Системный откат

Программа переселения из аварийного жилья, наделавшая немало шума в Дагестане, пожинает свои плоды. Её реализация официально завершилась в декабре 2017 года с третьей попытки. Середина 2018 года: люди до сих пор не заселены в построенные дома. Впереди новая программа, которая стартует в 2019 году, и попадёт ли туда Дагестан – большой вопрос.

Парадоксальная ситуация сложилась в отчётах Фонда содействия реформированию ЖКХ при Минстрое РФ, которые контролируют не только миллиардные вливания на расселение из аварийного жилья, но и его качество. С 2008 по 2017 год в республику было направлено более 6 млрд рублей. Дагестан, по данным Фонда на ноябрь 2017 года, числится как регион, выполнивший программу и указ Президента РФ №600 на 100%, но при этом 11 домов стоят на контроле как проблемные.

Об этих домах, о том, как переселенцы не желают покидать своё жильё в центре города и заселяться на окраину (в Эльтавский лес, промзону по ул. Бейбулатова и в район бывшего ипподрома), об их судебных тяжбах с администрацией Махачкалы, которая так и не выиграла, «ЧК» неоднократно писал. Причём наши доводы подкреплялись заключением контролирующего органа – Фондом содействия реформированию ЖКХ. (Подробнее в статье «Содействие в бездействии», №32 от 18.08.2017 г. «ЧК»).

Выявленные дефекты должны были устранить, но до сих пор не устранили, прокуратура и бывший глава республики Рамазан Абдулатипов никак не отреагировали, а посетивший Дагестан в конце прошлого года уже экс-министр строительства РФ Михаил Мень отмолчался по этому поводу.

Впрочем, так же поступили его коллеги год спустя.

На прошлой неделе в рамках межрегионального совещания «Общественный контроль и жилищное просвещение – пути повышения эффективности работы жилищно-коммунальной отрасли»  представители Регионального центра общественного контроля (РЦОК) в РД, Минстроя РД и Фонда содействия реформированию ЖКХ во главе с заместителем директора Контрольного департамента Николаем Семёновым должны были осмотреть дома по программе переселения из аварийного жилья. Но московские чиновники, видимо, впечатлённые гостеприимством нового министра строительства РД Малика Баглиева, решили это сделать без лишних глаз: без руководителя РЦОК Сапарбейга Абдуллаева  и представителей СМИ. Правда, корреспонденту «ЧК» удалось побывать на одном из объектов по ул. Юсупа Акаева, 21, где обнаружились нарушения по качеству труб и отсутствию бойлеров, которые обеспечивают поступление тепла на верхние этажи. Далее нашего коллегу попросили не сопровождать комиссию без объяснения причин. Известно, что делегация планировала проверить дома в районе бывшего Ипподрома – ул. Джигитская.

 

Конец света

 

Несмотря на местоположение домов в районе бывшего ипподрома, у жителей Махачкалы была надежда, что при неудачном опыте в других районах города здесь появится хотя бы качественное жильё. Тем более лично бывший премьер-министр Абдусамад Гамидов обещал, что дома строятся качественно, а до первого сентября 2017 года к ним будет проведена современная дорога, к началу 2018 года будет построен детский сад, к осени – школа, а затем и поликлиника. Что на данный момент происходит на ул. Джигитской?

Действительно, вокруг трёх домов проложили асфальт, а вот к детскому  саду пока не подобраться. Внешне он готов, но работы встали, так как нет денег на внутреннюю отделку. Пока неизвестно, когда туда смогут пойти дети. Школы к осени тоже не стоит ждать, есть только котлован. А в новых домах безлюдно. В двухподъездном девятиэтажном доме по ул. Джигитской, 13б, корпус 1, живёт несколько семей. Ещё два дома до конца не завершены, в подъездах закрыты двери, а на окнах висят объявления о продаже. Действительно, жить там невозможно: два месяца нет воды, почти месяц – света.

В районе ипподрома построили детский сад, но на завершение работ пока нет денег

Корреспонденту «ЧК» удалось поговорить с одной из жительниц. Её семья переехала практически насильно с ул. Лаптиева, так как сотрудники администрации Махачкалы сначала просили-умоляли, потом начали давить, отключать газ, отопление в их старом доме. «Когда только заехали в новый дом, здесь был газ, свет, вода. С марта 2018 года нет воды, газа, часто исчезал свет, а сейчас света нет около месяца. Говорят, застройщик задолжал за электроэнергию 1,5 млн и поэтому обрезали провода. Я целыми днями вытираю плесень с новой мебели. По качеству строительства: элементарно слышу, как соседка на втором этаже чай наливает. В соседних домах ещё хуже, так как их ещё не завершили. Никакой делегации из Минстроя и Фонда ЖКХ здесь не было на прошлой неделе. Мы с 7 мая ждём комиссию из мэрии, которая обещала приехать», – рассказала жительница ул. Джигитской.

А во дворе дома мы встретили семью, которая приехала в район ипподрома с целью купить квартиру в новых домах.

«Для нас привлекательна цена: на первом этаже трёхкомнатную квартиру продают  за 2,4 млн рублей, на третьем – 1,8 млн руб. Хозяева говорят, что лучше купят меньшую площадь в центре города. Планировки здесь не очень хорошие и смущают проблемы со светом и водой, но надеемся, что скоро подключат, так как программа государственная», – пояснил мужчина.

Кроме того, эти дома построены в болотистой местности, обещанный дренаж там не произвели, поэтому не исключено, что, как и в домах по ул. Лиственной и О. Кошевого, (детище бывшего министра строительства РД и мэра Махачкалы Мусы Мусаева) подвалы заполнятся водой.

Даже несмотря на то что ул. О. Кошевого, 41в, практически центр Махачкалы относительно Эльтавского леса, Степного посёлка и ипподрома, туда тоже отказываются переселяться. Патимат Гаджимагомедова – жительница пр. Свободы, 17 (находится в историческом центре и пяти минутах от  городского пляжа), не желает жить фактически в однокомнатной квартире с шестью членами семьи, в которую невозможно занести мебель, а входная дверь при открытии ударяется о соседскую.

В старом доме она жить не может, так как обрушилась стена. Сейчас семья снимает жильё за 8 тысяч рублей и обращается во всевозможные инстанции, чтобы мэрия им выплатила компенсацию, то есть выкупила их жильё либо предоставила квартиру на вторичном рынке.

Мэрия Махачкалы подавала в суд на выселение жильцов из аварийного дома по пр. Свобода, 17, но проиграла. По словам Гаджимагомедовой, представитель прокуратуры побывал в доме по ул. О. Кошевого и заявил в суде, что жить там невозможно. 

При этом федеральная программа предполагает и выплату компенсационных выплат, и предоставление квартир на вторичном рынке. Дагестан выбрал преимущественно строительство нового  жилья, потому как есть возможность вывода бюджетных средств. За что отчасти и поплатились Абдусамад Гамидов и бывший министр строительства РД Ибрагим Казибеков.

 

Побеги и переселение

 

По версии следствия, Казибеков и Гамидов из личной заинтересованности подготовили и приняли правительственное постановление №223 от 29.07.2016 года о внесении изменений в Постановление Правительства РД №326 от 25.06.2013 года «Об утверждении республиканской адресной программы переселения граждан из аварийного жилья». Первоначальный документ утверждал другой премьер-министр – Мухтар Меджидов. Тогда стоимость квадратного метра для Дагестана составляла 25 450 рублей. В соседних республиках цена варьировалась от самой низкой в Карачаево-Черкесии (22 310) до самой высокой в Чечне (30 000). В 2016 году в республике пересчитали стоимость квадратного метра и вывели сумму 34 850, в Чечне сумма изменилась до 40 тыс. рублей. Но вопросы у следствия возникли именно к дагестанским расчётам, которые они признали необоснованно завышенными.

Отметим, что до утверждения проект-постановление проходил проверку на антикоррупционную составляющую в Минюсте и прокуратуре. Последнее слово оставалось за Фондом. Но на тот момент вопросов ни у одного из этих ведомств не возникло. Также ни прокуратура, ни Минстрой РФ ни разу не отреагировали должным образом на сообщения СМИ и участников программы, что дома строятся некачественные и по заниженной цене, а на откаты уходило до 15 тыс. рублей за квадратный метр. В первую очередь стоило обратить внимание на то, что главным застройщиком программы выступало ООО «Гранит». Компания получила такую привилегию без аукционов  благодаря аффилированности с Ибрагимом Казибековым.

«ЧК» в прошлом году направлял запрос прокурору Дагестана Рамазану Шахнавазову с просьбой проверить, имеется ли в этом случае конфликт интересов. Надзорный орган перенаправил запрос в УБЭП и ПК Дагестана. О связях ООО «Гранит» с АО «ШЭР», где в учредителях не только сам Казибеков, но и почти полный состав его семьи, мы писали в материале «Разыгранная карта» (№23 от 16.06.2017 г. – «ЧК»). Сотрудники УБЭП тогда никакой заинтересованности не выявили.

Однако меньше чем через год сотрудники УБЭП и ФСБ эту связь увидели и стали заводить уголовные дела не только в отношении Ибрагима Казибекова, но и его родственника, работавшего в «Граните», Мурадхана Ризаева, а также племянника Эмира Казибекова, который недолго проработал в управлении по жилищной политике Махачкалы, занимающемся программой переселения и организацией торгов. 

Есть ещё один человек, который должен был попасть в этот список, Алексей Силин – бывший гендиректор ООО «Гранит». Именно под его руководством строились дома по программе переселения из аварийного жилья низкого качества. По нашим данным, Силин – ставленник Фонда содействия реформированию ЖКХ. Видимо, поэтому долгое время деятельность «Гранита» не привлекала внимания московских чиновников. Также не исключено, что он туда был поставлен, чтобы заниматься контролем и распределением бюджетных средств. По некоторым данным, как и Казибеков, он находится за рубежом. ]§[

Номер газеты