Первым словом в откровении, снизошедшем на пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует) в пещере Хира, было слово «Читай…» Предшественники этой уммы не переставали следовать этому божественному повелению, относясь к нему со всей ответственностью и серьёзностью.
Если мы поразмыслим над жизнью посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то увидим, что чтение является одной из важных составляющих жизни человека. Давайте вспомним первый приход ангела Джибриля к пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха). Ниспослание Корана – последнего писания Всевышнего Аллаха, которое ниспосылалось в течение 23 лет, началось со слова «Читай!»
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) не был грамотным и не умел читать. К нему обращено первое слово Откровения Всевышнего Аллаха – «Читай!», а он не умеет читать. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обладал тысячами достоинств и способностей, с упоминания которых мог начаться Коран. Однако последнее Откровение Всевышнего Аллаха последнему посланнику человечества началось с прямого, ясного и короткого обращения, которое одним словом выражает требуемый стиль жизни исламской уммы: «Читай!»
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) прямо ответил, что не умеет читать. Возможно, он посчитал, что этого ответа будет достаточно, чтобы ангел Джибриль (мир ему) перешёл на другую тему и разъяснил цель, с которой он был послан. Однако вместо этого он сильно сжал его и повторил своё короткое повеление: «Читай!»
Это повторилось несколько раз, и после того, как Джибриль в третий раз отпустил Пророка (мир ему и благословение Аллаха), он сказал: «Читай во имя твоего Господа, Который сотворил всё сущее. Он сотворил человека из сгустка крови. Читай, ведь твой Господь – самый Великодушный. Он научил посредством письменной трости – научил человека тому, чего тот не знал» (сура «Сгусток», аяты 1–5).
Повеление читать прозвучало первым. Джибриль не сказал Пророку (мир ему и благословение Аллаха), что он является ангелом, отправленным к нему Аллахом. Не сказал, что Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) является посланником Аллаха. Не сказал, что ему ниспосылается Коран. Не возвестил о начале распространения новой религии (последнего этапа религии Аллаха) – ислама… Прежде всего этого было повеление «Читай!»
Чтение – часть жизни
Чтение вообще и чтение Корана в частности стало одной из основ, на которой поднялась исламская цивилизация со всем своим величием и могуществом. Примечательно, что это божественное веление в первую очередь было обращено к невежественному обществу, в котором умение читать и писать (грамотность) было редкостью. Это было указанием на то, что чтение – ключ к вратам знания, а соответственно, и величию на этой земле. И действительно, предшественники этой уммы воспользовались этим ключом наилучшим образом и открыли для себя и всей уммы врата знания, величия и могущества.
Вспомните, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) назначил выкуп за пленных, взятых в битве при Бадре, обусловив его тем, что каждый из них, кто умеет читать и писать, должен будет обучить этому десятерых мальчиков Медины. Среди них, кстати, был и ставший впоследствии секретарём Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и писцом, записывающим откровения Корана, Зейд ибн Сабит.
Чтение было неотъемлемым занятием предшественников этой уммы из числа учёных и правоведов. Они уделяли огромное внимание и очень трепетно к нему относились. Осознавая ценность и важность чтения, они заботились не только о себе, но и о жизни уммы в целом. Они отчётливо понимали, что нет величия для какой-либо уммы (общины) без знаний и что нет знаний без чтения.
История ислама сохранила множество удивительных примеров чтения наших предшественников как по количеству прочитанного, так и по скорости чтения. Об их чтении передают предания, в которые нам – слабым верой и силой духа – иногда даже не верится. Нам не верится в них, потому что подсознательно мы сравниваем их с собой, примеряем на нашу силу духа (точнее, её отсутствие), на нашу неусидчивость и слабое усердие. Если читать эти предания в контексте их остальных дел, поступков и достижений, то всё становится на свои места: всё становится очевидным и понятным, ибо остальные их достижения были ещё больше и величественней.
Примеры
Давайте бросим мимолётный взгляд в далёкое прошлое, чтобы мельком взглянуть на то, как и сколько читали наши праведные предшественники из числа учёных. Можно привести огромное количество примеров, но мы не ставим своей задачей перечислить их все и ограничимся несколькими, которые позволят нам взглянуть на один из видов их чтения, который они практиковали наравне с другими, – быстрое чтение:
1) Мадждуддин Фирузабади – автор известного толкового словаря – прочитал сборник хадисов «Сахих» Муслима в Дамаске перед Насыруддином ибн Джахбаль за три дня;
2) Хафиз ибн Хаджар прочитал сборник хадисов «Сахих» Аль-Бухари за сорок песочных часов. Сборник хадисов «Сахих» Муслима – за четыре встречи (маджлиса) в течение чуть более двух дней. Сборник «Ас-Сунан» Ибн Маджа – также за четыре встречи. Большой сборник Ан-Насаи он прочитал за десять встреч, длительность каждой из которых составляла около четырёх часов. Самым же быстрым из его чтений было чтение сборника «Му’джам Ат-Табарани ас-сагир» – в этом сборнике 1 500 хадисов. Он прочитал его полностью между обеденным и послеобеденным намазами, будучи в поездке в Шам;
3) Хафиз Абу аль-Фадль аль-Иракий прочитал сборник хадисов «Сахих» Муслима в Дамаске перед Мухаммадом ибн Исмаиль аль-Хаббаз за шесть последовательных встреч, в последней из которых он прочёл треть книги. При этом присутствовал и сверял хадисы по своей копии хафиз Зайнуддин ибн Раджаб;
4) Аль-Хатыб аль-Багдади прочитал сборник хадисов «Сахих» Аль-Бухари в Мекке перед Исмаилом аль-Хийри ад-Дарир за три встречи, две из которых прошли ночью и продолжались от ночного намаза до утреннего, а последняя встреча продолжалась от рассвета до восхода солнца;
5) Аль-Бурхан аль-Ханбалий прочитал полностью сборник хадисов «Сахих» Аль-Бухари перед своим шейхом за шесть дней. «Сахих» Муслима он прочёл за пять дней в месяце Рамадан с перерывами между ними.
Подобных примеров огромное количество, мы же, как уже сказали, ограничились всего лишь несколькими из них. Некоторые учёные даже посвятили отдельные книги или главы книг, где собрали предания об этом виде скоростного чтения наших праведных предшественников.
Сегодня, в век Интернета, когда стали доступны миллионы различных книг, журналов, газет и статей, причём материалы можно найти в самых различных форматах – в электронном, аудио- и видео- и т. д.; когда мы можем познакомиться с трудами выдающихся учёных ислама, как современных, так и предшественников; когда книга стала доступной как никогда раньше, когда перед нами открылись безграничные возможности самообразования и самосовершенствования, как никогда раньше стало доступным изучение практически любого языка, когда по одному клику мыши мы можем найти миллионы страниц полезной информации по любой интересующей нас теме – при всём этом мы почему-то топчемся на одном и том же месте. Многие из нас – те, кто мечтает о величии и утверждении ислама, к сожалению, ещё не осознали, что нет величия ни для одной общины, если в этой общине нет знаний: как шариатских, так и нешариатских. И что чтение является одним из главных основ приобретения и получения знания.
Описывая современное состояние исламской уммы и рассказывая о причинах её падения и слабости, один шейх в числе прочих причин упомянул и причину оставления чтения, сказав примерно следующее: «Умма, которой было велено читать, перестала читать».
Так давайте же возродим традицию чтения в нашем обществе! Начнём читать то, что будет полезным для нас в этой и в следующей жизнях! ]§[
- 67 просмотров