Рамадан – месяц обязательного поста – закончился. Однако, помимо обязательного, в исламе поощряется и добровольный пост. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Все свои дела сын Адама совершает для самого себя, кроме поста, совершаемого ради Меня, и Я воздам ему за него». Он также сказал: «Кто соблюдал пост один день на пути Аллаха – Аллах отдалит его лик от Огня на семьдесят лет» (Аль-Бухари; Муслим).
Каждый обязательный вид поклонения имеет в шариате и желательную форму. Это касается и поста. Посредством желательного поклонения мусульманин исправляет упущения и недостатки обязательного.
Добровольный пост можно соблюдать в любые дни, кроме дней праздников. Также нельзя выделять постом именно пятницу. Однако для добровольного поста шариатом отведены определённые дни, поститься в которые предпочтительнее, чем в другие. В этой статье мы перечислим предпочтительные для поста дни в течение года.
Пост в дни, связанные с годовым циклом
1. Пост в день Арафа (его не должны держать паломники). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пост в день Арафа служит искуплением (грехов) прошлого и будущего года» (Муслим).
2. Первые десять дней месяца Зу-ль-хиджа. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В какие бы дни ни совершались праведные дела, больше всего Аллах любит (совершение их) в эти дни…» (первые десять дней месяца Зу-ль-хиджа) (Аль-Бухари).
3. Девятый, десятый (день Ашура) и одиннадцатый дни месяца Мухаррам. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сам соблюдал пост в день Ашура и повелевал делать это всем остальным (Аль-Бухари; Муслим).
4. Шесть любых дней месяца Шавваль, кроме дня праздника. В месяце Шавваль желательно поститься шесть дней подряд. Также желательно, чтобы это были дни, которые идут сразу после праздника. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пост человека, который соблюдает его во время Рамадана, добавляя к нему шесть дней в Шаввале, подобен непрерывному посту» (Муслим).
Дополнительные вопросы касательно поста в месяце Шавваль (который наступил сразу после Рамадана) будут рассмотрены в конце статьи.
Пост в дни, связанные с месячным циклом
Желательно поститься по три дня каждый месяц. Это могут быть любые три дня. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Соблюдение поста по три дня ежемесячно подобно постоянному посту» (Аль-Бухари; Муслим).
Однако желательно, чтобы это были «белые дни»: тринадцатый, четырнадцатый и пятнадцатый каждого лунного месяца. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если захочешь поститься по три дня в месяц, то постись в тринадцатый, четырнадцатый и пятнадцатый его дни» (Ат-Тирмизи).
Пост в дни, связанные с недельным циклом
Это понедельник и четверг. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Дела людей представляются Аллаху в понедельник и в четверг, и я хочу, чтобы мои дела представлялись в то время, когда я соблюдаю пост» (Ат-Тирмизи).
Другие дни
Также желательным является пост в четырёх «запретных месяцах»: зу-ль-каъда, зу-ль-хиджа, мухаррам и раджаб, а также в месяц шаъбан. Наиболее предпочтительным для поста из перечисленных месяцев является мухаррам, затем остальные запретные месяцы, затем – шаъбан.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «После Рамадана лучшим для поста является месяц Аллаха – мухаррам, а наилучшей молитвой после обязательного является ночная молитва» (Муслим). Также передаётся, что «обычно он соблюдал пост в течение всего шаъбана, за исключением малой его части» (Аль-Бухари; Муслим).
Самым лучшим постом является пост пророка Дауда (мир ему), который соблюдается через день. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Самым любимым постом для Аллаха является пост Дауда, постился же он через день» (Аль-Бухари; Муслим).
Что касается запрета на выделение для поста именно пятницы, то по этому поводу передаётся следующий хадис. Однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) пришёл к Джувайрийи бинт аль-Харис в пятницу, когда она постилась, и спросил её: «Постилась ли ты вчера?» Она сказала: «Нет». Он спросил: «Намереваешься ли ты поститься завтра?» Она сказала: «Нет» (после чего), он велел: «Тогда прекращай пост» (Аль-Бухари).
Вопросы о посте в месяце Шавваль
1. В какие именно дни его следует соблюдать?
В постановлении Постоянного комитета по фатвам Саудовской Аравии говорится: «Нет необходимости в том, чтобы начать соблюдать пост на следующий день после праздника разговения. Можно приступить к его соблюдению через день или через несколько дней после праздника. Кто хочет, можете соблюдать в Шаввале эти шесть дней поста подряд один за другим, а кто хочет, соблюдает их с перерывами между днями поста, как человеку будет удобнее. В этом деле каждый свободен выбирать, как ему поступать. И этот шестидневный пост не является обязательным, а только желательным».
2. Можно ли соблюдать шестидневный пост Шавваля, прежде чем будут восстановлены посты, пропущенные в Рамадане?
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто исполнит соблюдение поста в Рамадане, а затем вслед за ним станет также поститься шесть дней Шавваля, тому будет засчитано непрерывное соблюдение поста».
Основываясь на данном хадисе, некоторые учёные посчитали, что прежде чем приступать к желательному посту в шесть дней месяца Шавваль, необходимо восполнить посты, пропущенные в Рамадан.
Так, например, согласно данному мнению учёных, женщина, на которой лежит обязанность восстановить пропущенные в Рамадане посты, не может быть признана исполнившей соблюдение поста в Рамадане, и она не сможет обрести предусмотренную за соблюдение шестидневного поста награду, пока не освободится от долговых постов.
Согласно другому мнению учёных, это не является обязательным, и человек может поститься шесть дней Шавваля и до того, как восполнит посты Рамадана, пропущенные по уважительной причине. Посты, пропущенные в Рамадан по уважительной причине, можно восполнять до наступления следующего месяца Рамадан, и такая практика передаётся от сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Что касается хадиса, приведённого выше, то на него учёные ответили, сказав, что если человек пропустит определённое количество дней поста в Рамадан по уважительной причине, он всё равно будет считаться постившимся в Рамадан, поэтому для него нет препятствий поститься шесть дней Шавваля. А Аллах знает обо всём лучше.
3. Правильно ли будет, если соблюдать шесть дней поста Шавваля по понедельникам и четвергам, чтобы заодно получить отдельную награду, предусмотренную за пост по понедельникам и четвергам?
Да, никаких препятствий в этом нет. Тем самым человеку запишется награда как за соблюдение шестидневного поста в Шаввале, так и за соблюдение поста по понедельникам и четвергам.
Шейх Ибн Усеймин сказал: «Если эти шесть дней поста будут соблюдаться по понедельникам и четвергам, то будут достигнуты две отдельные награды, если имелось намерение приобрести награду за соблюдение шестидневного поста, и отдельно награду за пост по понедельникам и четвергам, в соответствии со словами Пророка (мир ему и благословение Аллаха) “Воистину, дела оцениваются по намерениям, и воистину, каждый получит то, что он намеревался обрести”».
4. Каково достоинство поста в месяц Шавваль?
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто станет соблюдать пост шесть дней после дня разговения, тому будет засчитан целый год поста, поскольку совершивший благое дело получит воздаяние в десятикратном размере».
В другой версии хадиса говорится: «…Аллах увеличит благодеяние в десятикратном размере. Так, один месяц поста в Рамадане будет засчитан за десять месяцев, а ещё шесть дней поста в Шаввале будут засчитаны как два месяца, и тем самым получится, что человек постился целый год».
Также одним из важных достоинств шестидневного поста в Шаввале является то, что он восполняет упущения, допущенные при соблюдении обязательного поста в Рамадане. Постящийся не бывает чистым от нерадения и проступков, которые умаляют его пост, а в день Суда из дополнительных постов будет взято то, чем покроются недостатки обязательных, так как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Первое деяние, за которое будут отчитаны люди в День Суда, – это молитва. Наш Господь – велик Он и всемогущ! – скажет Своим ангелам, хотя Ему будет известно лучше, чем им: “Взгляните на молитву Моего раба, была ли она полноценной или же недостаточной?” Если она окажется полноценной, то будет записана как полноценная, а если в ней будет какой-либо изъян, то Аллах скажет: “Посмотрите, нет ли у Моего раба дополнительных молитв!” Если у него будут дополнительные молитвы, то Он скажет: “Восполните Моему рабу недостатки его обязательной молитвы из его дополнительных молитв!” Затем все дела будут разбираться таким же образом» (Абу Дауд).
Пусть Аллах примет наши благие дела и простит грехи. Амин. ]§[
- 19787 просмотров