События, произошедшие на этой неделе на информационном поле страны – якобы задержание брата эксглавы республики и депутата НС РД Раджаба Абдулатипова – не только взбудоражили Дагестан, но и (так совпало) выразились в кадровых изменениях в блоке республиканской власти, ответственной за информационную политику.
Брат за брата
Первая информация о задержании сотрудниками ФСБ Раджаба Абдулатипова (депутата НС РД, брата экс-главы Дагестана Рамазана Абдулатипова) в аэропорту «Шереметьево» и препровождении его для допроса в Главное управление Следственного комитета России, если верить многочисленным СМИ, пришла в ночь с 18 на 19 июня из Instagram, и только потом, подхваченная федеральными агентствами, ушла в широкие массы.
Наша редакция не может ни подтвердить, ни опровергнуть это утверждение, так как о задержании депутата «Черновик» узнал, впервые прочитав (19 июня, примерно в 9:40) в издании, аффилированном с Министерством информатизации, связи и массовых коммуникаций РД (Минпечати РД). Причём если федеральные СМИ говорили, что Абдулатипова подозревают в каком-то «тяжком преступлении», то минпечатовский ресурс прямо указывал, что, согласно соцсетям, ссылающимся, в свою очередь, на правоохранительные органы, депутата НС РД подозревают в убийстве директора совхоза им. Ш. Алиева Наримана Алиева и его супруги, произошедшем в 2007 году.
Спустя примерно два часа о задержании Раджаба Абдулатипова при попытке покинуть страну (точкой прибытия называлась Словения) сообщил уже «Интерфакс», а за ним (со ссылкой на агентство) и другие издания: «Коммерсантъ», РБК, «Лайф» и пр.
Ещё через два часа на фоне молчания СК России и ФСБ, никак не комментировавших появившуюся информацию, появились опровержения. Экс-глава Дагестана Рамазан Абдулатипов, отвечая в эфире радио «Комсомольская правда» на вопросы журналиста Александра Гамова, заявил, что разговоры о задержании его брата – это провокация.
«В моём роду никогда за тысячу лет не было, нет и не будет людей с подобными способностями на преступление и так далее. Не было никогда в моём роду!» – сказал экс-руководитель республики. Там же он добавил, что Раджаб Абдулатипов и он сам находятся в Горном Алтае (Республика Алтай). На вопрос журналиста, что они там делают, последовал ответ: «Мы здесь в горах, потому что в Дагестане видишь, какая обстановка? Поэтому решили освоить другие горы. В Дагестане создана такая ситуация, что туда ехать не очень приятно…»
Рамазан Абдулатипов, говоря, кто может стоять за распространением этих слухов, заявил, что ему мстят «эти бандиты, все эти воры», «негодяи, которые сами приобщены к этим (убийство четы Алиевых – «ЧК») преступлениям», которых он в своё время убирал (вероятно, с должностей).
Давая интервью уже следующим информагентствам, Абдулатипов выдавал всё новые подробности. В частности, он активней развивал версию о том, что за этой информационной атакой стоят некие обиженные люди, которые когда-то были смещены им с должностей, а также мстящие ему за то, что он наводил порядок в республике. Что касается нахождения в Горном Алтае, то, по словам экс-руководителя Дагестана, там он и Раджаб Абдулатипов находятся уже несколько дней, а привела их туда жажда исследований: «Мы здесь уже несколько дней, изучаем среду обитания горцев, отдыхаем и так далее».
В эфир вышел и сам ньюсмейкер – Раджаб Абдулатипов. Он уверенным голосом, а где-то и смеясь, предположил, что распространение этой «очередной утки» – это «желание всяких подлецов» испортить ему настроение, попортить нервы. Депутат сам, без наводящего вопроса Гамова, заявил, что не имеет никакого отношения к убийству Алиевых, лично их не знал, но испытывал к ним уважение.
«Я что, бандит? Я что, какой-то уголовник? Это же, я же говорю, из пальца высосано, чтобы там чего-то… обратить внимание, поэтому это ничего общего к нам совершенно не имеет. У нас в семье нет таких людей», – уверенно заявил Раджаб Абдулатипов.
Тем не менее ряд СМИ, несмотря на, казалось бы, исчерпывающие объяснения братьев Абдулатиповых, выразили сомнение, что какого-либо инцидента с силовиками у дагестанского депутата не было. Основание предполагать подобное имеется, так как «Интерфакс» – его отделение «Интерфакс-Юг» – известно своими хорошими контактами с силовиками – Росгвардией, МВД и пр.
Издание «Лайф», к примеру, заявляет, что сразу несколько их источников в спецслужбах подтвердили задержание Раджаба Абдулатипова, но только в начале июня этого года, когда он собирался вылететь в Словению. Но из-за депутатского статуса, которым обладает Раджаб Абдулатипов, утверждает «Лайф», его сотрудникам ФСБ пришлось отпустить, так как «задержать и отправить его под следствие можно только после того как Народное собрание Дагестана лишит его статуса неприкосновенности».
В то же время «Коммерсантъ» приводит данные (со ссылкой на свои источники), что задержание Раджаба Абдулатипова может быть связано с задержанием экс-начальника ОРЧ СБ МВД по РД Магомеда Хизриева. А также резюмирует, что СК России никак не комментирует появившуюся информацию.
Отметим, что отсутствие комментариев правоохранительных органов однозначно трактуется медиасредой как подтверждение того или иного события. В данном случае, когда СК России после обращения к ним журналистов не даёт отрицательного или положительного ответа, медиасреда всегда приходит к выводу, что… заявленный факт подтверждается, а ведомство Бастрыкина в силу каких-то причин не желает этого объявлять.
В качестве версии, объясняющей, почему, несмотря на усилия чекистов, Раджаб Абдулатипов (если его задержание на самом деле имело место) сумел, а сам СКР воздерживается от объяснений, может быть то, что руководителем ГУ СК России с марта 2017 года является экс-руководитель СУ СКР по Республике Дагестан Эдуард Кабурнеев.
Он, как помнит читатель «Черновика», отличался особым отношением к Рамазану Абдулатипову в деле политической зачистки Дагестана периода 2013–2017 годов. В частности, возбуждение с подачи тогдашнего главы республики уголовных дел на главу Дербентского района Курбана Курбанова, экс-мэра Дербента Имама Яралиева и других. Поэтому, если на чью-то поддержку в ГУ СКР и может рассчитывать семья экс-главы республики, так это на его.
Видно, что в этой истории с якобы задержанием Раджаба Абдулатипова много вопросов, ответы на которые силовые структуры не дают вовсе. Поэтому мы можем предположить, что братья, в силу имеющихся к ним претензий со стороны правоохранительных органов, де-факто невыездные. И может даже, самого Рамазана Абдулатипова постигла судьба первого президента Польши Войцеха Ярузельского, находившегося в своё время (1940–1943 гг.) в ссылке в Горном Алтае…
Информационные перекосы
Информационные волны, накрывшие с головой братьев Абдулатиповых, совпали с активностью населения республики. Практически каждый день в ленте новостей проходили сообщения о том, что кто-то вышел на площадь или где-то проходят митинги и собрания людей.
Ситуацию прокомментировал 19 июня врио главы РД Владимир Васильев. Он, выступая в рамках семинара-совещания с сотрудниками пресс-служб органов республиканской власти и местного самоуправления, заявил, что фейковые новости могут сыграть опасную роль, поэтому важно, чтобы распространяемая информация соответствовала действительности.
Примером фейковой новости Васильев назвал произошедшие события в Сергокалинском районе, где пара сотен местных жителей вышли на акцию протеста, возмущаясь тем, что земли их совхоза им. Калинина были незаконно (на их взгляд) проданы третьим лицам (подробней о этом на 3, 21 стр. – «ЧК»).
По мнению врио, сообщения в Интернет с места митинга, которые рассказывают, как местные жители прорывают оцепление Росгвардии, чтобы достучаться до руководства района, являются домыслами и дезинформацией.
«Ряд СМИ и аккаунтов в соцсетях размещали провокационные видеокадры, кратно преувеличивали численность митинговавших, транслировали одностороннюю точку зрения. В результате было сформировано неверное общественное мнение о происходящих событиях. Жители Сергокалинского района и республики в целом должны были получить информацию о реальном положении дел, а не верить слухам», – считает он. Васильев уверен, что если журналистами информация подаётся объективно, то можно решить любую задачу, правда, судя по куцему сообщению со встречи, о критериях объективности не сообщил…
По данным «ЧК», на семинаре-совещании сотрудникам пресс-служб и медиаменеджерам был презентован продукт компании «Медиалогия» – «Инцидент», который будет помогать оперативно реагировать на негатив, появляющийся в социальных сетях, синхронизировать ответы различных ответственных за оперативный ответ сил. Сначала обкатка этого продукта пройдёт на республиканском уровне, а затем его спустят в муниципалитеты…
На следующий день (так совпало) были обнародованы указы, согласно которым в блоке, ответственном за информационную политику и работу с общественным мнением, произошли кадровые перемены.
Так, в отставку с должности начальника управления по информационной политике АГП РД ушла Тамара Чинённая. Медиаменеджер, пришедшая в Дагестан вместе с Рамазаном Абдулатиповым, занимала различные должности в структурах власти, ответственных за медиа, а затем утвердилась в должности указанного управления. Её на этой должности сменил, согласно указу Васильева, Зубайру Зубайруев. Он возглавлял аналог данного управления в период властвования Магомедсалама Магомедова, а до последнего времени занимал различные должности в Минпечати РД и в АГП.
Доносить голос Васильева до широких масс пока некому, так как от должности руководителя пресс-службы АГП был освобождён и Азнаур Аджиев. Новое руководство решило его переместить руководителем Дагестанского исторического парка-музея «Россия – моя история. Город Махачкала».
Представляя нового директора коллективу музея, руководитель Администрации Главы и Правительства РД Владимир Иванов рассказал о том, почему это потребовалось.
«Почему у нас сейчас такая проблема возникла? Были выделены средства, перечислены определённым компаниям, а по факту ни зарплат, ни кондиционеров здесь нет. Я сожалею, что на открытии этого музея стоял рядом с этими людьми. Они уверяли, что всё в порядке. А потом, при проверке прокуратуры выяснился совершенно уникальный факт: если бы проверяющие органы вовремя не остановили всё это, то музей и гостиничный комплекс, который строится рядом, могли перейти в частные руки. Документы для этого уже были оформлены, но не успели получить юридического подтверждения. Зачем этому музею нужен гостиничный комплекс? Да, идеи благие... А документы готовились для воровства региональной собственности. По представлению прокурора было аннулировано решение экс-премьер-министра Абдусамада Гамидова, и Артём Здунов вернул объект в ранг региональной собственности», – цитирует Иванова газета «Махачкалинские известия». По их данным, в ближайшее время музей из ведения Минстроя РД перейдёт в ведение Минкультуры РД. Известно, что по первоначальному проекту в этом здании, помимо экспонатов, планировалось разместить и само Министерство культуры РД.
Отметим, что бывший руководитель музея Махти Рамазанов является фигурантом уголовного дела, и ещё 8 мая он был задержан сотрудниками МВД Дагестана. Ему следователи МВД инкриминируют мошенничество в особо крупном размере или совершённое организованной группой (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Материалы для следствия собирали сотрудники дагестанского УБЭиПК и ГУ ЭПиПК МВД России.
Директор музея проходит по делу о хищении из бюджета около 38 млн рублей, выделенных на строительство исторического парка «Россия – моя история» в Махачкале. Среди подозреваемых – числящийся в розыске бывший министр строительства, архитектуры и ЖКХ республики Ибрагим Казибеков, а также его сын и сноха. В схеме по выводу бюджетных средств было задействовано предприятие, аффилированное с бывшим главным архитектором дагестанской столицы Магомедрасулом Гитиновым.
Возбуждение уголовного дела стало логическим завершением проверки, проведённой прокуратурой Дагестана. Сотрудники надзорного ведомства изучили законность использования бюджетных средств, выделенных в 2017–2018 годах на реализацию проекта исторического парка «Россия – моя история. Город Махачкала», и обнаружили крупное хищение.
Как выяснилось, в январе 2017 года Ибрагим Казибеков в отсутствие проектно-сметной документации заключил соглашение о предоставлении субсидии на работы по созданию исторического парка с дагестанским некоммерческим фондом «Россия – моя история. Город Махачкала», заместителем руководителя которого была жена его сына.
Позднее руководитель фонда Махти Рамазанов заключил договор подряда на строительство исторического парка с ООО «Атриум», фактическим владельцем которого был сын министра.
Через аффилированное с Магомедрасулом Гитиновым «Архитектурное бюро Гитинова М. А.» чиновник подготовил проектно-сметную документацию для строительства здания исторического парка, при этом на расчётный счёт «Атриума» было перечислено 124,9 млн рублей. Реальная стоимость работ по наладке систем отопления и кондиционирования составляла 86,9 млн рублей; 37,9 млн рублей, по данным следствия, участники сделки похитили.
Как заявляют в МВД по РД, Рамазанов находится под стражей… ]§[
- 15 просмотров