуре и градостроительству РД, может стать Владимир Лемешко. Источники «Черновика» уверяли, что он (на 11 октября) находится в Москве и ждёт, пока указ о его назначении будет подписан. Причём в качестве персоны, должной утвердить эту кандидатуру, почему-то называли фамилию Здунова, а не Васильева. Другой источник – хорошо знакомый с Лемешко экс-глава администрации Твери Валерий Павлов – подтвердил эту информацию тверскому медиаресурсу tverigrad.ru.

Лемешко руководил ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» в 2011–2014-х гг., а с 31 октября 2016 до февраля 2017 года он возглавлял дагестанский филиал «Газпром межрегионгаз Пятигорск», а также совмещал должности исполнительного директора двух газораспределительных организаций республики: «Газпром газораспределение Дагестан» и «Газпром газораспределение Махачкала».

Больше информации, открывающей хоть какие-то контуры нового правительства, в публичном пространстве не появилось.

 

Инициатива снизу

 

Однако кадровая пауза, видимо, настолько сильно затянулась, что Здунов, действуя в рамках своих премьерских полномочий (ст. 11 Закона РД «О Правительстве РД»), решил формировать тот уровень власти, который прямо зависит от него. Это не только назначение на должности заместителей министров, которых в совокупности около полсотни! Но и, согласно п. 7 ст. 88 Конституции РД, руководителей «иных органов власти РД». Под эту категорию подпадает пять комитетов и восемь ведомств: две службы, два агентства, две инспекции, а также одно полпредство Дагестана в Москве и Управление по переселению лакского населения… А также множество всякого рода руководителей подчинённых министерствам и ведомствам организаций.

Распределение административной власти между Васильевым и Здуновым, прописанное в дагестанском законодательстве, показывает, что глава РД может поставить своего министра, а вот премьер-министр РД будет определять, как и с какой именно командой будет работать конкретно взятый министр. Правительство распределяет функции между органами исполнительной власти, утверждает положения о министерствах и ведомствах, структуру их аппаратов, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и финансирование их содержания.

16 октября стало известно, что Артём Здунов освободил от занимаемой должности замминистра экономики и территориального развития Дагестана Сакинат Каллаеву. Её, как гласит распоряжение премьер-министра, уволили с государственной гражданской службы в связи с выходом на пенсию. Каллаева долгое время работала в системе Министерства труда и социального развития РД. Она, до перехода в 2013 году в Минэкономики, почти семь лет проработала первым замом Минтрудсоцразвития. До прихода в министерство её карьера была также связана с занятостью населения: она возглавляла Управление Федеральной государственной службы занятости населения по РД, а также Управление Государственной службы занятости населения РД.

В 2013 году, при Абдулатипове, она перешла в Минэкономики. Как говорили, в связи возникающим конфликтом интересов, так как прослеживались родственные связи с руководством министерства. Но есть версия, что Минтруд таким образом пытались очистить от сильного влияния  тогдашнего его руководителя Исмаила Эфендиева. Нынешний уход Каллаевой, по данным «ЧК», не связан с кадровыми чистками: она не сработалась со своим непосредственным руководителем – Османом Хасбулатовым.

Следующий, кто был отстранён от должности замминистра – это Шагмир Бахарчиев, занимавший должность заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия РД с 2013 года. Уход Бахарчиева можно рассматривать как избавление власти от людей экс-главы РД Рамазана Абдулатипова. В трудовой биографии уже экс-замминистра значится, что он был первым секретарём РК ВЛКСМ Тляратинского района (1985–1991 годы), был до 2001 года в руководстве фермерских общественных организаций, а затем работал главным государственным тренером РД по волейболу (являясь мастером спора по вольной борьбе). В 2005 году он был помощником нынешнего руководителя Комитета по лесному хозяйству РД Алибега Гаджиева (в те годы он возглавлял ГУ «Дагсельлес», а затем  ГУ «Республиканские леса»), а с 2007 года стал начальником управления охраны животного мира и водных биоресурсов Министерства природных ресурсов и экологии РД.

В числе освобождённых (как говорят источники «ЧК») в добровольно-принудительном порядке значится замминистра по делам молодёжи РД Соня Магомедова. Она не только самый молодой чиновник в дагестанском правительстве, но и самый последний из тех, кто был назначен на свою должность в эпоху Абдулатипова. Её назначение, произошедшее в августе 2017 года, было скандальным. Вызывало удивление, как 23-летняя девушка, проработавшая до этого восемь месяцев в Управлении по внутренней политике АГП в качестве специалиста I разряда, смогла занять такой серьёзный пост. Как говорили источники «ЧК», карьерный лифт ей был открыт не без помощи брата Абдулатипова – депутата НС РД, ныне арестованного за участие в ОПГ, Раджаба Абдулатипова. По данным «ЧК», тогдашний министр всех молодых – Арсен Гаджиев – не пожелал мириться с таким положением вещей и написал заявление об уходе. В знак протеста. Но Рамазан Абдулатипов тогда убедил его остаться…

Но претензии к Магомедовой всё равно оставались. В частности, у прокуратуры, выяснившей, что должность, которую занимает Магомедова, не соответствует установленным законом требованиям: у неё нет стажа гражданской или государственной службы (6 лет) или стажа работы по специальности (7 лет). Её общий трудовой стаж (исключая учёбу в вузе) не превышает двух лет (см. «Грядёт оптимизация власти…», «ЧК» №44 от 10 ноября 2017 года). Но Магомедова не унывает. После новостей об её увольнении она распространила информацию о том, что скоро будет работать в МИД России. Правда, не уточнила, приглашают ли её туда на работу или же она только озвучила свои желания…

Отметим, что в ближайшее время может быть освобождён от занимаемой должности (если не заручится поддержкой Васильева или Здунова) руководитель Агентства по охране культурного наследия РД Заур Кахриманов. 12 октября Следственное управление СК России по Дагестану сообщило, что возбудило уголовное дело в отношении начальника отдела архитектуры и градостроительства Дербента Абулферза Ахмедханова. Его следствие подозревает в превышении должностных полномочий при выдаче разрешений на строительство домов в рамках федеральной целевой программы «Ветхое жильё» в охранной зоне культурного наследия ЮНЕСКО. Аналогичное уголовное дело возбудили и на Кахриманова. Если последнему удастся убедить руководство РД, что претензии силовиков – это формальность и серьёзных оснований за собой не имеют, то он сможет сохранить свои позиции в нынешней конструкции власти…

 

Утверждай и закрепляйся…

 

Здунов на этой неделе не только увольнял, но и принимал на работу. В качестве первого зама министра по земельным и имущественным отношениям республики он утвердил Агарагима Кагиргаджиева. Заместителем в этом же министерстве он назначил Хабиба Джанаева. А советником, чьё назначение также произошло на этой неделе, был приглашён, по традиции, перспективный кадр из Татарстана – Ленар Сабиров.

Эти назначения сами по себе, наверное, мало что скажут, если не вдаваться в ряд биографических подробностей кандидатов. Они свидетельствуют не только о том, что во власть идут участники кадрового конкурса «Мой Дагестан», как в случае с Кагиргаджиевым, но и представители серьёзного бизнеса, завязанного на Башкортостане, Татарстане и Дагестане.

Уроженец Махачкалы Агарагим Кагиргаджиев окончил философский факультет СПБГУ (кафедра политологии), а затем долгое время проживал в Уфе. Возможно, что управленческий опыт, полученный им в Башкортостане, а также подвязки в различных бизнес-кругах той республики помогут ему укрепиться в Дагестане (привлекая для решения тех или иных рабочих вопросов специалистов извне). Помимо этого, он, уже как человек Здунова, в ближайшем будущем может быть одним из тех, кто в потенциале сможет помочь в формировании команды уже в Башкортостане. Но это в том случае, если «кремлёвскому практиканту» доверят республику…

Артём Здунов опирается на надёжные татарстанские кадры и диктует правила игры

Более интересен дагестанскому обывателю новый замминистра Хабиб Джанаев. Он имеет много регалий, в числе которых работа заместителем гендиректора ООО «Новотэк». Об этой организации «ЧК» писал в публикации «Любимый покупатель» (№41 от 16 октября 2015 года). Редакция указывала тогда, что «Новотэк» – один из явных лидеров в аукционах на строительство, реконструкцию, поставку и пр. Эту популярность «ЧК» объяснял тем, что ООО аффилировано с гендиректором ОАО «ЧиркейГЭСстрой» Мухудином Мухудиновым. «Новотэк» – это бывшее ООО СУ «Каспий» (до 2012 года). По данным Статрегистра на февраль 2012 года, его учредителями являлись Хаиров Шамиль Хаирович (доля участия – 30%) и Юсупов Насибгаджи Юсупович (доля участия – 70%).

Последний владеет 100% нынешнего «Новотэк». При этом отец Шамиля Хаирова Хаиров Хаир Гаджиевич является одним из учредителей ООО КБ «Кредитинвест» наряду с братом гендиректора «ЧиркейГЭСстрой» Магомедгази Мухудиновым.

«Новотэк» выступал субподрядчиком ОАО «ЧиркейГЭСстрой» при строительстве нового морского пункта пропуска в Махачкалинском торговом порту. Магомедгази Мухудинов был руководителем ГКУ РД «Дирекция государственного заказчика-застройщика», а двоюродный брат Мухудинова Муса владел 50% ООО «ЭКО М» (бывший ООО «Каспий-инвест», аффилированный с сыном экс-главы РД Абдулатипом Абдулатиповым). По словам источника «ЧК», ранее начальником отдела экономического анализа в Минимуществе РД была назначена Диана Абдурахманова, работавшая начальником операционного зала ООО КБ «Кредитинвестбанк». Она тоже является победителем конкурса «Мой Дагестан»…

Назначение советником Ленара Сабирова, по сути, завершает картину замены одних бизнес-интересов другими. Отличник учёбы (серебряная медаль в школе, красный диплом в вузе, успехи в работе), автор научных статей по организации медицины, а также профилактики стрессов у сотрудников полиции, принимавших участие в горячих точках, Сабиров не только майор внутренней службы и уже экс-руководитель медсанчасти МВД по Республике Татарстан. Он тоже в какой-то мере представитель бизнес-интересов Татарстана. Через ряд родственников он тесно связан с холдинговой компанией «Ак-Барс» и экс-владельцем «Татспиртпрома». Кстати, это Сабирова роднит и с другим советником Здунова – Булатом Хайрутдиновым… ]§[

Номер газеты