Видя сегодняшнее отношение мусульман и немусульман к теме многожёнства, мы решили немного раскрыть эту тему, разъяснив некоторые связанные с ним вопросы, а также ситуации, когда оно бывает желательным, нежелательным или же запретным. А также рассказать о мудрости предписания многожёнства.
Доказательство дозволенности многожёнства в исламе
Аллах в Коране говорит (смысл): «…то женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трёх, четырёх. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной» (Сура «Женщины», аят 3). Из этого аята видно, что женитьба больше чем на одной женщине дозволена лишь в том случае, когда мужчина сможет проявлять по отношению к ним справедливость. В противном случае он должен ограничиться одной женой.
Справедливость
Что же подразумевается под справедливостью, которая требуется в Священном Писании от мужчины, желающего жениться более чем на одной женщине? И в чём она должна проявляться?
Равное обеспечение
Муж должен предоставить каждой жене равное обеспечение в еде, питье, одежде, жилье, мебели и т. д. Понятие «равное» в данном случае не подразумевает, что каждой супруге всё должно быть предоставлено в абсолютно одинаковом количестве. От мужчины требуется справедливо обеспечить каждую жену тем, что ей необходимо.
Предоставление отдельного жилья для жён
На мужчине лежит обязанность предоставления отдельного жилья каждой из жён. Исключением может быть только ситуация, при которой жёны согласны жить в одном доме, однако при этом, естественно, у каждой должна быть своя комната. Имам Ибн Кудама сказал: «Человек не должен объединять двух жён в одном доме, кроме как с их соизволения. И нет разницы между молодыми жёнами и более старшими по возрасту, поскольку в этом будет заключаться вред, который станет причиной ревности и вражды. Нахождение жён в одном доме может привести к спорам и ругани» («Аль-Мугни», 7/229).
Также муж не имеет права предоставить роскошный дом одной из жён, а другую поселить в старой хибарке.
Справедливость в делении дней и ночей
Муж обязан одинаково делить дни и ночи, которые проводит со своими супругами, кроме случая, когда одна из жён даёт разрешение проводить у неё меньше времени, чем у другой. Имам Аш-Шафии сказал: «Сунна посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и все учёные говорят о том, что человек обязан делить поровну между жёнами дни и ночи. Он должен быть справедливым и не имеет права ущемлять их в этом» («Аль-Умм», 5/110).
Что же касается любви, то Шариат не обязывает испытывать её в равной степени к каждой из супруг, так как это невозможно. Аллах в Коране говорит (смысл): «Вы не сможете относиться к жёнам одинаково справедливо даже при сильном желании» (сура «Женщины», аят 129), так как это выше способностей человека, и такое чувство, как любовь, ему не подвластно. А как известно, «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (сура «Корова», аят 286). Даже сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха), имея в виду справедливость между жёнами, сказал: «О Аллах, это моё деление, в том, что мне подвластно. Не порицай меня в том, что мне не подвластно».
Положение многожёнства согласно шариату
Положение многожёнства в исламе различается в зависимости от ситуаций, связанных с человеком, который желает жениться больше чем на одной женщине. Иногда оно бывает желательным, порой нежелательным, а порой и запретным. Рассмотрим каждую из ситуаций более подробно.
1. Когда мужчина нуждается в двух супругах по причине того, что одна жена не оберегает его целомудрия, или его первая жена тяжело больна, бесплодна и так далее, а муж желает ребёнка. Это при условии, что он предполагает, что сможет проявлять справедливость между ними. В таком случае ему желательно жениться ещё на одной женщине, как были женаты многие из сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха) более чем на одной женщине.
2. Если мужчина желает жениться на другой женщине без нужды или же для увеличения почёта в обществе или же для него это просто предмет роскоши, и при этом он ещё и сомневается в том, что сможет проявлять справедливость между ними, то в этом случае многожёнство является для него нежелательным. Как говорится в хадисе Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Оставь то, что внушает тебе сомнения, и обратись к тому, что сомнений у тебя не вызывает» (Ат-Тирмизи, Ан-Насаи).
3. Если мужчина уверен в том, что не сможет проявлять справедливость между жёнами, по причине его бедности или слабости или по каким-нибудь другим причинам, то в этом случае многожёнство для него является греховным делом. Всевышний Аллах сказал в Коране (смысл): «Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной» (Сура «Женщины», аят 3).
Мудрость предписания многожёнства
Ислам дозволил многожёнство, так как в этом есть большая мудрость и польза для людей, даже если это и не очевидно на первый взгляд. Рассмотрим эту мудрость через ситуации, которыми переполнена наша реальность. Мы увидим, как шариат разрешает эти ситуации и как к ним относится господствующее сегодня на Западе мировоззрение.
Оберегание от прелюбодеяния
Природное естество многих мужчин таково, что одна жена зачастую не может сохранить его целомудрие, и поэтому они прибегают к супружеским изменам, что, в свою очередь, ведёт к распространению венерических заболеваний, абортов и увеличению разводов, число которых, например, в России около 50%. Исходя из этого возникает вопрос о том, что лучше: запретить мужчине многожёнство и тем самым подтолкнуть его на удовлетворение своих потребностей запретным путём либо дозволить ему жениться ещё на одной женщине?
Защита женщины
На сегодняшний день мы наблюдаем статистику, согласно которой количество женщин в мире превосходит количество мужчин. К тому же во всех странах смертность среди мужчин выше, чем среди женщин. Так что же лучше, чтоб все эти женщины оставались вдовами, сохраняли девственность до конца жизни, становились причиной внебрачных половых связей, на которые они идут зачастую в надежде на замужество, или же лучше будет разрешить им стать законными, пусть и не единственными, жёнами и находиться под опекой и обеспечением мужа?
Потомство
Также одной из мудростей многожёнства является увеличение потомства, так как оно является одним из основных факторов процветания нации. Английский философ Г. Спенсер писал: «Многожёнство является необходимым для тех народов, в которых мужчины гибнут на войне и выжившему мужчине дозволена только одна жена. Если общину поражает война, уничтожая их мужчин, то много женщин остаётся без мужей, в итоге от этого уменьшается рождаемость в народе. Когда две группы сражаются друг с другом, война не приносит пользу тому народу, в котором от женщин не требуется, чтобы они рожали. Они не в состоянии сопротивляться народу, в котором от женщин требуется рожать мужчин, благодаря многожёнству».
Конечно, такая философия, возможно, не полностью уместна на сегодняшний день, однако она отражает основополагающие принципы существования общества. С другой стороны, эти слова полностью соответствуют тому, что порой и сегодня можно наблюдать в отдельных регионах.
Сохранение народа от нечестия и болезней
Нет сомнений в том, что с запретом многожёнства в обществе появляется множество недугов, как физических, так и социальных. Это и распространение разврата, венерических заболеваний, увеличение количества абортов и рост числа беспризорных. Дозволенность же многожёнства способствует излечению общества от этих болезней.
Упомянутое в статье – это всего лишь малая часть из всех тех мудростей, явных и скрытых, которые содержатся в многожёнстве. Поэтому к данной теме мы обязательно ещё вернёмся. ]§[
- 520 просмотров