Ещё в советское время Геджух стал одним из наиболее узнаваемых дагестанских брендов, что произошло благодаря своему «градообразующему» предприятию – винному заводу – и его виноградникам. Однако было бы неправильным связывать известность Геджуха исключительно с советским периодом.
Владения наместника Кавказа
Развитие здесь винного производства было предопределено решением графа Иллариона Ивановича Воронцова-Дашкова (1837–1916 гг.) заложить здесь винные погреба. Напомним, что это – государственный и военный деятель из рода Воронцовых-Дашковых, занимавший в 1881–97 гг. должность министра императорского двора и уделов, а в 1905–16 годах являвшийся наместником императора на Кавказе.
Безусловно, главная историческая достопримечательность Геджуха – это винные подвалы, построенные в 60-х годах XIX века по указанию графа Иллариона Ивановича Воронцова-Дашкова. Граф был в этих краях всего один раз вместе с приятелем из Франции, который и указал ему на идеальные условия для выращивания винограда и виноделия.
Строили подвалы интересным способом. Был выкопан фундамент, на месте помещений были оставлены бугры в форме половинки цилиндра, которые послужили опорой для выкладки свода стен и потолков. Затем из-под них выгребалась земля и выкладывался пол. Стены и потолок засыпались той же землёй. Строили его каторжане с каменоломен под руководством французского специалиста – винодела по фамилии Бертрен.
Граф заполучил первоначально около 100 гектаров земли, заложил виноградники и построил винные подвалы – хранилища и винокурню. Его имение расположилось в Дарвагчайской долине на склоне гор Иран-хараба. Кстати, это месторасположение лагеря войска иранского правителя Надир-шаха, который вторгся в Дагестан в 1741 г. Сейчас от его наследства в Геджухе сохранились два подвала, находящиеся на 12-метровой глубине. Чтобы туда попасть, необходимо преодолеть 33 ступени. Толщина стен – от 1,2 до 1,6 метра, что позволяет круглый год сохранять температуру от 14 до 16 градусов при естественной вентиляции. В каждом хранилище размещалось до 250 бочек вина. Бывший наместник Кавказа Воронцов-Дашков за 20 с лишним лет вложил в своё имение Геджух, организованное на капиталистических началах, около одного миллиона рублей. Имение графа давало к концу XIX в. до 20 тысяч вёдер хорошего вина. Из имения Воронцова вино поставлялось в императорский дворец в Санкт-Петербурге, благо сам граф занимал должность министра императорского двора и уделов.
Таким образом, в самом начале ХХ века близ железнодорожной станции Мамед-Кала выросли два самых больших и образцовых имения: 1) «Геджух» графа Воронцова-Дашкова и 2) «Михайловка» графа, генерала Павла Бенкендорфа. Во время гражданской войны 1917–20 гг. имения были заброшены. В докладной записке Комиссии Наркомзема Дагестана, созданной в начале 1921 г. для обследования имения Геджух, в котором ещё в 1918 г. была предпринята попытка организации советского хозяйства, отмечалось, что хозяйство находилось в запущенном состоянии, производственные и жилые постройки разрушены, оборудование и инвентарь разграблены и повреждены на 70%, оба завода – винокуренный и коньячный – выведены из строя.
В 1920-е гг. на их основе был создан совхоз «Геджух – Михайловка». Точнее, в 1922 году был образован совхоз и началось возрождение виноградарства, а позднее здесь постепенно было развёрнуто винное производство, ставшее флагманом этой отрасли в Дагестане. Совхоз «Геджухский» выпускал более десятка наименований различных вин, таких, как «Саперави», «Каберне», «Дербент», «Нарын-Кала», «Ркацители», «Кагор», «Кара-Чач», «Дагестан». Кроме того, вина Геджуха цистернами отправляли в Болгарию, где их разливали в бутылки и продавали обратно в СССР. К 1973 г. Геджухский совхоз стал самым рентабельным хозяйством в Дагестане – этот показатель здесь составил 115%. Из-за нехватки рабочей силы вдобавок к переселённым в Геджух в 1957–58 гг. жителям табасаранского селения Чере в 1963 г. были переселены жители кайтагского селения Тама и в 1966 г. – близлежащего горного селения Гимейди.
Постсоветская разруха и развал предприятия
После развала СССР предприятие под руководством Шихисифа Новрузалиева сохранилось и даже находилось в числе успешных. В 2000 г. совхоз «Геджухский» был преобразован в ГУП «Геджух». В 2000-х годах ГУП хотя и потерял прежние объёмы производства вина и заметно сузил площадь виноградников, но всё же оставался на плаву. К примеру, в 2003 году было переработано 3 тыс. тонн винограда, а общая площадь виноградника превышала 500 гектаров. Из всех налогов, собиравшихся в Дербентском районе, почти одну треть, а именно 28%, перечислял именно Геджух, что говорит о его значимости в экономике района.
Однако после Новрузалиева в Геджухе поменялось ещё несколько руководителей, и к 2010 году хозяйство начало, откровенно говоря, разваливаться. В 2011 г. в результате заморозков весь виноградник на площади 520 гектаров был признан замёрзшим и списан. В 2012 г. хозяйство уже не получило ни одной тонны урожая. Правительство выделило около 13 миллионов на раскорчёвку замёрзших виноградных лоз, но ничего сделано не было. В хозяйстве перестали выплачивать зарплату, оборудование и алюминиевые ёмкости и прочий ликвид начали распродавать. Имущество предприятия было разворовано, поля деградировали и заросли сорняком, бывшие работники в последние годы были вынуждены выезжать на заработки в Краснодарский и Ставропольский края.
Наступил период анархии и разворовывания остатков былого величия совхоза. В цехе розлива вина почти ничего из оборудования не осталось – растащены даже алюминиевые ёмкости для хранения вина. В здании конторы ГУПа также ничего не осталось – даже входной двери и то нет, не говоря уже об оборудовании лаборатории. Всё поголовье КРС, МРС, птицы также было распродано, а ведь совхоз имел успешную животноводческую отрасль – даже 120 голов свиней имелось в Геджухе. Мельница и колбасный цех также оказались жертвами управляющих хозяйством – от них остались только сами здания. У Геджухского совхоза имелась даже гостиница, судьба которой сложилась аналогичным образом.
К 2013 году от ГУП «Геджухский» остались только земля, поросшая бурьяном и кустарником, а также остовы зданий винзавода и конторы. В хозяйстве ничего не производилось, а люди уже третий год не получали зарплату. Люди, потеряв надежду на возрождение хозяйства, начали активно выезжать из селения на заработки за пределы Дагестана. За это время сменилось несколько начальников, но положительных результатов это не дало, в ГУП был назначен конкурсный управляющий и УФНС России по РД запущена процедура банкротства. Заявление о признании его несостоятельным принято к производству определением Арбитражного суда РД в апреле 2014 года, однако работа так и не завершилась к настоящему времени.
Из 2 168 гектаров, формально числившихся за ГУП «Геджухский», небольшая часть была занята под жилое строительство, а вся остальная земля поросла бурьяном, кустарником и камышом. Из бессрочного пользования ГУП «Геджух» 177 га земель перешли в ведение сельской администрации.
Обеспечение водой
В самый тяжёлый период для геджухцев, когда вдобавок к отсутствию зарплаты добавились проблемы с водоснабжением из-за заброшенности гидротехнических сооружений, в результате консультаций с населением было принято решение о передаче около 1 000 гектаров земель ГУП «Геджухский» ОАО «Дербентский завод игристых вин». С 1 августа 2013 года ГУП «Геджухский» подписывает с ОАО «ДЗИВ» два соглашения о взаимодействии. По первому ГУП передаёт в пользование 950 га земель бывших виноградников на 49 лет. ОАО «ДЗИВ», в свою очередь, обещает посадить там новые виноградники и привлечь рабочую силу для «Геджуха». По второму соглашению – также на 49 лет – передаётся оросительная система вместе с плотиной №1 водоизмещением более 2 млн кубов тонн воды на 60 га вместе с отводящим каналом.
Это решение стало поистине спасительным для Геджуха. Прежде чем взяться за возрождение виноградарства руководитель ОАО «ДЗИВ» Магомед Садулаев начал реконструкцию гидротехнических сооружений, что являлось жизненно важным для геджухцев и необходимым условием для закладки новых виноградников.
Здесь необходимо сделать небольшое отступление и сказать, что на балансе ГУП «Геджухский» ещё с советских времён находился гидротехнический объект республиканского значения – Геджухское водохранилище. Расположенное в 3 км от Геджуха, оно обеспечивало питьевой водой геджухцев, а также из него осуществлялась подача технической воды для полива виноградников и пашни хозяйства. Руководству ГУПа, а также районным властям не оказалось дела до этого водохранилища, что обернулось большими неприятностями для жителей населённых пунктов, расположенных ниже по течению и регулярно начавших страдать от наводнений. К примеру, с 3 на 4 мая 2010 года из-за выпадения обильных осадков повысился уровень реки Дарвагчай, питающей Геджухское водохранилище, в результате чего в нём увеличился объём воды, и пришлось применить экстренный сброс. В зоне подтопления оказались два населённых пункта и 210 жилых домов, которые на 30–40 см были под водой. Только той весной это было уже второе ЧП на Геджухском водохранилище. В ночь на 17 марта в результате сильного дождя резко поднялся уровень воды в малых реках, в том числе подпитывающих Геджухское водохранилище.
В этих условиях Садулаеву пришлось взяться за реконструкцию объекта республиканского значения. На финансовые средства Дербентского завода игристых вин была восстановлена дамба и водосбросный канал, который был размыт в 2010 году. В результате вода, которая уходила в море, была пущена на орошение и водоснабжение Геджуха. Вместе с тем были установлены водосбросные трубы, три насосные и 18 фильтрующих станций, прочищены заиленные и заросшие камышом старые каналы, то есть была практически полностью реконструирована оросительная сеть. На гидротехнические объекты за счёт средств ДЗИВ были поставлены сторожа, регулирующие объёмы подаваемой воды. На всей площади, арендованной ДЗИВ, была установлена система капельного орошения, смонтированная специалистами израильской компании A.I.K. LTD.
Однако этого оказалось мало. Крупный водопровод, который на протяжении 900 метров проходил по территории селения Геджух, оказался заилен и не пропускал воду в нужном объёме, из-за чего она не поступала в жилые пятиэтажки и некоторые дома геджухцев. За счёт средств ДЗИВ были наняты рабочие, которые, пробив в нескольких местах отверстия в трубе, вручную очистили эту трубу диаметром около 1 метра. Опять же за счёт средств Садулаева для нужд жителей селения Геджух были установлены 2 ёмкости объёмом 450 м3 для хранения питьевой воды, а также заменён водопровод протяжённостью 3 км.
Таким образом, Дербентский завод игристых вин и лично Магомед Садулаев практически полностью осуществили масштабный для крупного (около 2 тысяч хозяйств) населённого пункта социальный проект полной реконструкции системы водоснабжения. На площади 920 га была реконструирована мелиоративная сеть и очищен канал от плотины местного водохранилища до Дарвагского накопителя: колоссальная работа, с которой ДЗИВ успешно справился. Не считая средств, ушедших в качестве благотворительной помощи на решение проблем водоснабжения внутри Геджуха, реконструкция гидротехнической системы обошлась в дополнительные 67 миллионов рублей.
Закладка виноградников
Вслед за реконструкцией гидротехнических сооружений, а точнее одновременно с этим, был проделан огромный объём работы по закладке образцового виноградника на площади 843 гектара. Путь к столь успешному положению дел был для генерального директора ДЗИВ и его подчинённых нелёгким. Бывший главный агроном Геджухского винсовхоза Фахретдин Ферзиев, ныне работающий начальником агроцеха «Геджух» в составе ОАО «ДЗИВ», рассказывает: «Решение о передаче части земель в аренду Дербентскому заводу игристых вин было принято в самый тяжёлый для геджухцев момент, когда они оказались у разбитого корыта. Около 600 гектаров списанного из-за заморозков виноградника пришлось раскорчёвывать, поднять плантаж, то есть проделать всю работу буквально с нуля, избавляя обширные территории от зарослей камыша, кустарника и сорняков и высаживая на них привезённый из-за границы посадочный материал. Представьте себе, что затраты на 1 гектар составляли около 750 тысяч рублей. В Сербии были закуплены специально выращенные саженцы винограда. Они представляют собой культурные сорта, привитые на «дикушке», которая устойчива к основной для виноградника болезни – филоксере. Большая часть полей была отдана под сорт винограда «рислинг», далее по объёмам идут «шардоне», «алиготе» и «совиньон». Ставка сразу была сделана на винные сорта, и порядка 92% саженцев земля приняла успешно. Таким образом, нами в 2013 году было посажено 420 га, а в 2014 году – 423 га виноградника. В прошлом, то есть 2017 году, нами было получено 5 800 тонн винограда. Нужно учесть, что только на пятый год виноградники входят в стадию полного плодоношения, то есть на плановые показатели мы выйдем в 2019 году».
Как поделился в разговоре с нами Магомед Садулаев, в виноградники Геджуха его предприятием вложено около 630 миллионов рублей, из которых 28% составили субсидии. Помимо расходов непосредственно на закладку виноградника, нужно учесть затраты на приобретение большого количества техники – 13 тракторов «Беларус», 2 гусеничных трактора, 4 автомашины, плуги, культиваторы, дискаторы для обработки виноградника и т. д.
Однако больше он воодушевляется, когда говорит о возможных перспективах и готовности взять в аренду ещё 100 гектаров для закладки столовых сортов винограда и поставить хранилище на 2 000 тонн винограда. «Понимаете, – говорит Магомед Садулаев, – в российских торговых сетях не продаётся ни одного килограмма винограда из Дагестана. Есть виноград из Узбекистана, других стран или российских регионов, но не из нашей республики. Есть отличные перспективы, но мы пока не можем создать собственное производство. По винным сортам, заложенным в 2013–14 годах в Геджухе, мы планируем получать ежегодно не меньше 10 тысяч винограда, но всё это идёт на переработку, а востребованы ещё и столовые сорта».
Социальная ответственность
Нельзя не отметить той социальной стороны деятельности Дербентского завода игристых вин и лично Магомеда Садулаева, которая с 2013 года проводится в селении Геджух. Не говоря уже о том, что в результате экономической деятельности появились порядка 500 граждан, чья заработная плата в сезон достигает 27 тыс. рублей, ДЗИВ ежегодно перечисляет в качестве арендной платы более 1 миллиона рублей в местный бюджет. Ещё один интересный момент состоит в том, что ДЗИВ по итогам прошлого года оказался крупнейшим налогоплательщиком региона, перечислив государственной казне 989 млн рублей.
Также стоит отметить социальный вклад предприятия в жизнь соседнего Дарвага. В частности, в последнем был введён в эксплуатацию детский сад, сельчанам обеспечен качественный водопровод.
В самом Геджухе, помимо того объёма работ по обеспечению села водой, регулярно осуществляется чуть ли не каждодневная помощь. В 2016 году был произведён ремонт спортзала, геджухской школе на 580 тысяч рублей было подарено оборудование для компьютерного класса, постоянно оказывается помощь больнице, двум детским садам, мечети и мадраса. То есть вся социальная инфраструктура селения регулярно получает поддержку от Дербентского завода игристых вин. Даже на кладбище Геджуха при необходимости выкопать могилу или провести более трудоёмкие работы осуществляется помощь за счёт техники ДЗИВ. Её же выделяют для вывоза мусора, ремонта и т. д. В прошлом году пожар уничтожил урожай озимых культур на соседних с Геджухом землях отгонного животноводства, выделенных Дахадаевскому району. Его удалось потушить только лишь с помощью тракторов ДЗИВ, тем самым были спасены сельхозугодья сельчан.
P. S. 6 июня мы посетили и Геджухский винзавод, вернее, его территорию, которая поросла бурьяном и молодыми деревьями. Цеха оказались в плачевном состоянии – всё оборудование вывезено и продано, а от зданий остались лишь стены. Территория перед заводом и близлежащий парк, который был на балансе винзвода, стали пастбищем для сельских коров и полигоном, где сжигается мусор.
Не в лучшем состоянии оказались знаменитые воронцовские подвалы – везде плесень, всё течёт и не ровён час может обвалиться. Хотелось узнать: кто всё-таки довёл завод до такого состояния?
А между тем министерство туризма республики ещё пару лет назад объявило о намерении создать программу винных туров, в которую войдут воронцовские подвалы. Этот вид туризма, как в Крыму, Грузии, Болгарии или Франции, является перспективным с точки зрения развития экономики региона. «Подвалы графа Воронцова могут быть интересны туристам. По моему мнению, они находятся в удовлетворительном состоянии, вычищены. Здесь имеются винные бочки, которые уже не используются для хранения вина, но могут быть использованы как демонстрационные объекты. Хорошо, что подвалы сохранились в таком состоянии, они интересны сами по себе, даже без винодельческого производства», – заявлял в своё время бывший министр по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан Магомед Исаев.
Перспективы, конечно, есть, но для этого необходимо провести немалый объём работы как самим геджухцам, так и, прежде всего, представителям государственных органов.
- 626 просмотров