Снова заговорили о реформе административно-территориальных границ России. Снова, потому что о такой же реформе говорили ровно год назад и в целом эту тему навязывают обществу периодически. Как будто проверяют реакцию.
Реакция всегда одна и та же: реформу много обсуждают, но, кажется, до сих пор никто не пытался её осмыслить и тем более посмотреть, как зародилась идея переустройства большой многонациональной страны, и почему хотят поменять административное деление России, которое, по сути, не менялось последние 100 лет и, значит, является оптимальной формой существования российской государственности.
По завету Андропова
Сегодняшний выпуск «Коммерсанта» вышел с новостью, что Министерство экономического развития России предлагает разделить страну на 14 макрорегионов. Согласно проекту «Стратегии пространственного развития» вместо 80 регионов появятся Уральский и Волго-Уральский макрорегионы, а также Центральный, Центрально-Черноземный, Северо-Западный, Волжско-Камский, Северный и Южный, плюс Байкальский и Енисейский.
Мысль обнулить нынешее административно-территориальное деление и заменить его на деление по экономическому характеру далеко не нова, как думается на первый взгляд. Если разобраться в сути её и раскопать первоисточники реформы, то неизменно упираешься в начало 1980-х годов. Именно тогда она была задумана и отложена до нужных времён в архив. Так получилось, что нужные времена наступили четыре десятилетия спустя. История сделала круг и вернулась к исходной точке.
Нынешний проект реформы макрорегионов — непереработанная задумка председателя КГБ СССР Юрия Андропова, порученная им к разработке своему помощнику по экономике Аркадию Вольскому и академику Евгению Велихову.
Андропов ещё в 1983 году решил ликвидировать в СССР национальные образования (присутствие нацрегионов — главная причина подтолкнувшая генерального секретаря к реформе) и объединить регионы в макрорегионы (штаты) сугубо экономические территории, связанные между собой нитями рынка. Наследники Андропова во главе с президентом России Владимирым Путиным пытаются реализовать задумку своего патрона спустя почти 40 лет.
В 2002 году президент Российского союза промышленников и предпринимателей Аркадий Вольский рассказывал о своих встречах с Андроповым (Вольский тогда был помощником генерального секретаря ЦК КПСС по экономическим вопросам).
Вольский спустя годы рассказывал, что Андропов прямо поставил задачу перекроить карту страны „по типу Штатов“
«Вызывает меня однажды Юрий Владимирович и говорит: „У нас слишком много субъектов СССР. Давайте сведём их все в 15–16 экономических регионов и сделаем их, как штаты в США. Ведь разделение по национальному признаку не характерно ни одной стране мира, кроме нашей! Так что вы продумайте и начертите мне карту этих регионов!“
После смерти Вольского в 2006 году „Коммерсант“ снова напечатал его рассказ, и слова Андропова в изложении бывшего помощника зазвучали подробнее: „Давайте кончать с национальным делением страны. Представьте соображения об организации в Советском Союзе штатов на основе численности населения, производственной целесообразности, и чтобы образующая нация была погашена. Нарисуйте новую карту СССР“.
Над проектом Вольский сначала работал один, а затем вместе с академиком Евгением Велиховым. Было подготовлено 15 вариантов нового административного деления СССР, где количество макрорегионов Союза колебалось от 29 до 41. То есть на Россию, как самую большую республику СССР приходилось примерно 15–20 макрорегионов, примерно столько же, сколько предлагает Минэкономразвития сегодня.
Реформа была разработана, но осталась в архиве, потому что Андропов быстро заболел и в 1984 году умер, а пришедшие ему на смену Черненко и Горбачев об идее своего предшественника даже не вспоминали. Первый — из-за тяжёлой болезни был почти нетрудоспособен и скоро умер сам, второй — быстро спустил страну в кризис.
Вольский спустя годы рассказывал, что Андропов прямо поставил задачу перекроить карту страны „по типу Штатов“, что он хотел, чтобы новые административные единицы были „как штаты в США“ и в окончательном варианте эти новые административные единицы прямо называл „штатами“ и „мечтал о межрегиональных рынках“.
Нынешний проект Минэкономразвития практически калька с реформы Андропова. Сегодняшние реформаторы тоже полагают, что занимаются „раскрытием социально-экономического потенциала территорий“ за счёт экономической специализации регионов.
По их задумке, укрупнение позволит обеспечить лучшие условия для межрегионального взаимодействия, обеспечивающие связанность территорий и выход к международным рынкам или транспортным коридорам Запад-Восток, Север-Юг.
Андропов был готов предоставить новым Штатам СССР большую экономическую самостоятельность. Минэкономразвития также заявляет о существенном развитии экономической самостоятельности регионов с перекладыванием остатков их политических активов в руки федеральному центру. А главный политический актив у регионов — это национальное деление страны.
При Андропове идея разрабатывалась также коллективом новосибирских экономистов во главе с Александром Григорьевичем Гранбергом. Идея, — объяснял он позднее, — состояла не в том <…>, чтобы расширить экономические права и ответственность региональных звеньев, сделать их экономическими субъектами», т. е. наделить их в области экономики определенными правами».
Поиски путей решения этой проблемы привели к мысли о необходимости предоставить регионам экономическую самостоятельность, чтобы они могли рассчитывать не на средства из союзного бюджета, а на результаты своей экономической деятельности. То, о чём мечтает правительство Путина последние 10 лет.
История идёт по кругу
Ровно год назад, в сентябре 2017 года, Владимир Путин поручил правительству разработать новые межбюджетные отношения центра и регионов.
Газета «Коммерсант» тогда сообщала, что проблема распределения полномочий между Москвой и субъектами, уперлась в деньги.
Причёсывание регионов под одну гребёнку привёло к тому, что спустя 18 лет от начала путинского правления регионы находятся в полной экономической зависимости от федерального центра. Москва сейчас почти вручную управляет всеми процессами в субъектах — эти гири явно не по силам управленческой элите и сильно мешают нормальной жизни страны. В экономике это выражается в том, что регионы берут у центра кредиты и не могут их отдавать, берут новые и снова не могут отдать.
Межбюджетные отношения в настоящее время — ключевой вопрос региональной политики. Решить вопрос можно только
увеличением самостоятельности регионов. Но как это сделать, не нарушая выстроенной вертикали власти? Как пойти на увеличение самостоятельности регионов, учитывая, что последние 20 лет эту самостоятельность давили изо всех сил?
Выход найден простой — надо превратить регионы в фантомы регионов, которые, по сути, будут продолжением Администрации Президента России на местах. Как говорится, та же фигня только вид сбоку.
Почти вся верхушка КГБ СССР и воспитанники комитета госбезопасности были экономическими детерминистами, отрицающими роль этнического фактора в жизни больших людских сообществ. В этом смысле они очень близки к либералам, с которыми всегда держались в одной связке, лишь иногда расходясь по второстепенным вопросам.
Путин и его окружение — выходцы из КГБ — без всякого сомнения исповедуют систему ценностей Юрия Андропова и продолжают его реформы, вернее, следуют логике его реформ.
Ян Гордеев
Источник: https://tatpolit.com/politiya/moskva-predlagaet-razdelity-stranu-na.html
- 94 просмотра